Файл: Проектирование организации ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
Понятие и сущность организации
Классификация и типы организационных структур, их преимущества и недостатки
1.3 Основные методы проектирования организационных структур
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЦЕНТР»
Организационно-экономическая характеристика общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР»
Оценка эффективности организационной структуры общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ЦЕНТР»
3.1 Рекомендации, направленные на совершенствование организационной структуры ООО «ЦЕНТР»
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
По количеству уровней управления организационная структура ООО «ЦЕНТР» иерархичная и имеет 2-4 уровня управления (Таблица 7).
Таблица 7.
Общее количество уровней в разных подразделениях, Max-min, среднее.
Ветки управления |
Количество уровней |
Ветка генерального директора |
4 |
Ветка первого заместителя генерального директора |
3 |
Ветка заместителя генерального директора |
3 |
Ветка заместителя генерального директор по работе с регионом |
3 |
Ветка исполнительного директор |
3 |
Ветка директора по продажам автомобилей |
3 |
Ветка директора по персоналу |
3 |
Ветка директора по маркетингу и рекламе |
3 |
Ветка директора по логистики |
3 |
Ветка директора службы безопасности |
3 |
Ветка финансового директора |
3 |
Ветка директора по продажам запчастей |
3 |
Ветка директора по правовым вопросам |
3 |
Ветка главного бухгалтера |
3 |
Ветка главного бухгалтера филиала |
3 |
Ветка ИТ директора |
3 |
Бухгалтерия |
2 |
Должности СМК, охраны труда и ТБ |
2 |
Max — 4 уровня; min-2 уровня. Среднее количество уровней по подразделениям 2,57.
Таблица 8.
Норма управляемости ООО «ЦЕНТР»
Должность |
Количество подчиненных, чел. |
1 |
2 |
Генеральный директор |
38 |
Первый заместитель генерального директора |
15 |
Заместитель генерального директора |
15 |
Заместитель генерального директор по работе с регионом г.Архангельск |
8 |
Заместитель генерального директор по работе с регионом г.Вологда |
8 |
Заместитель генерального директор по работе с регионом г.Воронеж |
8 |
Заместитель генерального директор по работе с регионом г.Петрозаводск |
8 |
Заместитель генерального директор по работе с регионом г.Мурманск |
8 |
Заместитель генерального директор по работе с регионом г.Ярославль |
8 |
Заместитель генерального директор по работе с регионом г.Санкт-Петербург (Шувалово) |
8 |
Заместитель генерального директор по работе с регионом г.Санкт-Петербург (Пулково) |
8 |
Исполнительный директор |
18 |
Директор по продажам автомобилей, |
9 |
Директор по персоналу |
9 |
Директор по маркетингу и рекламе |
9 |
Директор по логистике, |
9 |
Директор службы безопасности |
36 |
Финансовый директор |
5 |
Главный бухгалтер |
16 |
Главный бухгалтер филиала г. Вологда |
4 |
Главный бухгалтер филиала г. Архангельск |
4 |
Главный бухгалтер филиала г. Воронеж |
4 |
Главный бухгалтер филиала г. Петрозаводск |
4 |
Главный бухгалтер филиала г. Ярославль |
4 |
Главный бухгалтер филиала г. Мурманск |
4 |
Главный бухгалтер филиала г. Санкт-Петербург (Шувалово) |
5 |
Главный бухгалтер филиала г. Санкт-Петербург (Пулково) |
5 |
Директор по продажам запчастей |
10 |
Директор по правовым вопросам |
10 |
ИТ директор |
9 |
Начальник СТО г. Архангельск |
8 |
Начальник СТО г. Вологда |
8 |
Начальник СТО г. Воронеж |
7 |
Начальник СТО г. Мурманск |
7 |
Начальник СТО г. Петрозаводск |
5 |
Продолжение таблицы 8.
1 |
2 |
Начальник СТО г. Ярославль |
10 |
Начальник СТО г. Санкт-Петербург (Шувалово) |
12 |
Начальник СТО г. Санкт-Петербург (Пулково) |
12 |
Начальник СТО г. Санкт-Петербург |
10 |
Начальник ОЗЧ г. Архангельск |
3 |
Начальник ОЗЧ г. Вологда |
3 |
Начальник ОЗЧ г. Воронеж |
3 |
Начальник ОЗЧ г. Мурманск |
3 |
Начальник ОЗЧ г. Петрозаводск |
2 |
Начальник ОЗЧ г. Ярославль |
4 |
Начальник ОЗЧ г. Санкт-Петербург (Шувалово) |
4 |
Начальник ОЗЧ г. Санкт-Петербург (Пулково) |
4 |
Начальник ОП г. Санкт-Петербург |
4 |
Начальник ОП г. Архангельск |
3 |
Начальник ОП г. Вологда |
3 |
Начальник ОП г. Воронеж |
3 |
Начальник ОП г. Мурманск |
3 |
Начальник ОП г. Петрозаводск |
3 |
Начальник ОП г. Ярославль |
3 |
Начальник ОП г. Санкт-Петербург (Шувалово) |
4 |
Начальник ОП г. Санкт-Петербург (Пулково) |
5 |
Начальник ОП г. Санкт-Петербург |
4 |
Руководитель отдела по работе с клиентами |
5 |
По характеру трудовых отношений персонал организации ООО «ЦЕНТР» подразделяется на управляющих, служащих, рабочих (Рис. 8).
Рис. 8 Структура персонала по категориям ООО «ЦЕНТР»
Управляющий персонал (администрация) - 12%, к ним относятся руководители высшего и среднего звена, т.е. все директора, включая заместителей генерального директора по работе с регионом. К служащим (специалисты) относятся работники бухгалтерии, финансового отдела, отдела информационных технологий, администраторы, менеджеры отдела продаж автомобилей, менеджеры по продажам запчастей, специалисты по страхованию, инженеры по гарантии, и они составляют 55%, рабочие – 33%, к ним относятся работники станции технического обслуживания, также охранники и уборщики.
Проанализируем качественный состав персонала за 2017 г. по уровню образования (Таблица 9).
Таблица 9.
Уровень образования персонала ООО «ЦЕНТР»
Категории персонала |
Образование, чел. |
||
Высшее |
Средне –специальное |
Среднее |
|
Управляющие (администрация) |
49 |
0 |
0 |
Служащие (специалисты) |
131 |
87 |
9 |
Рабочие |
88 |
45 |
3 |
Всего: |
266 |
134 |
12 |
Согласно данным таблицы 7, 65 % персонала имеют высшее образование, 32% - средне – специальное, 3% - среднее образование.
Отметим, что уровень образования персонала ООО «ЦЕНТР» на 100% соответствует требованиям должности.
Проведем анализ кадрового состава ООО «ЦЕНТР» по половому признаку (Рис. 9).
Исходя из приведенных данных по рис. 9 видно, что в организации общая численность персонала составляет 412 человек, из них 68,20 % - мужчины, 31,80 % - женщины.
Рис. 9 Структура персонала ООО «ЦЕНТР» по половому признаку
Проведем анализ возрастного состава ООО «ЦЕНТР» (Таблица 10).
В обществе с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР» 44 % сотрудников в возрасте до 30 лет, среди них находятся и сотрудники высшего звена. 50% сотрудников в возрасте от 31 до 50 лет, и 6% составляют сотрудники в возрасте от 51 года, в последнюю возрастную категорию входят как руководители высшего звена, так и рабочие. Средний возрастной состав общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР» составил 39,7 лет.
Таблица 10.
Возрастной состав персонала ООО «ЦЕНТР»
Категория персонала |
Возраст персонала (чел.) |
||
До 30 лет |
От 31 до 50 лет |
Старше 51 лет |
|
Управляющие (администрация) |
4 |
41 |
4 |
Служащие (специалисты) |
126 |
94 |
7 |
Рабочие |
51 |
71 |
14 |
Всего: |
181 |
206 |
25 |
Таким образом, можно сказать, что квалификация персонала и уровень профессиональной подготовки очень высокий. Наибольшую долю в структуре персонала автосалона занимают: сотрудники в возрасте от 31 до 50 лет; сотрудники с высшим образованием.
Практически все сотрудники компании работают на условиях полной занятости.
Движение кадров на предприятии характеризуется коэффициентами (Таблица 11):
- оборота по приему кадров;
- оборота по увольнению;
- коэффициент текучести;
- коэффициент восполнения;
- постоянства кадров;
- общего оборота.
Оборот кадров представляет собой совокупность принятых на работу и уволенных работников, рассматриваемую в соотношении со средней списочной численностью работников за определенный (отчетный) период [51, с. 37].
Чтобы узнать среднесписочную численность - Чср за отчетный период, необходимо первого числа каждого месяца фиксировать списочную численность сотрудников предприятия, приходящуюся на этот день. В конце отчетного периода (например, года) вычислить среднесписочную численность по формуле (9)
Чср = ((Чср1 + Чср2) :2+ (Чср2 + Чср3) :2 +…+ (Чср12 + Чср1n) : 2)) : 12, (9)
где Чср – среднесписочная численность работников за отчетный период;
Чср1, Чср2, … Чср12 – списочная численность на первые числа каждого месяца отчетного года;
Чср1n – списочная численность на первое января следующего года.
Таблица 11.
Расчет коэффициентов движения кадров ООО «ЦЕНТР» за 2017-2018гг.
Показатели |
Численность работников (чел.) |
|
2015г. |
2016г. |
|
Среднесписочная численность работников – Чср (среднесписочная численность работников за отчетный период) |
375 |
412 |
Принято на работу всего – Чпр (число работников за отчетный период) |
379 |
112 |
Принято нанимателем |
24 |
100 |
По направлению из числа окончивших учебное заведение |
0 |
0 |
Переведено из других организаций |
355 |
12 |
Коэффициент оборота по приему – Кп, % |
101,1 |
27,2 |
Коэффициент уволенных работников за отчетный период – Чу |
4 |
95 |
По собственному желанию в связи с прекращением трудового договора (включая уволенных по соглашению сторон) - Чусж |
4 |
58 |
По сокращению численности |
0 |
33 |
За прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины - Чунд |
0 |
4 |
Коэффициент оборота по увольнению – Ку, % |
1,1 |
23,1 |
Коэффициент текучести – Кт, % |
1,1 |
15 |
Число работников, проработавших в организации в течении года (с 1 января по 31 декабря) включительно- Чр |
371 |
342 |
Коэффициент постоянства кадров – Кпос |
1,0 |
0,83 |
Коэффициент общего оборота – Ко, % |
102,% |
50,0% |
Коэффициент восполнения – Кв, % |
1,1 |
8,48 |
Коэффициент оборота по приему рассчитывается по формуле (10)
Кп = Чпр : Чср, (10)
где Кп – коэффициент оборота по приему;
Чпр - принято на работу всего;
Чср - среднесписочная численность работников за отчетный период.
С учетом представленных в таблице данных коэффициент по приему – Кп - свидетельствует о том, что основным источником пополнения является прием работников самой организацией. Снижение показателя говорит о статичности в развитии и устойчивости коллектива, рост – о динамике развития организации или отдельного взятого структурного подразделения.
Коэффициент общего оборота рассчитывается по формуле (11)
Ко = (Чпр+Чу) : Чср, (11)
где Ко – коэффициент общего оборота;
Чпр - принято на работу всего;
Чу- коэффициент уволенных работников за отчетный период;
Чср - среднесписочная численность работников за отчетный период.
Рост данного показателя указывает на текучесть кадров.
Коэффициент оборота по увольнению рассчитывается по формуле (12)
Ку =Чу : Чср, (12)
где Ку – коэффициент оборота по увольнению;
Чу- коэффициент уволенных работников за отчетный период;
Чср - среднесписочная численность работников за отчетный период.
Рост показателя указывает либо на оптимизацию численности организации (отдельно взятого структурного подразделения), либо на существующие проблемы с текучестью кадров. В данном случае большинство уволенных сотрудников ушли по собственному желанию.
В компании общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР» наблюдается текучесть персонала в отделе продаж автомобилей и частично в СТО (станция технического обслуживания). Большое сокращение пришлось на конец 2015 года в связи с кризисом.
Коэффициент текучести кадров рассчитывается по формуле (13)
Кт = (Чусж + Чунд) : Чср, (13)
где Кт – коэффициент текучести кадров;
Чусж - уволенные по собственному желанию в связи с прекращением трудового договора (включая уволенных по соглашению сторон);
Чунд – уволенные за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины;
Чср - среднесписочная численность работников за отчетный период.
При определении процента по текучести необходимо полученный результат умножить на 100.
Нормальное значение текучести кадров у руководителей организации лежит в пределах от 0 до 2 процентов. У управляющих среднего уровня норма возрастает до 8-10 процентов. Текучесть кадров среди линейного персонала не должна быть выше 20. Норма для квалифицированных производственных рабочих и торгового персонала составляет 20-30, а для неквалифицированной рабочей силы – уже 30-50 процентов.