Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольника.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Мультфильмы в век информационных технологий и их влияние на здоровье детей
1.2 Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей
2 АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
2.1 Смысловое наполнение современных мультфильмов
2.2 Смысловое наполнение советских мультфильмов
3 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что просмотр телевизионных передач отвлекает родителей от общения с их детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи.
Д. Гербнер и Л. Гросс приписывали мультипликационным фильмам, как и в общем телевидению, уникальную способность изменять фундаментальные представления о природе социальной реальности [14]. Оно обладает этим свойством благодаря тому, что не только отражает status quo, но и многократно преувеличивает существующие тенденции, телевизионные образы кажутся реальными.
Альберт Бандура высказал идею, что телевидение способно соперничать с родителями и учителями в качестве источника ролевых моделей для подражания. Исследования показали, что средства массовой информации важны в гендерно-ролевой социализации, а анализ информации, поступающей к нам по телевизионным каналам, продемонстрировал, что телевидение создает стереотипные, традиционные образы мужчин и женщин [10]. Замечено, что у детей, которые проводят много времени перед телевизором, хуже развито воображение. Готовые истории мультфильмов не поощряют малыша фантазировать. При этом, если телевизор выключить, такие дети просто не могут придумать, чем им заняться. Так возникает мультипликационная зависимость.
Все чаще встречается «мультипликационное опустошение», когда после длительного просмотра в поведении ребѐнка отмечается апатия, депрессия, снижение общего тонуса. Опасным явлением становится мультипликационная агрессия, когда после просмотра мультфильма резко увеличивается количество эпизодов агрессивного поведения детей.
Все эти симптомы являются следствием пренебрежительного отношения родителей к возрастным особенностям детей и отсутствие возрастной психологической экспертизы мультипликационных фильмов.
Постоянно меняющиеся картинки на экране телевизора настолько притягивают малыша, что ему становится неинтересным и скучным то, что происходит вокруг него в реальной жизни. Поток информации, идущий с экрана, во много раз превышает возможность ребенка воспринимать его и самостоятельно перерабатывать. Он выхватывает то одно, то другое и не может установить связь между изображением и услышанным текстом, из–за чего его мозг начинает мыслить отрывочно.
Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что раннее приобщение малыша к просмотру телевизионных передач отрицательно влияет на развитие ребенка, значительно понижает его любознательность и делает его пассивным. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее осознавать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Он с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.
Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве. Специалистами был выявлен безопасный минимум просмотра мультфильмов для дошкольников, он не должен превышать 20–30 минут в день, при этом его лучше разбить на 2–3 сеанса.
1.2 Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей
Рассматривая мультфильмы как культурное явление, можно сказать, что все они, имеют свои особенности и характеристики, формирующиеся в зависимости от менталитета.
Нравственные (моральные) ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Главными из этих добродетелей считаются благоразумие, доброжелательность, мужество, честь, справедливость, честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Углубление понятия поведение в психологии привело к его пониманию не просто ответной реакции организма на стимул, а сложного взаимодействия человека с окружающей действительностью.
Согласно Л.С. Выготскому, сознание, как внутренне незримый, невидимый для человека феномен находит своѐ реальное объективное воплощение в поведении, а само поведение опосредуется культурными орудиями и знаками. Ученый подчеркивает, что моральное поведение, как и любое другое, зарождается на основе природных, инстинктивных реакций и формируется под влиянием социальной среды [5]. Вслед за Выготским в своем исследовании мы считаем, что в своей основе поведение имеет природные предпосылки, но носит социально обусловленный характер. То есть в поведении имеют место быть инстинктивные желания и влечения, спонтанные проявления, носящие непроизвольный и малоосознанный характер. Все это определяет столь широчайший диапазон поведения человека, начиная от реакций, следования инстинктивным влечениям и потребностям, заканчивая осознанными, произвольными действиями и поступками.
Согласно Б.С. Братусю, вхождение психологии в этику предполагает наличие общего предмета, принадлежащего как к области психологии, так и к области этики [6]. Подобным предметом, согласно автору, выступает отношение человека к другому. Основываясь на этом положении, мы предполагаем, что поведение человека отражает его отношение к окружающей действительности, предметному миру, другим людям.
Направленность поведения человека на других людей в своих трудах подчеркивала Е.В. Шорохова [35]. Деятельность выступает как субъект-объектное взаимодействие человека с внешним миром, в то время как поведение выступает как субъект-субъектное взаимодействие с социальной средой.
Подтверждение этой мысли мы находим в трудах С.Л. Рубинштейна, который раскрывает понятие поведение через его «единицу измерения» - поступки. По определению ученого поступок представляет собой «… не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали» [30]. На основании вышеизложенного, отметим, что основу поведения составляет отношение к другому.
Могут ли влиять мультфильмы на нравственность детей?
А.А. Андреева, Ю.Н. Тычинина лучшими мультфильмами для нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста считают маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий моральный смысл [2]. Причем многие мультипликационные фильмы не просто показывают положительных персонажей, но и закладывают программу воспитания в себе нравственных качеств настоящего человека. Они учат осмысливать происходящее, заставляют переживать за героев, помогать, уважать родителей, дружить друг с другом, делать добро ближним. Многие мультфильмы учат ребенка любить труд, помогать родителям, друзьям, ведь тот, кто трудится, всегда живет в достатке и уважении окружающих. При отборе мультфильма обращается особое внимание на содержание, соответствующее возрасту детей, простое и понятное для восприятия, с героями, говорящими на красивом литературном языке – то есть с высоким уровнем речевой культуры, явно, характеризуемыми поступками, которые можно использовать в качестве понятного примера или антипримера.
Необходимо помнить о том, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста главный герой мультипликационного фильма – безусловно, положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как хорошего, положительного, и еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Потому все поступки, которые совершает любимый герой, ребенок воспринимает как должное – то есть как эталонно–нравственное.
Существенный вклад в изучение данной проблемы внесла О.В. Куниченко, которая изучает специфику влияния мультфильмов на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста, что позволило ей выделить шесть ситуаций, оптимально помогающих детям понимать и воспринимать нравственные эталоны, заложенные в мультипликации [21]:
- первая ситуация сознательного восприятия и понимания мультфильма, включающая постановку вопросов, стимулирование детских высказываний и интерпретации происходящих событий с целью актуализации механизмов осознания и понимания, происходящего на экране, воспитания так называемого вербального восприятия нравственных понятий;
- вторая ситуация выделения нравственного содержания мультипликационного фильма или отдельных его эпизодов, способствующая выработке нравственных оценок, пониманию мотивов поведения героев;
- третья ситуация проявления нравственных чувств, нацеленная на пробуждение морального переживания, расширение эмоционального опыта и актуализацию эмоционального отношения детей к увиденным героям;
– четвертая ситуация, побуждающая ребенка задавать вопросы, направленная на актуализацию потребности в диалоге со взрослым о затрагивающих детские чувства нравственных проблемах;
– пятая ситуация акцентирования внимания ребенка на нравственных конфликтах персонажей мультфильма, аналогичные и созвучные событиям из собственного нравственного опыта;
– шестая ситуация переноса нравственных установок мультфильма на собственное поведение, связанная с сочувствием герою, видением себя на его месте (развитие эмпатии), совместным с ним поиском морально приемлемого выхода из затруднительного положения.
Как видим из всего сказанного, мультфильмы являются действенным средством формирования нравственных ценностей детей, в том числе дошкольного и младшего школьного возраста, но при условии, что их нравственное содержание соответствует целям нравственного воспитания, способствует решению нравственных задач, то есть учит детей положительному примеру достойного поведения.
Следует помнить, что в период формирования личности и развития нравственных качеств и привычек ребенок дошкольного и младшего школьного возраста впитывает все, как губка, поэтому необходимо постараться окружать ребенка добрыми, веселыми, нравственно развивающими мультфильмами, знакомящими детей с нравственными понятиями и моральными нормами в разных их проявлениях.
При этом задача педагогов заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку на каждом возрастном этапе, научиться осознавать свои нравственные впечатления, развить у него критическое отношение к увиденному. А это, в свою очередь, возможно только при систематическом и целенаправленном процессе использования мультипликационных фильмов как эффективного средства нравственного воспитания, формирования у них нравственного сознания как необходимого условия дальнейшего становления их личности.
Как мы отмечали ранее, любая информация, которую несет мультфильм, окажет влияние на малыша, отразится на его речи, поведении, настроении, а в конечном итоге, понимании и восприятии окружающего мира. Таким образом, из всего перечисленного выше, мы поняли главное, что герои мультфильмов играют огромную роль в воспитании детей. Любимый персонаж для ребенка – главный авторитет (после родителей), своего рода пример для подражания, и как следствие мощное средство для воспитания!
Любимые герои показывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Они будоражат воображение ребенка, учат его сопереживать другим, учат справедливости. Мораль «хороших» мультфильмов такова, что даже плохой персонаж стал таким только потому, что с ним никто не дружил, никто его не любил.
Итак, говоря о воспитательной роли мультфильмов, можно подвести некоторые итоги:
1. В мультипликации ребенок видит модели поведения. Он учится тому, как действовать в той или иной ситуации, как можно добиться цели. Многие мультфильмы дают программу воспитания качеств настоящего человека. Они заставляют ребенка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло.
2. В мультфильмах показана красота природы, герои мультфильмов учат любить и беречь ее. Дети учатся ухаживать за животными и растениями. В них же показано, что если хорошо относиться к природе, то она угощает героев мультфильма вкусными фруктами, овощами и т.п.
3. Герои мультипликации учат малыша помогать родителям, друзьям. Тот, кто ленится, высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд – это полезное дело.
4. Именно мультфильмы ненавязчиво и интересно расскажут о здоровом образе жизни, его пользе, познакомят с различными видами спорта, организуют ребенка на активную жизнь и отвлекут от хулиганства и бесполезного времяпровождения.
5. «Правильные» мультфильмы способствуют развитию мышления, речи, памяти, логики и внимания.