Файл: Судебная власть государства организация и полномочия.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
Тем не менее, остается неясным, чем такая ситуация отличается от любого другого спора между двумя субъектами и какое конкретное значение заложено в концепции законности как предмета судебного разбирательства. При рассмотрении любого дела суд устанавливает соблюдение или несоблюдение требований закона о действиях и решениях конфликтующих сторон, будь то физическое или юридическое лицо, в том числе государственный орган или государство в целом.
Возражают и распределение конституционного контроля в форме деятельности, отличной от правосудия. Часть 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации ставит конституционное производство наравне с такими формами судебной власти, как гражданское, уголовное и административное производство. Это осуществляется в установленном законом порядке, направленном на разрешение конфликта; его результатом является решение, имеющее обязательную силу и т. д.[22]
Таким образом, представляется возможным сделать следующий вывод: судебная власть, институционально представленная системой судебных органов, выполняет функцию правосудия (судопроизводство), а также ряд вспомогательных функций, создающих условия для надлежащего кадрового, материального техническое, информационно-аналитическое и др. сопровождение судебной деятельности. В силу вышеупомянутых понятий «судопроизводство» и «справедливость» представляются идентичными.
Проблема судебной власти и ее взаимоотношений с другими органами власти связана с решением вопроса о правовой природе прокуратуры, поскольку в юридической литературе существуют различные, иногда противоположные точки зрения.
В Конституции Российской Федерации только одна статья посвящена прокуратуре - ст. 129, который помещен в гл. 7 «Судебная власть». Более того, ст. 129, не устанавливая каких-либо полномочий прокуратуры, она устанавливает принцип ее организационной централизации (подчинение прокуроров более низкого ранга вышестоящему и Генеральному прокурору Российской Федерации, а также порядок его назначения и освобождения от должности). Что касается полномочий и процедур прокуратуры Российской Федерации, то они в соответствии с пунктом 5 рассматриваемой статьи Конституции РФ определяются федеральным законом.
Принятый в январе 1992 года и с изменениями, внесенными в октябре 1995 года, Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" фактически сохранил прежний статус прокуратуры как органа по надзору за выполнением действующих законов. Таким образом, вопрос о правовой природе прокуратуры оставался открытым.
Это привело к сохранению различных подходов к правовой природе прокуратуры после принятия Конституции Российской Федерации. Так, в концепции развития прокуратуры, опубликованной в 1994 году, была предпринята попытка объединить принцип разделения властей с особым статусом прокуратуры. По мнению авторов этой концепции, разделение «единой высшей государственной власти» на законодательную, исполнительную и судебную не исключает возможности существования других функционально независимых правовых институтов[23].
Разумеется, функционально самостоятельные правовые институты действительно могут существовать вне трех ветвей власти, но в этом случае они не будут обладать властными полномочиями. Примером такого института может быть адвокатура.
Защита статуса прокуратуры принимает порой весьма эмоциональную окраску, «возвышаясь» до преувеличения категорий при оценке точки зрения оппонентов. «Переход к рынку, — пишет А. Д. Бойков, — вел и ведет к попранию законности, насаждению невиданного доселе правового нигилизма, разложению правосознания и морали. Отказ в этих условиях от единственного более или менее отлаженного механизма контроля за соблюдением законности в виде общего прокурорского надзора равносилен преступлению перед народом и государством»[24].
Что касается места прокуратуры в системе разделения властей, то А.Д. Бойков полагает, что «позитивная позиция состоит в том, чтобы совершенствовать деятельность прокуратуры как уникального органа надзора за законностью, обслуживающего в равной мере три ветви власти — и законодательную, и исполнительную, и судебную»[25]. Конструкция, конечно, оригинальная, но не вполне понятная. Неясным остается сочетание функций «обслуживания» и «надзора» в одном органе по отношению к одним и тем же субъектам. Обслуживающей, т.е. обеспечивающей реализацию основной социальной (существующей ради удовлетворения объективной потребности общества) функции какой-либо ветви власти, может быть деятельность только органа, входящего в систему этой власти, т.е. в той или иной форме подчиняющаяся ее высшему органу.
Глава 2. Общая характеристика судебных органов и судебной системы в РФ
2.1. Система судебных органов
Совокупность судов является сложным явлением и в то же время совершенно автономной категорией судебной власти. Например, конституционный суд; суды общей юрисдикции; военные суды, мировые суды.
Если говорить о перечисленной совокупности и связывать ее с судебной системой, то, так или иначе, в большей или меньшей степени допустимо рассматривать это явление как некий значимый признак наличия судебной власти в государстве.
Давайте теперь посмотрим на конституционные основы судебной власти. Выявление, детальное рассмотрение и анализ конституционных основ проясняет и конкретизирует многое в ходе этого процесса. Естественно, этот анализ необходимо начинать с рассмотрения характера и статуса судебной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года.[26]
Как известно, этой проблеме посвящена глава 7 «Судебная власть», включающая в себя ст. 118—128.
Следует отметить, что об актуальности, значимости, независимости проблемы, ее содержании и необходимости развития науки и образования уже свидетельствует заголовок главы 7 - «Судебная власть», что особенно ясно в свете рассмотрения проблема в соответствии с концепцией разделения властей. Более того, необходимо подчеркнуть следующее: из трех ветвей власти, обозначенных в ст. 10 Конституции Российской Федерации, только судебная власть выделена в отдельную главу этой Конституции. Мы не находим ничего подобного ни в отношении законодательной, представительной власти, ни в отношении исполнительной власти.
В этом, вероятно, можно увидеть особое желание авторов проекта Конституции Российской Федерации 1993 года четко подчеркнуть характер этой власти - судебную власть, т. Е. Ветви власти, независимую разновидность власти, а не только судебную систему Россия Федерация. Рассматривая главу 7, мы хотели бы выделить (с определенной степенью условности) определение совокупности статей в этой главе и каким-то образом сгруппировать их.
В этом смысле можно различить: общие положения, к которым ст. 118, 119; Основы правового статуса судей - ст. 120-122; Процессуальные аспекты работы судов - ст. 123; финансовое обеспечение судов - ст. 124; совокупность и разнообразие, разнообразие кораблей - ст. 125-127; особый и особый порядок назначения судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, порядок назначения судей других федеральных судов; порядок определения статуса Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и других федеральных судов.
Первое — общие положения важны для понимания, интерпретации проблемы и теории судебной власти, составляют ее своеобразный теоретико-правовой фундамент. Это ст. 118—119 Конституции РФ, нормы которых устанавливают:
- правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом;
- судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
- судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и опыт работы в юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Чрезвычайно важно для характеристики судебной власти: стандарты для осуществления судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В этом аспекте романизма находятся конституционное правосудие, административное правосудие.
Конституционное правосудие является новым и важным инструментом судебной власти для демократической России, которая постепенно приобретает черты и качества правового государства. Место, роль и значение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, характер и статус которой обсуждаются ниже, исключительно велики.
Административное правосудие (правосудие) также является новаторским, значение и роль которого серьезно возросли с принятием и реализацией Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Эти конституционные нормы определяют фундаментальные основы статуса судей, требования и основания для трудоустройства, признания и назначения судей.
Теперь обратимся к конституционным нормам, которые устанавливают основы правового статуса судей:
• судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону;
• суд, установив при рассмотрении дела, что действие государственного или иного органа не соответствует закону, принимает решение в соответствии с законом;
• судьи несменяемы;
• полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и на основаниях, установленных федеральным законом;
• судьи неприкосновенны;
• Судья не может быть привлечен к ответственности иначе как в порядке, установленном федеральным законом.
Эти конституционные нормы проявляют демократический и цивилизованный характер, «дух» основ правового статуса судей. Далее идут процессуальные аспекты статуса судов.
1. Производство во всех судах открыто. Слушание в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Заочное рассмотрение уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
3. Судебные разбирательства осуществляются на основе состязательных и равных прав сторон.
4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Эти демократические нормы чрезвычайно важны для защиты и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также юридических лиц - предприятий, организаций, союзов, ассоциаций, центров и т. Д.
Финансовая поддержка судов регулируется ст. 124 Конституции Российской Федерации. Суды финансируются только из федерального бюджета и должны обеспечивать возможность полного и независимого отправления правосудия в соответствии с федеральным законом, т. Е. Данная статья Конституции Российской Федерации исключает любое участие коммерческих и предпринимательских структур, а также муниципальных учреждений. в финансовом обеспечении судов. Источником финансирования судов может быть только федеральный бюджет, который обеспечивает независимость судей и судов.
Совокупность и разнообразие, разнообразие судов во многом регулируются в ст. 125-127 Конституции РФ.
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан и по требованию судов проверяет конституционность применимого или подлежащего применению закона в установленном порядке. по федеральному закону.
3. Конституционный Суд Российской Федерации по требованию Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
4. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; Международные договоры Российской Федерации, не соответствующие Конституции Российской Федерации, не подлежат вступлению в силу и применению.
5. Конституционный Суд Российской Федерации по просьбе Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.