Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Теоретические процессы адаптации первоклассника к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);

родительского собрания.

5 Повторная диагностика- должна быть проведена в конце учебного года (апрель-май) для получения итоговых данных.

6. Заключительный этап- необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.

На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников , конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь такую форму:

Вид деятельности

Цель и задачи

Содержание работы

Форма обобщения информации

Ответственные

Сроки

Для получения полной и достоверной информации о каждом ребенке в процессе диагностики необходимо также проводить :

- Опрос родителей;

-Интервьюирование учителей ;

- Изучение медицинских карт детей.

Основным направлением диагностической деятельности является проведение анкетирования и тестирования первоклассников с использованием различных методик .Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно на обследование одного ребенка затрачивается 15-20 минут.

Основные методики проведения диагностики адаптации первоклассников

Тесты ,методики предоставлены психологом МБУ СОШ с.Мариинского Ульчского района Хабаровского края. Тестирования школьников проводились мной лично ,но под руководством педагога- психолога данной школы.

Для проведения диагностики адаптации первоклассников психолог отбирает наиболее эффективные методики, которые отвечают таким критериям:

-Направлены на изучение всех ключевых параметров адаптации ;

-Не только выявляют признаки дезадаптации, но и позволяют выявить факторы , влияющие на появление проблем в адаптации ;

-Не требуют значительных организационных , временных и материальных затрат для их проведения.

Наблюдение

Наиболее распространенный метод диагностики - наблюдение. Чаще всего используется выборочное наблюдение .В процессе его проведения фиксируются только те особенности поведения ребенка , которые выделяют его из общей массы первоклассников. Наблюдение проводится одновременно за всеми детьми в классе .Основные требования к организации наблюдения :


-Наличие схемы наблюдения;

-Систематичность;

-Объективность.

Наблюдение также должно включать :

- Анализ успеваемости ребенка ;

- Просмотр тетрадей;

-Прослушивание устных ответов;

-Анализ сложившихся межличностных отношений.

В результате наблюдений происходит оценивание (по 5 –бальной шкале ) основных семи компонентов :

-Учебной активности;

-Усвоение программных материалов ;

-Поведения на уроках;

-Поведения на переменах ;

-Взаимоотношения с одноклассниками;

-Отношения к учителю;

-Эмоций.

Соответствующие выводы необходимо внести в карту школьной адаптации .

Фамилия имя

Учебная активность

Усвоение программного материала

Поведение на уроке

Поведение на переменах

Взаимоотнош. с одноклассниками

Отнош. К учителю

Эмоции

Балл

Вывод

Суммарное количество баллов можно интерпретировать следующим образом:

35-28-Высокий уровень адаптации

27-21 –Средний

20 и меньше - Низкий.

Выводы по главе 3

Школьная адаптация понимается в современной психолого – педагогической литературе как сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Эффективность адаптации в существенной мере зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации. Как правило, этот процесс благополучно заканчивается в первом полугодии. Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.

Приложение 1 Таблица 1

Диагностика протекания адаптационного процесса детей 6 лет обучению к школе.

Уровень

Критерии

1 Высокий уровень

(3балла) Ребенок активен, самостоятельно находит поле деятельности, самостоятельно выделяет существенное, любит трудные задачи, ему не нужно помогать .Свободное время он отводит своему интересу

2 Средний уровень

(2 балла)самостоятельность проявляет с помощью взрослых, выделяет только факты, проявляет интерес к занятиям, при трудностях просит помощи у взрослых. Для самостоятельность деятельности ему нужны побуждения взрослых. Свободное время периодически уделяет своему интересу.

3 Низкий уровень

(1балл)Инертный, вялый, обращает внимание на занимательные факты, не любит трудных задач. Не просит помощи, оказывается от нее .В самостоятельной деятельности не проявляет себя, стесняется, отсутствует постоянно или периодически склонность к любимому делу


Заключение

Существует множество факторов, влияющих на адаптацию первоклассника к школе. Это могут быть возрастные особенности, взаимоотношения со сверстниками, авторитет учителя, мотивация в обучении .Данное исследование подтверждает точку зрения о том, что форматирование самооценки первоклассников существенно влияет на адаптацию ребенка к школе. Полученные результаты показали зависимость успешной адаптации от самооценки школьника. Учитывая психологические особенности младших школьников, учитель может организовать такое взаимодействие с ребенком, в ходе которого будут созданы все условия для успешной психологической адаптации в условиях школы. Изучение периода адаптации учащихся проводится для выявления наиболее благоприятных и создания необходимых условий для успешного протекания процесса адаптации к школе. Изучив возрастные особенности младших школьников и влияние самооценки на адаптацию первоклассников, можно сделать выводы о том, что у каждого учителя должно быть комплексное представление о готовности ребенка к школе, о проходящих процессах в его познавательной , психологической ,физиологической сфере. Знание и использование учителем результатов исследования самооценки первоклассников поможет ему лучше сориентироваться в трудностях школьной адаптации детей, определить виды помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждого ученика его школа стала действительно школой радости, личных достижений и успеха. Для дальнейшего исследования существует широкое поле деятельности. В данном исследовании наибольшее внимание уделялось уровню самооценки, как фактору, влияющему на успешную адаптацию первоклассника к школе.

Мотивация обучения ,возрастные гентарные особенности должны учитываться при изучении адаптационного периода первоклассника.Эффективность адаптации в существенной мере зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации .Как правило, этот процесс благополучно заканчивается в первом полугодии . Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе. Одним из важнейших условий, влияющих на адаптацию к школе является готовность к школьному обучению. Школьная дезадаптация- «невозможность» школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, в которых он существует. Среди основных причин дезадаптации выделяются следующие: отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, отсутствие своевременной помощи ученику, проявления неуважения к нему; неблаприяная бытовая или /и эмоциональная ситуация в семье, заброшенность ребенка или гиперпека; тяжелые физические заболевания, задержка психического развития. Рост напряжения ,чаще всего сопровождается эмоциональным возбуждением. Ребенок волнуется, теряется, теряет контроль над ситуацией и своим поведением. Ребенок должен найти разрядку. Результатом ее станет агрессия, напрвленная на одноклассников ,учителя. Такое состояние ребенка должно насторожить взрослого ,так как имеет место угроза глубоких психических изменений.


На завершающем этапе изучения адаптации детей и с учетом полученных результатов были сделаны следующие выводы:

-Стабилизировалась обстановка в классном коллективе

-Игры, проводимые с целью тренировки внимания, принесли свои положительные результаты. С каждым проводимым занятием количество ошибок у первоклассника снижалось, тренировалось внимание

-Социально-педагогическое мероприятие по работе с первоклассниками получили положительную оценку, как педагогов, так и детей, и могут быть использованы в дальнейшей деятельности социального педагога и классного руководителя школы.

Список использованных источников

1.Батуев ,А.С. Высшая нервная деятельность/А.С.Батуев.-М:Высшая школа,1991.-255с.

2.Божович,Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.М.Божович .-М,1968.-267с.

3.Давыдов,В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте/В.В.Давыдов /Возрастная и педагогическая психология /Под. Ред.А.В.Петровского.-М:Педагогика,1979.-168с.

4.Данилова,Н.Н. Психофизиология /Н.Н.Данилова .-М:Аспект Пресс,1998.-372с.

5.Дубровина, Е.Е.Психология :учеб.для сред.учеб.заведений / И.В.Дубровина,Е.Е.Данилова,А.М.Прихожан.-М:Изд.Центр «Академия» ,1999.-460с.

6.Коган,В.Е.Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии.-1984.-№4.-С.89-95

7.Коган,А.Б.Основы физиологии высшей нервной деятельности /А.Б.Коган.-М:Высшая школа,1988.-367с.

8.Кон,И.С.Социалогия личности /И.С.Кон.-М,1973.-352с.

9.Кулагина,И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет):учебное пособие /И.Ю.Кулагина-4-е изд.М:Изд-во УРАО,1998.-175с.

10.Мухина,В.С.Детская психология /В.С.Мухина.-М:ОООАпрель Пресс,2000.-352с.

11.Немов,Р.С. Психология :учеб.для студентов в высш.пед.учеб.завед./Р.С.Немов.-М:Просвещение :Гуманит.изд.центр «Владос»1994

12.Эльконин,Д.Б.Психическое развитие в детских возрастах:Избр.психол.тр-т./Под.ред.Д.И.Фельдштейна;Акад.пед.и социал.наук.-М:Ин-т.практ.психологии.-Воронеж: НПО «МОДЕК»1995.-414с.

13.pedsovet.su/metodika/6392_diagnostika_adaptacii_pevoklassnikov_v_shkole

Уровни мотивации

баллы

Кол-во детей

Высокий уровень

5-30

Выше среднего уровень

0-24

Средний уровень

5-19

Уровень ниже среднего-положительное отношение к школе,но преобладание игровой мотивации

0-14

Низкий уровень-мотивационная незрелость,преобладание детского негативизма, неосмысление своих задач как школьника

Ниже 10