Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Теоретические процессы адаптации первоклассника к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Адаптация в первом классе –особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности –учебную; изменяется социальное окружение ,появляются одноклассники, ребенок ; наконец изменяется уклад его жизни. У шести –семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности ,мотивация .Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни .Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе. Поступление в школу –переломный момент в жизни ребенка .Отличительная особенность положения ученика ,школьника состоит в том, что его учеба является обязательной ,общественно значимой деятельностью .За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Адаптация к школе это особо важная и серьезная проблема, так как ситуация неопределенности всегда волнующая ,а перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение .Он вступает в жизнь в новые по сравнению с детским садом условия .Может случиться и так ,что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству ,вопреки собственному желанию .Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни, обрести самого себя ,научить его самого отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация ,ведут успешному обучению в школе. Проблемной адаптации в школе занимались и занимаются ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи ,физиологи, медики. Среди них: Амонашвили Ш.А., Лусканова Н.Г., Овчарова Р.В., Коробейников И.А.,Беличива С.А.,Выготский Л.С.,Безрукий М.М. Дальнейшая успеваемость ученика во многом будет зависеть от того, как начнет учиться .Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия .

Цель исследования: изучения уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий их адаптации к школе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс первом классе общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.

В соответствии с объектом , предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи.

1.Раскрыть сущность процесса адаптации первоклассников к школе на основе изучения научной литературы.


2.Выявить уровень адаптации первоклассников к школе

3.Разработать педагогические условия адаптации первоклассников к школе.

База исследования –МБОУ СОШ средняя общеобразовательная школа с. Мариинское 1класс.

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы ,беседа , анкетирование , тестирование, наблюдение.

Практическая значимость –материал может быть исследован работе учителей начальных классов и другими специалистами общеобразовательных учреждений.

Глава 1 Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе

1.1 Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования

Термин «адаптация» произошел от позднелатинского «adapio»

(приспособление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни.

В биологии общая приспособленность живых организмов к условиям существования складывается из множества отдельных адаптаций самого разного масштаба. Все адаптации возникают в ходе эволюции в результате естественного отбора наследственных вариаций (мутаций) и их комбинаций .Эти мутации всегда возникают в любой популяции живых организмов в огромном числе, причем большая их часть не проявляется ,а находится в генофонде в скрытом виде .Естественный отбор подхватывает оказавшиеся полезными в данных условиях наследственные вариации.

Шаг за шагом ,из поколения в поколение посредством преимущественно размножения особей –носителей таких изменений новые свойства становятся характерными для вида Так возникает адаптация.[25] Таким образом ,адаптация –процесс ,а так же результат приспособления строения и функции организмов и их органов к условиям среды обитания. С философской точки зрения , адаптация –приспособление. Приспособление –изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения . Приспособление являются непосредственным ,если оно вызвано воздействием самих условий существования как таковых , и косвенных ,если то, что не приспособлено к данным условиям ,уничтожается путем отбора , а то, что приспособлено, «сохраняется» .Приспособление является функциональным ,если изменения жизни деятельности организма способствуют изменению форм существования; обоюдным, если два различных организма или органа приспосабливаются друг к другу ; пассивны ,если в организме происходят изменения без его участия; активным, если приспособление имеет место благодаря деятельности организма ; активистскими ,если среда изменяется под воздействием субъекта в целях его приспособления . [24]


Способность живых существ приспособляться к условиям изменяющееся среды очень разница и может совсем отсутствовать. Превосходство человека над другими живыми существами и состоит как раз в том, что он обладает наибольшей способностью к приспособлению. [6]

В социологии приспособление – это способность и стремление человека «принимать участие» в том, что делают другие и подражать их движениям, жестам, мимике, манерами и поведению. Приспособление есть общение с другими «при осознании различия», без чего было бы невозможно существование отдельной личности и социальных групп. [18]

С точки зрения психологии адаптация-приспособление строения и функции организма ,его органов и клеток к условиям среды .Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Понятие адаптация широко применяется в качестве теоретического понятия в тех психологических концепциях, которые генштальтпсихологии и теории интеллектуального развития швейцарского психолога Ж.Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания . [8]

Сдвиги ,сопровождающие адаптацию затрагивают все уровни организма: от молекулярного до уровней психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки , функциональное ,психологическое и моральное состояние индивида. В педагогике выделяют психическую и социальную адаптацию. [8]

Адаптация психическая –явление ,выражаются в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Адаптация социальная :

1.Активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения ,направленные на гармонизацию отношений с окружающими .

2. Оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности , ценностных ориентаций , усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру.

3.Процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций , значимых для самого ребенка и его социального окружения –родителей ,учителей, сверстников, других людей и всего социума.

Немаловажным фактом является и поддержка взрослых- мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе , тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.


Следствием адаптации является адаптированность – уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствие его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек может быть гармоничен и адаптирован или дисгармоничен и дизадаптирован.

Адаптированности ребенка может способствовать адаптивная модель школы и адаптивность образовательной среды.

Адаптивная модель школы –новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и общеобразовательных услуг, открытой для детей разных возможностей и способностей вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей здоровья ,склонностей, материальной обеспеченности семьи.

Адаптированность образовательной среды- способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан ,создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. Адаптивность образовательной среды для каждого ребенка и взрослого проявляется в открытом и дружеском характере информационной и социальной среды во всех образовательных учреждениях ; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучающегося; в полноценности духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления. [15]

Определение понятия «адаптация» представляет собой сложную философскую и методологическую проблему.

На основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, все понятия адаптации могут быть объединены в следующие три группы:

1.Так называемые тавтологические определения, которых понятие адаптация интерпретируется как буквальный перевод латинского «daption» в значении приспособления организмов к среде, то есть «адаптация- процесс и результат приспособления строения и функций организма к условиям среды»;

2.Определения через «главный признак». Здесь адаптация определяется через выраженность ключевого аспекта структурно- функциональной организации индивида. Эти ключевые аспекты выделяются на следующих уровнях: биохимическом, морфологическом, физиологическом, поведенческом;

3. Полисемантические определения, которые подчеркивают многозначный, многоаспектный, характер самого явления адаптации, и прежде всего выделение адаптации как процесса и адаптации как результата.


Наиболее сложные и разнородные аспекты явления адаптации проявляются в многогранной человеческой деятельности в которой можно выделить психофизиологические, поведенческие, когнитивные и субъективно-личностные компоненты адаптационного процесса. Таким образом, адаптация-процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.[20]

1.2 Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой личность. Он отдает о том, какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу), он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многое достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующие своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не только его собственным отношением к самому себе,но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу». Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. По словам Л.С.Выготского, этим крисизом открывается школьный возраст. В период кризиса семи лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением. [5]

Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка: он начинает манерничать, кривляться, бросаться в глаза демонстративность. Все это производит впечатление странного немотивированного поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, переставать следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения (особенно когда дело касается выполнения повседневных бытовых требований) .