Файл: Судебная власть государства организация и полномочия.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
Содержание и пределы компетенции всех судов первой инстанции устанавливаются действующим законодательством.
Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции (гражданских и военных) в этом качестве могут выступать все суды, кроме гарнизонных военных судов. В подсистеме арбитражных судов функции кассационных инстанций выполняют федеральные арбитражные суды округов (как будет показано ниже, данная функция этих судов отличается существенным своеобразием). В общих (гражданских) судах среднего уровня и Верховном Суде РФ образуются коллегии, одной из задач которых является проверка законности и обоснованности не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений нижестоящих судов. Такую проверку приговоров, вынесенных с участием присяжных заседателей, осуществляет кассационная палата, образуемая в составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ.
Широкое признание получил термин «надзорная инстанция». В системе гражданских судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а также судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, Президиум Верховного Суда РФ, а в системе арбитражных судов — Президиум Федерального арбитражного Суда РФ. Основная задача этих инстанций — проверка законности и обоснованности всех видов судебных решений, вступивших в законную силу, с соблюдением особого порядка производства — надзорного.
Вышестоящей инстанцией, или вышестоящим судом, обычно называют суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной системе[33], «суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу».
Пользуются также термином «высшая судебная инстанция». Этот термин является синонимом наименований Верховного Суда РФ или Арбитражные Суды РФ, а иногда и Конституционного Суда РФ.
Термин «система» предполагает более широкий и сложный подход, например, наличие функциональных и организационных связей между звеньями (составными частями совокупности этой системы) и др.
Можно считать приемлемыми и выделить три момента: первый — правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это; второй — суды Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации.
Такой подход обусловлен принципом федерализма, его реализацией в рамках РФ и субъектов РФ.
Третий момент — всю совокупность федеральных судов следует сгруппировать в три подсистемы: (1) Конституционный Суд РФ; (2) Верховный Суд РФ; Арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов (3) и поднадзорные суды.
Если обоснование в отношении подсистем Верховного Суда РФ, Арбитражного Суда РФ имеет правовой фундамент, то весьма спорным является включение Конституционного Суда в качестве одной из подсистем. КС РФ не имеет нижестоящих одноименных звеньев, структур, институций.
Мы коснулись части из имеющихся научно-литературных и учебных аспектов проблематики судебной системы. Теперь обратимся к некоторым характеристикам Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Рассмотрим общие положения.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти. Она осуществляется путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Законодательство о судебной системе устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- Арбитражный суд РФ (Арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные Арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов).
- К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и Арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.
Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.
Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.
Обязательность судебных постановлений. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.
Все равны перед законом и судом.
Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.
Заключение
Итак, исследования, проведенные в данной курсовой работе, позволяют сделать следующие выводы:
Судебная власть - одна из ветвей единой государственной власти, обладающая спецификой имеющейся у нее компетенции и реализующая свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В части 1 ст. 118 Конституции РФ использован термин "правосудие". Он отражает не только само содержание, но и функцию судебной власти. Однако судебная власть - сложное и многоэлементное явление, сердцевину которого и главное предназначение составляет деятельность судов по отправлению правосудия.
Правосудие осуществляется имени государства специальными государственными органами - судами, уполномоченными рассматривать в судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела в определенной, установленной законом процессуальной форме.
Таким образом, правосудие представляет собой один из видов государственной деятельности, осуществляемой только судами по поводу рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций, связанных с действительным или предполагаемым нарушением нормативных правовых актов.
Действующая Конституция России определила, что создание чрезвычайных судов не допускается.
В годы культа личности подобное было печальной действительностью ("особые суды", "суды троек...", трибуналы различных видов). В соответствии с законодательством о судоустройстве правосудие по гражданским, уголовным, а также делам, возникающим из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции. Военные суды включаются в федеральную судебную систему и, как правило, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих. В настоящее время в России действует следующая система судов: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые и третейские суды.
Единство судебной системы современной России определяется и централизованным порядком ее финансирования. Например, численность судей судов Российской Федерации (за исключением Конституционного Суда Российской Федерации) и работников аппаратов судов (без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты:
-
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)// Российская газета, № 3, 06.01.1997,Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации// Российская газета, N 138 - 139, 23.07.1994, Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
- Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 06.03.2019) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)// Российская газета, N 29, 11.02.2011,Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 898, Парламентская газета, N 8, 18-24.02.2011.
- Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.07.2018).
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 26.07.2019) "О прокуратуре Российской Федерации"// Российская газета, N 39, 18.02.1992, Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 20.02.1992, N 8, ст. 366.
- Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 02.08.2019)"О военных судах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019)// Российская газета", N 120, 29.06.1999.
- Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О мировых судьях в Российской Федерации// Собрание законодательства РФ, 21.12.1998, N 51, ст. 6270,Российская газета, N 242, 22.12.1998.
- Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-1"О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"// "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1990, № 2, ст. 22
Учебнаяˌ и специальнаяˌ литература:
- Актуальные проблемыˌ теории государства и права:ˌ Учебное пособие /ˌ Р.В. Шагиева и др.;ˌ Отв. ред. Р.В. Шагиева. -ˌ 2-е изд., пересмотр. -ˌ М.:ˌ Норма:ˌ НИЦˌ ИНФРА-М, 2017.
- Баглая М.В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общей ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина.2017
- Белоновский В.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2017. –479 с.
- Власова Т.В., Дуэльˌ В.М., Занина М.А.Теорияˌ государства и права:ˌ Учебное пособие. —ˌ М.:ˌ РАП, 2016.
- Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. под ред.