Файл: Судебная власть государства организация и полномочия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание и пределы компетенции всех судов первой инстан­ции устанавливаются действующим законодательством.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять закон­ность и обоснованность приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу. В системе судов об­щей юрисдикции (гражданских и военных) в этом качестве могут выступать все суды, кроме гарнизонных военных судов. В подси­стеме арбитражных судов функции кассационных инстанций вы­полняют федеральные арбитражные суды округов (как будет пока­зано ниже, данная функция этих судов отличается существенным своеобразием). В общих (гражданских) судах среднего уровня и Вер­ховном Суде РФ образуются коллегии, одной из задач которых явля­ется проверка законности и обоснованности не вступивших в закон­ную силу приговоров и иных судебных решений нижестоящих судов. Такую проверку приговоров, вынесенных с участием присяжных засе­дателей, осуществляет кассационная палата, образуемая в составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Широкое признание получил термин «надзорная инстанция». В системе гражданских судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а также судеб­ные коллегии по гражданским и уголовным делам, Президиум Верховного Суда РФ, а в системе арбитражных судов — Президи­ум Федерального арбитражного Суда РФ. Основная задача этих ин­станций — проверка законности и обоснованности всех видов су­дебных решений, вступивших в законную силу, с соблюдением особого порядка производства — надзорного.

Вышестоящей инстанцией, или вышестоящим судом, обычно на­зывают суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной си­стеме[33], «суды, рассматривающие дела в апелляционном или касса­ционном порядке, считаются вышестоящими по отношению к су­дам первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, прини­мавшим ранее решения по делу».

Пользуются также термином «высшая судебная инстанция». Этот термин является синонимом наименований Верховного Суда РФ или Арбитражные Суды РФ, а иногда и Конституционно­го Суда РФ.

Термин «система» предполагает более широкий и сложный под­ход, например, наличие функциональных и организационных свя­зей между звеньями (составными частями совокупности этой си­стемы) и др.


Можно считать приемлемыми и выделить три момента: первый — правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это; второй — суды Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации.

Такой подход обусловлен принципом федерализма, его реализа­цией в рамках РФ и субъектов РФ.

Третий момент — всю совокупность федеральных судов следу­ет сгруппировать в три подсистемы: (1) Конституционный Суд РФ; (2) Верховный Суд РФ; Арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов (3) и поднадзорные суды.

Если обоснование в отношении подсистем Верховного Суда РФ, Арбитражного Суда РФ имеет правовой фундамент, то весьма спорным является включение Конституционного Суда в качестве одной из подсистем. КС РФ не имеет нижестоящих одно­именных звеньев, структур, институций.

Мы коснулись части из имеющихся научно-литературных и учебных аспектов проблематики судебной системы. Теперь обра­тимся к некоторым характеристикам Федерального конституцион­ного закона «О судебной системе Российской Федерации». Рас­смотрим общие положения.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется толь­ко судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и ар­битражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от за­конодательной и исполнительной власти. Она осуществляется пу­тем конституционного, гражданского, административного и уголов­ного судопроизводства. Законодательство о судебной системе уста­навливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только су­дами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Феде­ральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конститу­ционным законом, не допускается.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, кон­ституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Рос­сийской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд РФ;
  • Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, су­ды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • Арбитражный суд РФ (Арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные Арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов).
  • К судам субъектов Российской Федерации относятся: конститу­ционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, миро­вые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Рос­сийской Федерации и Арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независи­мо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участ­вующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Гарантии их независимости ус­танавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта го­сударственного или иного органа, а равно должностного лица Кон­ституции РФ, федеральному конституционному закону, федераль­ному закону, общепризнанным принципам и нормам международ­ного права, международному договору Российской Федерации, кон­ституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с пра­вовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие само­стоятельность судов, независимость судей.

Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в дея­тельность суда, несут ответственность, предусмотренную федераль­ным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Обязательность судебных постановлений. Вступившие в закон­ную силу постановления федеральных судов, мировых судей и су­дов субъектов Российской Федерации, а также их законные распо­ряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения яв­ляются обязательными для всех без исключения органов государст­венной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную феде­ральным законом.

Обязательность на территории Российской Федерации поста­новлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Все равны перед законом и судом.

Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, уча­ствующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или поли­тической принадлежности либо в зависимости от их происхожде­ния имущественного и должностного положения, места жительст­ва, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а равно и по другим не пре­дусмотренным федеральным законом основаниям.


Заключение

Итак, исследования, проведенные в данной курсовой работе, позволяют сделать следующие выводы:

Судебная власть - одна из ветвей единой государственной власти, обладающая спецификой имеющейся у нее компетенции и реализующая свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В части 1 ст. 118 Конституции РФ использован термин "правосудие". Он отражает не только само содержание, но и функцию судебной власти. Однако судебная власть - сложное и многоэлементное явление, сердцевину которого и главное предназначение составляет деятельность судов по отправлению правосудия.

Правосудие осуществляется имени  государства специальными государственными органами - судами, уполномоченными рассматривать в судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела в определенной, установленной законом процессуальной форме.

Таким образом, правосудие представляет собой один из видов государственной деятельности, осуществляемой только судами по поводу рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций, связанных с действительным или предполагаемым нарушением нормативных правовых актов.

Действующая Конституция России определила, что создание чрезвычайных судов не допускается.

В годы культа личности подобное было печальной действительностью ("особые суды", "суды троек...", трибуналы различных видов). В соответствии с законодательством о судоустройстве правосудие по гражданским, уголовным, а также делам, возникающим из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции. Военные суды включаются в федеральную судебную систему и, как правило, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих. В настоящее время в России действует следующая система судов: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые и третейские суды.

Единство судебной системы современной России определяется и централизованным порядком ее финансирования. Например, численность судей судов Российской Федерации (за исключением Конституционного Суда Российской Федерации) и работников аппаратов судов (без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.


Список использованной литературы

Но­рмативные право­вые акты:

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
    2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)// Российская газета, № 3, 06.01.1997,Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
    3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации// Российская газета, N 138 - 139, 23.07.1994, Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
    4. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 06.03.2019) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)// Российская газета, N 29, 11.02.2011,Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 898, Парламентская газета, N 8, 18-24.02.2011.
    5. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.07.2018).
    6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 26.07.2019) "О прокуратуре Российской Федерации"// Российская газета, N 39, 18.02.1992, Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 20.02.1992, N 8, ст. 366.
    7. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 02.08.2019)"О военных судах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019)// Российская газета", N 120, 29.06.1999.
    8. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О мировых судьях в Российской Федерации// Собрание законодательства РФ, 21.12.1998, N 51, ст. 6270,Российская газета, N 242, 22.12.1998.
    9. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-1"О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"// "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1990, № 2, ст. 22

Учебнаяˌ и специальнаяˌ литература:

  1. Актуальные про­блемыˌ тео­рии го­сударства и права:ˌ Учебно­е по­со­бие /ˌ Р.В. Шагиева и др.;ˌ О­тв. ред. Р.В. Шагиева. -ˌ 2-е изд., пересмо­тр. -ˌ М.:ˌ Но­рма:ˌ НИЦˌ ИНФРА-М, 2017.
  2. Баглая М.В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общей ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина.2017
  3. Белоновский В.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2017. –479 с.
  4. Власо­ва Т.В., Дуэльˌ В.М., Занина М.А.Тео­рияˌ го­сударства и права:ˌ Учебно­е по­со­бие. —ˌ М.:ˌ РАП, 2016.
  5. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. под ред.