Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Теоретические процессы адаптации первоклассника к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться , в связи с высокой самооценкой , у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми , образцовыми.

Активность ,находчивость ,бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказывается хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются.

Дети с высокой самооценкой превозносят себя в отношениях со сверстниками, копируя фразы жесты, действия взрослых ближайшего окружения. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен в теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. Изучив теоретический аспект особенностей формирования самооценки у младших школьников, а так же влияние самооценки на адаптацию ребенка к школе, можно сделать вывод, что на успешную адаптацию первоклассника к школе влияют новые социальные условия, а, главное – умение без болезненно без вреда для здоровья, с наименьшими психологическими затратами, пройти этап адаптации у школе. Успешной адаптации будет способствовать адекватный уровень самооценки.

Высокий уровень не является патологией в начале младшего школьного возраста. Низкий уровень может создавать трудности в адаптации первоклассника.

Ученики с адекватной самооценкой комфортно чувствуют себя в коллективе, терпимо относятся ко «вспышкам» настроения сверстников, имеют собственную точку зрения, смело высказывают ее. Во всем преобладает веселый, жизнерадостный характер, с удовольствием посещают школу.

Целью данного исследования является определение уровня самооценки первоклассников с помощью методики «Лесенка».

Посмотрите лесенку на бланке. На самую нижнюю ступеньку ставят самых плохих детей. Они злые, завистливые. На ступеньке выше- ребята получше. Еще ступеньку выше (показать на бланке или доске) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На какую ступеньку вы сами себя поставите? Нарисуйте себя там, куда вы себя относите. Для проведения теста необходимо подготовить рисунок лестницы с пронумерованными ступеньками.


Проведение теста: ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить правильно ли понял ребенок объяснение , в случае необходимости следует повторить его.

1

2

3

4

5 6

7

Ребенку предлагается ознакомиться с такой расстановкой школьников на ступеньках:

на 1- самые хорошие ребята;

на 2,3-хорошие;

на 4-ни хорошие ,ни плохие;

на 5и 6-плохие

на 7-самые плохие

Первоклассник должен обозначить ступеньку , на которой , по мнению , должен находиться он сам. Можно нарисовать на этой ступеньке кружочек или поставить другую пометку. Не нужно при проведении теста акцентировать внимание на нумерацию ступенек. Желательно ,чтобы такая же лесенка была нарисована на доске, психолог просто показывал бы на каждую ступеньку и объяснял ее значение, а дети просто соотносили бы ее со своим изображением.

Результаты оцениваются следующим образом:

  1. Завышенная самооценка

2 и 3-адекватная

4-заниженная

5и 6-плохая

7-резко заниженная

Психологические исследования проводились в школе МБУ СОШ с.Мариинского Ульчского района. Тесты ,таблицы и другие материалы для исследований (методик) любезно предоставлены психологом данной школы. Под ее руководством проводись эти мероприятия вместе со мной в ноябре-декабре 2019 года с учениками 1 класса. В результате у 12 учащихся первого класса, что составляет 60% класса- адекватная самооценка , у 3 –(15%)-завышена, у 5 (25%)- занижена.

В результате исследования было обнаружено ,что 5 человек самооценка занижена .Дети с низкой самооценкой очень мало участия принимают в уроке это объясняется боязнью ошибиться , дать неправильный ответ ,когда учитель указывает на ошибку (помогает наводящими вопросами , призывает к помощи других учеников класса) , учениками проявляется агрессия в виде бросаний своей ручки ,тетради ,криков ,что ,как следствие ,является отсутствием интереса продолжение урока .В результате , показывая свою несдержанность на уроке, ученик препятствует обучению сверстников , получает замечания учителя .Пассивность, мнительность ,повышенная ранимость ,обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в игре , потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют , то часто обижаются. Они хотят быть первыми и принимают близко к сердцу если им это не удается . Из 12 человек у 3 самооценка завышена , что составляет 15 % от общего числа испытуемых.

Вывод по 2 главе


Психологические исследования убедительно доказывают , что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние , и на степень удовлетворенности своей работой, учебой ,жизнью, и на отношения с окружающими .Считается ,что тот ,кто не любит и не уважает себя , редко способен любить и уважать другого , но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определенные проблемы. Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением , без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

Глава 3 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме адаптации у первоклассников.

3.1 Проблема адаптации в отечественной психологической литературе

Очень широкий смысл , так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней- от биохимического до социального. Так, например, в общей психологии А.В. Петровский , В.В. Богословский , Р.С.Немов практически одинаково определяют адаптацию как «ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя»[17, c.215;16, c.168; 14, c.546]. В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта: адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде; для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой; рассмотрение адаптации как результата приспособительного процесса; рассмотрение адаптации как «цели» , к которой «стремится» организм[14,c.40].

В данном случае актуально понятие адаптации как процесса, при котором организм приспосабливается к среде. Так же имеет место понятие социальной адаптации: «социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека . Она позволяет человеку не просто проявлять себя , свое отношение к людям , деятельности , быть активным участником социальных процессов и явлений , но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование» [19, c.12]. В широком смысле «школьная адаптация» - « это приспособление ребенка к новой системе социальных условий , новым отношениям , требованиям , видам деятельности» [21,c.4]. При этом важно , чтобы приспособление было осуществлено ребенком без внутренних потерь , ухудшения самочувствия , настроения , снижение самооценки.


3.2 Понятие адаптации в зарубежной литературе

Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа детского развития представляют интерес подходы зарубежных психологов к пониманию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей. В зарубежной литературе возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе- чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста. Возраст 6-10 лет считается латентным периодом, когда сексуальное развитие ребенка по давлением родителей и общества временно приостанавливается и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом. Подавление детской сексуальности создает большие возможности для дальнейшей социализации: получения образования, обучения практическим навыкам, приобретения опыта общения со сверстниками. В основе процесса адаптации в социальной среде, например швейцарский психолог Ж.Пиаже видит два противоположно направленных процесса: изменение личностью среды в сторону увеличения соответствия среды своим потребностям; изменения самой личности, которые соответствуют требованиям среды. Ж.Пиаже рассматривал адаптацию и в биологии, и в психологии как единство противоположно направленных тенденций- аккомодации и ассимиляции. Аккомодация обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Ассимиляция же изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схему поведения субъекта. Эти процессы тесно связаны между собой и опосредуют друг друга.


3.3 Основные вопросы поведения диагностики адаптации

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.

Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.

Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.

Диагностика проводится в несколько этапов.

1 .Наблюдение- идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.

2. Обследование- проводится с 15по 30 сентября. Направленно на установление:

уровня умственного развития первоклассников ,выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;

степени сформированности мотивов к учению ,выделение ведущего мотива;

стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;

уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.

3. Составление индивидуальных заключений- после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных,на основе которых:

определяются дети , попадающие в группу риска;

вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.

Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.

см.Приложение 1 .

4. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников- итоговые заключения обсуждаются во время проведения:

Диагностика адаптации первоклассников к школе : методики проведения: - преподавание в начальных классах :