Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

2.1 Смысловое наполнение современных мультфильмов

Сюжеты многих современных мультфильмов, как российских, так и иностранных, часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка, суд над преступником, любовно - эротическую составляющую.

Так, например, в мультфильме «Акулья история» показывают смерть акулы и церемонию похорон: погребение, отпевание, выражение соболезнований. Или в «Планете сокровищ» происходит страшное убийство в открытом космосе. А в «Шреке–3» смерть короля–жабы показана долго и весьма детально. В «Мадагаскаре» пингвины захватывают теплоход и берут в заложники капитана, звонко ударяя его по лицу. Там же бабушка бьет льва. Король в «Шрек–2» нанимает киллера для убийства избранника своей дочери. А чего стоит сцена в кабаке с пьяными героями сказок и трансвеститом («Шрек–3»). В «Алеше Поповиче и Тугарином Змее» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от бабы Яги и заканчивая правителем – Князем. Домашние питомцы из «Сезона охоты–2» устраивают своеобразные собачьи пытки. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма.

Эстетическая составляющая современных мультфильмов тоже находится на низком уровне: герои зачастую просто некрасивые. Например, Шрек – разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Ниндзя? Мультфильм «Черепашки-ниндзя» можно отнести к жанру «мультфильм ужасов», для этого есть классический набор наведения ужаса (ночь как основное время действия, битвы трехтысячелетней давности, проклятия, бессмертие, живые статуи с красными глазами, монстры, выходы в иные миры, бесконечные битвы, погони, драки, ограбления, убийства, прыжки с высотных домов и др.).

Современные мультфильмы содержат низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах: «сопляк», «тупой», «этот куст похож на толстую бабу», «не тыкай в меня своей грязной, зеленой сосиской!», «тренинг по целованию задниц», «дурак», («Шрек»), «закидать лектора какашками» («Мадагаскар») »валите отсюда!», «будь он проклят» («Тачки»), «ну что припухли, сборище трусливых вонючек? » («Сезон охоты– 2»). Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «шизовое местечко», («Мадагаскар»), «втюрился» («Тачки»), «офигительность» («Сезон охоты–2»).


Но, кроме этого, в современных мультфильмах часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «хочешь обладать ею?», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «я ношу женские трусики», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шреки»), «любовнички развлекаются» («Акулья история»), «брачный ритуал», «у вас интим?» («Сезон охоты–2»). А в мультфильме «Делай ноги» мудрец пингвиньей колонии по имени Ловелас заявляет, что «вынужден удалиться на свое ложе для любовных утех». Порой встречаются откровенные ошибки: в «Алеше Поповиче» произносится слово «ихняя», а сам богатырь пишет с ошибками: «сабрать». Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей.

В современных мультфильмах иностранного производства наблюдается переизбыток агрессии и насилия. Слишком подробные сцены драк с кровью, убийств. Главный герой, как правило, агрессивен, может наносить вред окружающим. Кроме того, плохие поступки героев остаются безнаказанными. Нет четкости между добром и злом. Даже положительные герои могут совершать плохие поступки ради благих целей.

Кроме того, мультфильмы способствуют неверному формированию образа матери и материнства. Женщины наделены мужскими чертами внешности и характера и наоборот: мужчины показаны женоподобными, либо бесполыми.

Современные мультфильмы, как отечественные, так и зарубежные - это коммерческий продукт, созданный без учета нюансов развития детской психологии, но при учете нюансов, позволяющих сделать ребенка потребителем мультфильма. Поэтому образы главных героев и сюжеты могут давать детям нежелательные установки и представления, все - лишь для того, чтобы вытянуть у людей деньги [8].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы подошли к пониманию того, что большинство современных мультфильмов содержат, чаще всего, антикультурный потенциал, не удовлетворяющий решению воспитательных задач особенно нравственного, трудового и эстетического воспитания. Современные мультфильмы не отличаются строгой моралью.

2.2 Смысловое наполнение советских мультфильмов

Чтобы быть объективными в своих суждениях и выводах, мы проанализировали наполнение советской мультипликации. Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носили морализаторский характер, эта мораль была зачастую откровенно проявлена. Основная особенность советских мультипликационных фильмов заключается в том, что они построены на сюжете взаимодействия личности и коллектива, личности и общества.


В каждой стране, конечно, существуют свои эталоны культуры поведения, в соответствии с которыми строится воспитание детей в период взросления. Мультфильмы в той или иной степени отражают формы поведения, которые дети перенимают. Они учатся тому, как действовать в той или иной ситуации, как можно добиться цели.

Многие советские мультфильмы дают примеры воспитания качеств настоящего Человека. Они побуждают ребѐнка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло и т.д. В советских мультиках со злом стараются бороться не силой, а пытаются его перехитрить или уговорить встать на добрый путь.

В качестве критериев оценки советских мультфильмов возьмем воспитательный потенциал по направлениям воспитания и основным задачам; направления и задачи могут быть дополнены – мы возьмем только некоторые из них. Для решения этих задач были отобраны соответствующие мультфильмы, представленные в Приложении А.

В советских мультфильмах звучит правильная, красивая речь, которая передает гамму чувств, эмоций героя, поэтому способствует речевому развитию. Советские мультфильмы разнообразны, неповторимы, у каждого героя свой характер, эмоции, голос, в этих мультфильмах звучит авторская музыка. Советские мультфильмы более понятны дошкольнику и младшему школьнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности; способствуют развитию мышления.

Таким образом, мы пришли к выводу: советские мультфильмы содержат воспитательный потенциал, который следует целенаправленно использовать для обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Далее рассмотрим плюсы и минусы воздействия мультфильмов на детей.

Итак, пришло время еще раз оценить положительные и отрицательные стороны мультипликации. Мы пришли к пониманию, что ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов. Из этих образов как из кубиков он строит свою модель мира - свое мировоззрение.

Мы изучили принципиальные отличия советских, российских и зарубежных мультфильмов по 6 критериям: цвет, герои мультфильмов, сюжеты, речь героев, музыка, проблема добра и зла. В ходе исследования мы выяснили, что современная мультипликация, независимо от страны происхождения, красочная, действия происходят очень быстро, а советская мультипликация не яркая, содержание спокойное.

Психологами подсчитано, что в современных мультфильмах за 20 минут сменяются 165 эпизодов, 70 тем, 30 видов деятельности, один эпизод в среднем длится 3–4 секунды. Ни один взрослый не сможет представить ребенку за 20 минут 165 предметов и 30 действий. Этой возможностью обладает только телевидение. Кроме того, на протяжении фильма детям предоставлено 40–50 музыкальных тем для прослушивания. Все это привлекает современных детей к просмотру мультсериалов. Результаты исследования по сравнению мультфильмов представлены в Приложении Б..


Подводя итог вышесказанному, можно отметить, какие плюсы и минусы для развития ребенка мы увидели от просмотра различных мультипликационных фильмов:

Плюсы:

1. Ребенок получает много новой информации. В мультфильмах действительно содержится просто огромное количество всевозможных интересных и познавательных вещей. Просматривая мультфильмы, дети побывают в фантастических местах, познакомятся с волшебными созданиями и узнают многое об окружающем мире.

2. Минуты тишины для родителей (дети дошкольного возраста, первоклассники). Если ребенок слишком активный, то просмотр интересного мультфильма может унять его хотя бы на полчаса–час. За это время родители могут отдохнуть в тишине и посвятить немного времени себе.

3. Начало знакомства с культурой. Именно с мультфильмов начинается развитие культурного человека, который ценит и любит хорошее кино.

Минусы:

1. Вредное влияние на здоровье: долгое сидение перед телевизором или компьютером может привести к определенным проблемам –портится зрение, слух, нарушается осанка.

2. Пассивное восприятие информации. Мультфильмы проигрывают по сравнению с книгами, потому что при просмотре ребенок не прилагает усилий, чтобы воспринять информацию, все происходит пассивно. В итоге это приводит к отсутствию фантазии, абстрактного мышления и т.д.

Результаты данного исследования показали, что просмотр российских и западных анимационных фильмов является одной из причин высокого уровня тревожности и порождают у детей агрессивные фантазии, которые нередко реализуются в отношении к более слабым.

Советские мультфильмы – умные, мудрые. Они учат малышей добру и справедливости, но для современных детей они являются скучными.

3 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

3.1 Организация исследования

С целью изучения влияния мультипликации на развитие детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование в МБОУ детский сад № 16 с. Мариинское Ульчского муниципального района Хабаровского края. Объектом исследования являлась 30 детей старшего дошкольного (5–7 лет) и их родители.

Исследование проводилось в 3 этапа:


1. Подготовительный этап (сентябрь 2019 года). Данный этап включал определение цели и задач, предмета и объекта, гипотезы исследования. В этот период нами был проведен анализ и обобщение данных научно–методической литературы по проблеме исследования. Также осуществлялось определение базы исследования, подбор, разработка и адаптация диагностического материала.

2. Основной этап (октябрь 2019 года - февраль 2020 года). На данном этапе было проведено исследование посредством методов наблюдения и анкетирования. Отсмотрено более 100 мультипликационных фильмов, из них 62% зарубежных и 38% российских и советских.

3. Заключительный этап (март 2020 года): были обработаны результаты исследования, сделаны выводы.

Нами был проведено исследование, целью которого являлась первичная диагностика уровня развития восприятия мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста на материале сюжетов отечественных и американских мультфильмов. В начале исследования нам было интересно узнать, какие же все-таки мультфильмы предпочитают нынешние воспитанники детских садов, а также как относятся к подбору мультфильмов современные родители. С целью изучения данного вопроса мы разработали 2 анкеты: для детей (Приложение В) и родителей (Приложение Г).

Для просмотра и анализа мы не выбирали специально какие-либо мультфильмы: нам их назвали сами дети и родители, участвующие в исследовании (Приложение Д).

3.2 Интерпретация результатов исследования

Первым открытием, удивившим нас, стал тот факт, что не все дети любят мультфильмы. Любят – 71 % опрошенных, категорически не любят их – 6%, не очень любят– 23% респондентов. Только одна девочка ответила, что она просто ненавидит мультфильмы.

На вопрос «Как часто ты смотришь мультфильмы?» маленькие респонденты ответили: каждый день – 41 %, это те дети, которые подвержены риску в состоянии здоровья и психологической зависимости, также гиперактивности и снижению всех психических функций, иногда – 29 %, только по выходным смотрят 13 %, очень редко – 17%.

Следующий вопрос звучал так: Когда ты предпочитаешь смотреть мультфильмы? Ответы были следующими: предпочитают смотреть утром – 51 %, в обед – 36 %, наибольшие показатели: вечером – 50 %, целый день – 20 % (Диаграмма 3.3). Целый день могли смотреть мультфильмы 20% или 5–я часть от участвующих в опросе. Это достаточно большой показатель, который также негативно влияет на развитие и здоровье детей.