Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Теоретические процессы адаптации первоклассника к обучению в школе).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1 Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
1.3 Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Глава 2 Исследования уровня адаптации первоклассников к школе.
2.1 Возрастные особенности младшего школьного возраста.
2.2 Влияние самооценки на адаптацию ребенка к школе.
Глава 3 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме адаптации у первоклассников.
3.1 Проблема адаптации в отечественной психологической литературе
3.2 Понятие адаптации в зарубежной литературе
Наилучший эффект достигается , по –видимому , взаимопроникновением смежных ступеней социального существования детей. Переход из детского сада в школу должен быть облегчен как за счет создания элементов школы в последней группе детского сада , так и за счет сохранения элементов детского сада в первом классе школы[7].
Если ровное , доброжелательное поведение –это необходимое требование профессиональной этики во всех классах школы , то в первом классе оно приобретает ни с чем несравнимое значение , так как психика первоклассников особенно ранима. Его роль во много раз возрастает по отношению к детям из неблагоприятных микросоциальных условий (низкий образовательный уровень родителей , злоупотребление алкоголем, конфликты в семье ), приводящих к социально – педагогической запущенности детей ,задержке интеллектуального развития , формированию нежелательных личностных качеств и затрудняющих приспособление к школе.
В тех классах, где учитель по своим педагогическим установкам ближе всего к воспитателю детского сада , обычно самая высокая групповая сплоченность и самая благоприятная картина межличностных отношений среди учеников.
Среди факторов влияющих на адаптацию детей к обучению в школе , следует отметить состояние здоровья.
У детей с хронической интоксикацией уровень работоспособности значительно ниже по сравнению с здоровыми , а функциональные сдвиги со стороны центральной нервной и сердечно – сосудистой системы ,а также мышечной работоспособности более существенны.
Тщательный медицинский осмотр детей за год до поступления в школу позволяет выделить группу риска неготовности к школьному обучению по состоянию здоровья . Она включает детей:
1.С отставанием в биологическом развитии ;
2.С функциональными отклонениями (невротические реакции, логоневрозы , гипертрофия миндалин), часто болеющих, длительно болеющих;
3.С хроническими заболеваниями.
Углубленный медицинский осмотр позволяет не только своевременно выявить таких детей, но и провести соответствующие лечение и оздоровительные мероприятия. Таким образом, удался улучшить состояние здоровья детей, поступающих в школу и следовательно , облегчить им приспособление к ней.
К показателям , наиболее полно характеризующим поведение первоклассников на общеобразовательных уроках , относится: уровень беспокойности (неусидчивости), быстрота нарастания утомления , реакция на низкие оценки, тревожность в стрессовых ситуациях (на контрольных работах , при необходимости быстро выполнить задание), уровень концентрации внимания, агрессивность, уровень подготовленности к занятиям (наличие учебников, тетрадей, карандашей).
На первом месте показатель быстроты нарастания - утомление. Невысока способность первоклассников поддерживать на уроке высокую концентрацию внимания длительное время. Тревожность в стрессовых ситуациях - очень распространенное явление. Если с ним не бороться, то в дальнейшем оно может привести к негативным явлениям , в плоть до полного отказа от усвоения нового материала. Несколько реже проявляется качество беспокойности (неусидчивости). Не так часто, но все же встречаются первоклассники с повышенной агрессией. Все замечания (как учителя, так и товарищей) они встречают «в штыки».Обычно это дети с повышенной возбудимостью, нередко с отклонениями в состоянии здоровья. Им необходим специальный комплекс профилактических мероприятий. Незначительный процент первоклассников страдает отсутствием правильно подготовиться к занятиям. Это связано , прежде всего, с отсутствием умения концентрировать внимание на своей деятельности.
Отрицательная реакция на низкие оценки у первоклассников – явление не типичное ,хотя бы потому ,что оценки им не выставляются и значимость оценки для них на этом этапе школьной жизни не велика. Для них характерны несколько иные ценности- общение, познание нового ,игра и развлечение.
Свидетельством успешной адаптации служит , с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности , с другой- внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие , наличие или отсутствие внутренней напряженности. Современная система образования , а так же школа , в частности, имеет достаточный потенциал к созданию условий, способствующих успешной адаптации первоклассника. В последнее время психолого- педагогическая грамотность родителей и учителей , все больше внимания уделяет развитию личности ребенка , его моральному и психологическому благополучию , подготовке к школьному обучению и адаптации к школе. Изучение условий , способствующих успешной адаптации первоклассника , выявление наиболее благоприятных , поможет учителю и родителям первоклассника создать комфортный психологический климат в этот сложный период в жизни ребенка. Целью исследования является выявление условий, способствующих успешной адаптации первоклассников.
Таким образом, можно выделить основные факторы, оказывающие влияние на адаптацию первоклассников к школе: недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, низкий уровень биологического развития, содержание обучения и методика преподавания предварительное пребывание детей в детском саду, состояние здоровья.
Вывод по первой главе.
Адаптация –это процесс и результат внутренних изменений ,внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования .
Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса , приходящегося на возраст 6-7 лет.
Готовность ребенка к систематическому обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально – психологической сфере.
Глава 2 Исследования уровня адаптации первоклассников к школе.
2.1 Возрастные особенности младшего школьного возраста.
Основная анатомо-физиологическая особенность психологического созревания состоит в следующем: в корково-подкорковых отношениях главенствующую роль приобретает кора, и она регулирует функции подкорковых стволовых образований мозга обеспечивая физиологические условия для формирования и функционирования одного из главных новообразований данного возраста- способности к произвольной регуляции психических функций, деятельности и поведения в целом. Важно подчеркнуть, что в возрасте 7 лет (начало школьного обучения) эти процессы еще не достигают окончательной зрелости. Только к 9-10 годам процессы управления активацией достигают относительной зрелости, обеспечивая ребенку полные условия для управления собственной психической деятельностью. Другая способность – установление доминирования и подчинения в системе межполушарных отношений. У праворуких детей устанавливается доминирование функций левого полушария. Это создает условия для формирования и функционирования абстрактного (вербального логического) способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанности психических функций и состояний. В возрасте 7-10 лет основные нервные процессы у ребенка по своим характеристикам приближаются к таковым у взрослого человека. Продолжает развиваться скелет, происходит его окостенение ,развивается мускульная ткань (лучшие крупные мышцы, мелкие хуже), улучшается координация движений, интенсивно растет мышца сердца, интенсивно нарастает масса мозга. У ребенка еще высока утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут урока и после второго урока.
Активно развивается познавательная сфера младших школьников. Восприятие становится осмысленным целенаправленным . Формированию восприятия в этом возрасте способствует становления и дальнейшие развитие речи. Восприятие тесно связано с мышлением, можно говорить о наглядно- образном мышлении , которое является переходным от наглядно- действенного мышления к сложному.
Младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный , но нужный материал. Также развивается смысловая память, вполне сосуществующая с механической , но позволяющей освоить широкий круг мнемонических приемов, рационализирующий запоминание. С 7-8 лет слово приобретает главенствующее значение среди других раздражителей. К 10- летнему возрасту происходит становление межполушарных отношений, касающихся обработки речевых сигналов. С этого времени становится невозможной передача речевых функций от левого полушария правому ,а до 10 лет такая компенсация при необходимости может произойти. В связи с развитием речи развивается и мышление от наглядного- действенного, через наглядно-образное к словесному. Происходит интенсивное развитие от слаборазвитого интеллекта до очень высокого (качественный скачок). В возрасте 5-6 лет появляется способность логически рассуждать в пределах понимания фактов, преобладают конкретные операции, нет способности к размышлению о несуществующих вещах. К 6-7 летнему возрасту появляется тенденция и способность к обобщению и установлению связей между явлениями .Основным новообразованием младшего школьного возраста Д.Б.Эльконин считает отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Его возникновение перестраивает другие познавательные процессы. Память становится мыслящей, а восприятие - думающим. На протяжении этого периода у ребенка развивается понятийное (или теоретическое) мышление, он получает новые знания, умения, навыки, на базе которых у него формируется чувство компетентности. К 7 годам самооценка у большинства детей адекватной, чем в раннем возрасте, когда ребенок был склонен к завышенной в эмоциональном плане самооценке. Но зависит от результатов учебной деятельности и отношений к нему учителя.
К 6 годам происходит половая идентификация, вырабатывается соответствующий стиль поведения, дифференцируется эмоциональное самосознание (т.е осознание своих переживаний) и начинается осознание себя во времени («когда я был маленьким…», «когда я вырасту…».)Развивается рефлексия-осознание своих действий и поступков.
2.2 Влияние самооценки на адаптацию ребенка к школе.
Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально – волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. Самооценка складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также в результате сопоставления образа реального «Я» (каким человек видит себя) с образом идеального «Я» (каким человек желает себя видеть ). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу личности. Свои особенности имеет самооценка у младших школьников. Самооценка- сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, в том числе, и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности. Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности. Младшие школьники стоят на позиции: Я то, что обо мне говорят взрослые и другие окружающие. В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок : завышенная, адекватная и заниженная. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно ,чтобы положительная оценка была общепризнанна . Самооценка и связный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности.
В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехам в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода в школу. Причем психологические исследования показывают ,что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых- низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности- возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников , настороженно относятся к взрослым.