Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Теоретические процессы адаптации первоклассника к обучению в школе).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1 Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
1.3 Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Глава 2 Исследования уровня адаптации первоклассников к школе.
2.1 Возрастные особенности младшего школьного возраста.
2.2 Влияние самооценки на адаптацию ребенка к школе.
Глава 3 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме адаптации у первоклассников.
3.1 Проблема адаптации в отечественной психологической литературе
3.2 Понятие адаптации в зарубежной литературе
За этими внешнем негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса семи лет.
Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребенок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность ; во всех своих проявлениях : в поведении , в отношениях с окружающими ,он становится не таким понятным как раньше. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает , чувствует ,переживает, чего действительно хочет. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь , недоступная окружающим.[5]
Черты опосредованности, произвольности приобретает и вся психическая жизнь ребенка. Если раньше , в дошкольном детстве , он мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого ,то в 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребенка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности.
Наряду с этими происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач , каждый раз переживаемых ребенком в каких-либо ситуациях (учеба, общение), приходят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности , ущемленного самолюбия или ,напротив ,чувства собственной значимости ,умелости, компетентности.
Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я».[2] Ход психического развития ребенка приводит к тому, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение в жизни - стремление к новому положению в системе общественных отношений и выполнять новую, важную не только для них ,но для окружающих деятельность – потребность к осуществлению общественного значимой деятельности . Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование ,которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка: к себе, к другим людям, к миру, в целом.
В условиях всеобщего школьного обучения все это реализуется в стремлении к социальной позиции школьника и к выполнению деятельности, обеспечивающей реализацию этой позиции – умению.
Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, не имеет четко выраженных границ и не связан с формальным достижением ребенком соответствующего паспортного возраста. Психологические исследования показывают, что у современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому равномерно вести речь о кризисе 6-7 лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать по времени. Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т.д. поэтому дети – одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах: дети не прошедшие кризис 6-7 лет, по сути еще являются дошкольниками ; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом и составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе.
Проблемы готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.
Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Эти навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текста и т.д.
Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребенку первый этап школьного обучения, усвоения школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приеме в школу хороший уровень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, еще не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы выполнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками.
В то же время дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой. Психологическая готовность к школе- это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития , определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы и составляет содержание психологической готовности к школе.
В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.
Личностная готовность ребенка к школьному обучению во многом зависит от того, насколько ребенок хочет учиться ,стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей ,связанная со стремлением ребенка стать школьником ,выполнять новую, общественно значимую деятельность , образует внутреннюю позицию школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради , ручки ,желание учиться, узнавать в школе что-то новое.
Довольно важной стороной личностной готовности является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми .Умение успешно взаимодействовать со сверстниками имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути является коллективной.
Волевая готовность тесно связана с уровнем развития способности контролировать поступки усилием воли. Это выражается в умении слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого , действовать в соответствии с правилом , использовать образец , сосредотачивать и удерживать внимание на определенной деятельности в течении длительного времени.
Таким образом. волевая готовность к школе позволит первокласснику включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него правила. Интеллектуальная готовность к школьному обучению требует определенного уровня познавательного развития. Ребенок должен быть способен встать на точку зрения ,отличную от его собственной ,чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственным житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению. Для этого ребенку необходимо владеть определенными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами , системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать).Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, стремление узнавать что-то новое.
Психологическая готовность к школе- это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценного прожитого дошкольного детства. Недостаточно уровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребенка в предшествующий возрастной период.
Уровень педагогической готовности выявляет учитель. Психологическая готовность определяется психологом, в распоряжении которого имеются специальные диагностические программы.
Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребенком при приеме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совместными усилиями выработать тактику работы с каждым учеником, учитывая его индивидуальные особенности.
Таким образом, выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе. Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям к школе, в учебной и социально-психологической сфере.
1.3 Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Существует ряд причин, затрудняющих адаптацию детей к школе. Одной из таких причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым в учебных занятиях и всем режимом школы, или, иначе говоря, недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, отсутствие так называемой школьной зрелости.
Под функциональной готовностью понимают такой уровень развития и функционального состояния отдельных систем, который способен обеспечить адекватный ответ организма на конкретное воздействие среды.
Недостаточная функциональная готовность к обучению в школе чаще всего определяется не общим отставанием в развитии организма, а частичной незрелостью некоторых функций, непосредственно связанных с обучением.
В особом внимании нуждаются те дети, которые компенсируют свою неготовность к школе чрезвычайным умственным напряжением и поэтому не попадают в рязряд неуспевающих. Как правило, учебные успехи у таких школьников достигаются ценой их здоровья. Чаще всего это приводит к нервному истощению, а иногда неврозу.
Из-за имеющих осложнений у детей формируется негативное отношение к школе. Развитие отрицательных личностных свойств позволяет отнести их к группе риска возникновения нервно- психической патологии.
По данным В.С Мухина, у половины «незрелых» детей с хороршей успеваемостью и работоспособностью в первом классе ухудшался неврологический статус. Особенно отчетливо неблагоприятное влияние учебной нагрузки на функциональное состояние и здоровье таких школьников проявлялось во 2-м учебном году [18].
Степень готовности к школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Это хорошо демонстрируется несовпадением уровня школьной зрелости у детей одного паспортного возраста, но находящихся на разных ступенях биологического развития.
Так, по данным Г.А.Цукермана и К.Н.Поливаной, процесс адаптации к школе протекает в более короткий срок и с меньшим напряжением физиологических функций у детей, биологический возраст которых соответствует паспортному или опережает его, по сравнению с детьми, имеющими низкий уровень биологического развития [23].
Совершенно естественно, что число детей, обнаруживающих функциональную неготовность к школе, выше у 6- летних по сравнению с 7- летними.
Этим объясняется и большая длительность адаптации к учебной деятельности у 6-летних детей по сравнению с 7-летними. У младших наблюдается более высокое напряжение систем вегетативного обеспечения. Следовательно, необходимо облегчить детям 6-летнего возраста адаптацию к школе. Одним из средств для этого явилось бы несколько более позднее поступление в школу. Год, отделяющий 6-летнего от 7-тетнего, очень важен для психического развития, так как именно в этот год быстро формируется многие важнейшие психологические новообразования: интенсивно развивается произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования; закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий [7]. Все это служит благоприятным предпосылками для успешного перехода к учебной деятельности, поэтому поступление в школу в возрасте 6-7 лет значительно облегчило бы адаптацию к школе.
Но без этого далеко не все возможности облегчения детям адаптации к школе исчерпаны. Так, известно, что существенное условие, облегчающее растущему организму адаптацию к новым воздействиям, это ступенчатость, постепенное увеличение интенсивности этих воздействий.
Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Отбирая программный материал, следует в полной мере учитывать возрастные возможности детей. Практика экспериментального обучения показала, что при сохранении той же учебной программы, что и для 7-летних школьников, учение оказывалось достаточно утомительным для детей 6 лет, несмотря даже на облегченный режим учебных занятий.
В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. М.Н.Ильина указывает, что на развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад , а у тех , кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками . «Незрелые» школьники, среди посещавших , детский сад встречаются в двое реже , чем среди детей из домашних условий [11].