Файл: Судебная власть государства организация и полномочия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Верховный Суд Российской Федерации[27] и является высшим су­дебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопро­сам судебной практики» (ст.126).

Систему Арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Арбитражный суд округа[28] (Статья 24 ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018)) является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Арбитражный апелляционный суд (Статья 24.1) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации (Статья 25) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Перечисленные статьи содержат в основном нормы о статусе высших федеральных судебных органов. В совокупность судов вхо­дят военные суды, мировые суды, третейские суды и др., которые даже не названы в Конституции РФ. В целом же можно сделать обоснованный вывод, что в Конституции РФ заложены фундамен­тальные основы судебной системы РФ[29] и тем самым судебной вла­сти в Российской Федерации. Перейдем к рассмотрению судебной системы Российской Федерации.

2.2. Судебная система в Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации применяется термин «судебная система Российской Федерации», однако в нем не говорится о судебной системе, хотя термин «судебная система» используется в научной и учебной литературе.

Мы считаем, что феномен «судебной системы» выражает нечто большее, большее и более значимое, чем «непрозрачный», неясный, нечеткий термин «судебная система». Возможно, термин «система» более применим к совокупности определенных типов судебных органов: судов общей юрисдикции; арбитражные суды, частично военные суды?


Как известно, статус судебной системы устанавливается Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 118) и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»[30].

Само понятие «судебная система» по-разному определяется в литературе. Например, М.А. Шапкин, Ю.А. Дмитриев полагают, что под судебной системой понимается установленная Конституци­ей России и принятая на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федера­тивного и административно-территориального деления страны. Та­кой подход к системному построению судебной власти, по мнению авторов, создает необходимые предпосылки для успешного функ­ционирований правосудия[31].

Данное определение, конечно, возможно, это один из вариантов дефиниции. Однако бросаются в глаза неточности, возникают во­просы и замечания[32].

Остановимся на некоторых из них. Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целя­ми. Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано: «Правосудие в Российской Федера­ции осуществляется только судом».

Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125—127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое выс­шими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место других подчиненных им судов. В первой из этих статей определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конститу­ционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает осо­бое место.

Что касается Верховного Суда РФ и Арбитражный Суд РФ и поднад­зорные ему суды, о которых говорится в ст. 25 и 26, то им отведено несколько иное место. У них есть свои подсистемы судов. В отношении каждой из них они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы в целом определяется предписа­ниями не только Конституции РФ, но и упоминавшимся выше За­коном о судебной системе, а также рядом других законодательных актов: о судоустройстве, об арбитражных судах, о военных судах, о мировых судьях.


Из приведенных конституционных положений и норм назван­ных законодательных актов можно сделать, по крайней мере, три вывода:

во-первых, что правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Дру­гие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова «суд» или «судебный» (например, третейский суд, Международный коммерче­ский арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебная палата по информационным спорам, Судебный департамент, суд чести, товарищеский суд), не относятся к числу органов судебной власти, реализующих указанные выше полномочия — правосудие, консти­туционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д.;

во-вторых, что суды в Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Феде­рации;

в-третьих, что всю совокупность федеральных судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока). В одну из них входит Конституционный Суд РФ, в другую — Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет судеб­ный надзор, а в третью — Арбитражный Суд РФ и поднад­зорные ему суды.

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуются суда­ми общей юрисдикции. К ним наряду с Верховным Судом РФ при­числяются прежде всего верховные суды республик, краевые и об­ластные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области, автономных округов, районные суды. В ведение этих судов передано рассмотрение по­давляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют «общими», «гражданскими» судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они «осуществляют судебную власть в войсках, органах и формировани­ях, где федеральным законом предусмотрена военная служба» (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализирован­ные суды состоят из гарнизонных военных судов, окружных (флот­ских) военных судов, а также Военной коллегии — одного из ос­новных подразделений Верховного Суда РФ.

Закон допускает возможность образования в системе судов об­щей юрисдикции и иных специализированных судов.

В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды: возглавляемые Арбитражным Судом РФ арбитражные суды субъектов Российской Федерации (арбитражные суды республик, кра­ев, областей, городов федерального значения, автономной области, и автономных округов) и федеральные арбитражные суды округов.


Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он, как отмечено выше, не осуществляет надзора ни за какими федераль­ными судебными органами.

Законом о судебной системе предусмотрена возможность образо­вания судов субъектов Российской Федерации. К ним отнесены кон­ституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи.

Такой вид судебная система приобрела сравнительно недавно. Ранее, после проведения судебной реформы в 1922—1924 гг., она выглядела значительно проще: в нее входили только гражданские (общие) суды трех уровней (народные суды, суды среднего звена и Верховный Суд РСФСР). 15 декабря 1990 г. Съезд народных депу­татов РСФСР принял решение об образовании Конституционного Суда РСФСР, а 24 мая 1991 г. — арбитражных судов. 28 декабря 1991 г. издано постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О военно-судебных органах, дислоцированных на терри­тории РСФСР», на основании которого эти органы, бывшие до тех пор судами Союза ССР, перешли под юрисдикцию России. Соот­ветственно Военная коллегия Верховного Суда СССР стала одним из основных подразделений Верховного Суда РФ. Наконец, 31 де­кабря 1996 г. Законом о судебной системе непосредственно санк­ционировано образование названных выше судов субъектов Рос­сийской Федерации. Другими словами, нынешний вид российская судебная система приобрела с января 1997 г.

О некоторых общих понятиях. К понятиям такого рода относят­ся прежде всего понятия «звено судебной системы» и «судебная ин­станция».

Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие оди­наковое положение в судебной системе.

С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразде­ляются на суды трех звеньев (уровней):

  • основное звено — районные суды;
  • среднее звено — верховные суды республик, краевые и област­ные суды, суды городов федерального значения, суды авто­номной области и автономных округов;
  • высшее звено — Верховный Суд РФ.

Подобным образом организованы и военные суды:

  • основное звено — гарнизонные военные суды;
  • среднее звено — окружные (флотские) военные суды;
  • высшее звено — Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.


Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано сле­дующее:

«Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Кон­ституцией Российской Федерации и Федеральным конститу­ционным законом;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судья­ми установленных федеральными законами правил судопро­изводства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федера­ции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международно­го права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из фе­дерального бюджета».

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок предполагает, что создание и упразднение судов должно происхо­дить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государственных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов Федерации. Коротко порядок создания и упразднения судов, входящих в судебную си­стему, можно было бы изложить следующим образом:

  • высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ и Арбитражный Суд РФ), созданные на основании предписаний Конституции РФ, могут быть уп­разднены только путем внесения поправок в нее;
  • все другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами;
  • суды субъектов Федерации (конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных за­конов и законов соответствующих субъектов Федерации.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подраз­деление), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие реше­ния по существу дела, проверка законности и обоснованности ре­шения, вступившего или не вступившего в законную силу).

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении пре­ступления, а в случае признания виновным — и о применении или неприменении уголовного наказания, конкретной его меры. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о до­казанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юри­дических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, кото­рые более или менее четко определены в законе. Исключение со­ставляют федеральные арбитражные суды округов: им не дано пра­во быть судами первой инстанции.