Файл: Судебная власть государства организация и полномочия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Переход от декларируемого всевластия Советов как выразите­лей воли определенного класса или классов к закрепленному в Конституции принципу разделения властей не мог не сопровож­даться стремлением многих юристов-теоретиков каким-либо об­разом соединить несоединимое. Это стремление, на наш взгляд, выражается, во-первых, в «наращивании» ветвей власти и тем самым в отождествлении их с конкретными функциями государ­ственных органов, а во-вторых, в особом акцентировании про­блемы взаимодействия властей, объединенных общей целью.

Применительно к первому из отмеченных моментов можно со­слаться на позицию В.Е. Чиркина, по мнению которого «с течени­ем времени концепция разделения властей стала подвергаться мо­дификациям», в силу чего «создатели некоторых конституций стали полагать, что выделение трех ветвей власти не полностью отражает существующие реалии»[9].

Автор считает, что в настоящее время теория разделения властей получила еще одно новое дополнение: тезис о необходимости взаимодействия ветвей власти. Теоретически это требование вытекает из необходимости общего направления государственной политики, единообразного содержания ее принципов. Невозможно представить нормальную деятельность такого государства, когда его органы выступают с совершенно разных принципиальных позиций».

Удачное законодательное воплощение «обновленного» содержания принципа разделения властей В.Е. Чиркин рассматривает конституции Казахстана, Азербайджана, Молдавии и Белоруссии, которые в той или иной форме закрепляют принцип взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной власти. С его точки зрения, единство «органически вытекает из самой природы государственной власти, которая не может быть социально или юридически разделена на разные части»[10].

Авторские суждения о следующем также интересны. Что отличает самодостаточный вид (ветвь) власти от системы государственных органов, которые выполняют определенную функцию и имеют самостоятельную сферу деятельности?

Во-первых, идеологической, теоретической и юридической предпосылкой для осуществления судебной власти должно быть признание необходимости такой государственной системы, которая минимизировала бы риск произвола и произвола. Упрощенный идеал такой системы власти считался тем, в котором законный законодатель, отражающий волю большинства людей, принимает законы, исполнительная власть точно и неукоснительно их соблюдает, а суды разрешают конфликты строго в соответствии с указанием законодателя. Антитеза тирании - это свобода. С. Монтескье считал свободу «правом делать все, что разрешено законами, и если гражданин мог делать то, что запрещено этими законами, то он не имел бы свободы, как другие граждане могли бы делать то же самое»[11].


Во-вторых, появление нового качества у судебной системы, т.е. ее трансформация в судебную власть, предполагает наличие усло­вий относительно автономного ее функционирования. Это означа­ет, что реализация обеспечивающих функций (материально-тех­нической, кадровой, информационно-аналитической и т.п.) должна осуществляться под руководством высших органов судебной власти и не зависеть от произвольных решений других властей[12].

Можно сколько угодно провозглашать независимость судей и подчинение их только закону, но если создание необходимых усло­вий для функционирования судебной системы будет зависеть от усмотрения того или иного органа исполнительной власти, то само­стоятельность судебной власти окажется фиктивной.

Разумеется, речь идет об относительной автономии реализации судебной властью обеспечивающих функций.

В-третьих, «автономность» судебной власти, разумеется, может быть только относительной, поскольку она не существует изолиро­ванно от других властей: круг конфликтов, разрешаемых судом, очерчивается законом (т.е. решениями законодательной власти), реализация общеобязательной силы судебных решений требует в значительном числе случаев определенных действий органов ис­полнительной власти.

Это обстоятельство побуждает искать критерий, отличающий сущность судебной власти от простого функционирования судебной системы. Вопрос о возможностях судебной власти ограничивать произвол законодателя потребовал не только теоретических изы­сканий, но и институционально-юридической основы. Такую осно­ву составляют два компонента.

Это ратификация государствами международных актов, в которых закреплен обязательный минимум прав и свобод человека, что ставит эти акты на вершину иерархии источников права. Часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливает норму, согласно которой «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В то же время само содержание международного договора должно отвечать одному обязательному требованию - не влечь за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (статья 79 Конституция РФ). В компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации не входит проверка соответствия ратифицированных международных договоров Конституции, он наделен только правом разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации «международными договорами Российская Федерация, не вступившая в силу»(п.« г »ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации). В определенном смысле это обстоятельство превращает общепризнанные принципы и нормы международных актов после их официального признания в материальное воплощение права в качестве шкалы индивидуальных прав и свобод, т. Е. «Территории свободы», в которую государство не имеет права вторгаться. Это появление у судов новой (неизвестной Ш. Монтескьё и его современникам) функции конституционного контроля, в силу которой судебная власть обрела право фактически аннулировать действие законов и иных нормативных актов в силу их противоре­чия конституции. Как отмечал Р.З. Лившиц, предоставление судам права признавать недействительными и отменять нормы органов власти и управления кардинально меняет роль суда. Он перестал быть органом разрешения индивидуальных споров, его компетен­ция распространяется на нормотворчество. При этом авторитет суда в определенном смысле поднимается выше авторитета другого вла­стного органа, поскольку суд может отменить решение этого орга­на, а тот не может отменить решение суда[13].


Таким образом, авторы считают, что судебная система становится судебной властью, когда она наделена определенными возможностями влиять на другие ветви власти, «включается» в систему сдержек и противовесов, которая предотвращает узурпацию всей государственной власти какой-либо из ее ветвей. Неотъемлемой характеристикой судебной власти является ее полнота. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации), а решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованным в суд (пункт 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации). Эти конституционные положения определяют роль и место судебной власти в государственном устройстве Российской Федерации.

Поскольку принцип разделения властей признан Конституцией 1993 г., а сам термин «судебная власть» появился только в п. 13 декларации «О государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 г.[14], то вполне объяснима недостаточная теоретическая разра­ботанность понятия судебной власти, ее функций, компонентов, границ и т.п. Отсутствует единый подход к самому определению судебной власти. Некоторые из авторов исходят из ее организаци­онной формы — системы судебных органов, продолжая тем самым традицию, свойственную не только советскому, но и дореволюци­онному периоду отечественной истории.

В наше время определение судебной власти через систему орга­нов также распространено в отечественной литературе. Например, Ю.А. Дмитриев и Г.Г. Черемных определяют судебную власть как «систему государственных и муниципальных органов, обладающих предусмотренными законом властными полномочиями, направлен­ными на установление истины, восстановление справедливости и наказание виновных. Решения этих органов обязательны к испол­нению всеми лицами, которых они касаются»[15].

Подход, который можно назвать функциональным, также был известен дореволюционным российским юристам.

Стремясь объединить структурный и функциональный подходы, а также более четко выразить сущность судебной власти, В.А. Лаза­рева пишет: «Исходя из современных представлений о правосудии как о разрешении социально-политических конфликтов в обществе и о суде как органе, осуществляющем в специфической процессу­альной форме функцию социально-политического арбитража, су­дебную власть можно определить и как исключительное полномо­чие суда по разрешению социальных конфликтов правового харак­тера». Далее автор отмечает, что судебная власть может быть опре­делена как принадлежащее судам РФ исключительное властное полномочие разрешать возникающие в обществе конфликты право­вого характера путем осуществления в особой процессуальной фор­ме правосудия и принятия обязательных для исполнения решений[16].


В принципе с таким определением можно согласиться, если в понятие «конфликт» вложить достаточно широкий смысл, который включал бы в себя и суть судебной власти как составной части ме­ханизма самоограничения государственной власти. Впрочем, как известно, дефиниции подчас обедняют сущность определяемого явления. Поэтому более важным, на наш взгляд, является раскры­тие соотношений таких понятий, как судебная власть, правосудие и судопроизводство.

Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осущест­вляется посредством конституционного, гражданского, администра­тивного и уголовного судопроизводства. При этом правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Приведенные положения Конституции РФ по­зволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, осуществление правосудия является исключительной прерогативой суда. Полномочия судебной власти могут включать в себя и другие функции, но они не будут тем, что отличает судебную власть от законодательной и исполнительной. Например, право за­конодательной инициативы наряду с должностными лицами и ор­ганами, представляющими законодательную и исполнительную власть, принадлежит также Конституционному Суду РФ. Председатель указанного суда участвуют в установленной Федеральным конституционным законом от 31 де­кабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»[17] проце­дуре назначения судей на должность. При этом их представление конкретного лица на судейскую должность является первым и не­обходимым шагом (этапом) этой процедуры. Председатель Верхов­ного Суда РФ назначает на должность генерального директора Су­дебного департамента и освобождает от нее.

Таким образом, сфера полномочий должностных лиц, возглавляющих судебные органы и высшие уровни судебной системы, шире, чем осуществление судопроизводства. И это понятно, потому что, как уже отмечалось, функционирование судебной системы как самостоятельной ветви власти требует осуществления дополнительных (вспомогательных) видов деятельности.

Во-вторых, судопроизводство является основной функцией судебной власти. Социальная цель судебной власти реализуется только в форме судопроизводства.

В современной русской литературе существует еще одна точка зрения, наиболее полно выраженная в творчестве В.А. Ржевский и Н.М. Чепурнова. «Анализ конституции и законов, - пишут авторы, - позволяет нам сделать вывод, что в процессе их действий создается правовая основа для различных форм осуществления судебной власти, а именно: правосудие, надзор за судебная деятельность нижестоящих судов вышестоящими судами, судебная администрация, судебный контроль в сфере исполнительной власти, судебный конституционный контроль»[18].


Данная позиция нежелательна. Прежде всего, справедливость и судебное управление нельзя поставить в один ряд, так как последний является неотъемлемым атрибутом любой социальной системы-организации и не имеет принципиальных отличий от управления в организационных структурах других ветвей власти. Однако что-то еще важнее. Вся деятельность суда, осуществляемая в порядке, установленном законом, является не чем иным, как правосудием.

В.А. Ржевский и Н.М. Чепурнова считают, что судебный надзор имеет двойную сущность: «с одной стороны, это средство пересмотра судебных решений в процессе отправления правосудия, а с другой стороны, он представляет собой самостоятельную форму деятельности»[19]. Эта форма деятельности, по мнению цитируемых авто­ров, включает в себя изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, дачу руководящих разъяснений судам по вопросам применения российского законодательства, возни­кающим при рассмотрении судебных дел. «Причем исходящие от суда правоположения в руководящих разъяснениях и указаниях пленумов и т.д. являются актами судебной власти в особой сфере ее деятельности»[20].

Здесь мы также видим, что вид деятельности судебной власти, выделенный в особой форме, представляет собой искусственное сочетание элементов основной функции (справедливости) с некоторыми вспомогательными функциями (прежде всего, информационно-аналитическими). Что касается решений пленумов, то они, безусловно, являются актами судебной власти, которая реализует одну из вспомогательных функций внутрисистемного управления.

Различие между основной функцией судебной власти - правосудием - и теми, которые обеспечивают (вспомогательные), необходимо для сохранения и укрепления независимости судей, которые разрешают споры (конфликты), которые входят в их компетенцию.

Судебный контроль за действиями и решениями исполнительной власти осуществляется в соответствии с любой из указанных в части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации форм судопроизводства. По мнению В.А. Ржевский и Н.М. Чепурнова: «эта деятельность выходит за рамки правосудия, поскольку предметом судебного разбирательства является законность существующих административно-правовых отношений между гражданином и исполнительной властью, а также требование гражданина или другого лица декларировать инвалида акт управления является лишь предлогом для суда»[21].