Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольника.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Мультфильмы в век информационных технологий и их влияние на здоровье детей
1.2 Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей
2 АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
2.1 Смысловое наполнение современных мультфильмов
2.2 Смысловое наполнение советских мультфильмов
3 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Сравним данные показатели детей с ответами родителей: на вопрос: Как часто ваш ребенок смотрит мультфильмы? – родители ответили так: каждый день – 42%; когда захочет сам, нет определенного времени и дня – 54%; только в выходные – 4%.
Отвечая на вопрос «Сколько времени в режиме дня отводите на просмотр мультфильмов?», родители ответили следующим образом: только 12% родителей ограничивают время просмотра мультфильмов детьми. Некоторые родители смотрят мультфильмы вместе с детьми – 39%. Обсуждают с детьми просмотренные мультфильмы постоянно – 29% родителей; 62% родителей – от случая к случаю; 10% родителей – никогда не обсуждают. Дети, которые бесконтрольно смотрят мультфильмы, с которыми родители не обсуждают их, попадают в группу риска, о чем мы рассказывали ранее. На вопрос: Какие мультфильмы ты смотришь: или зарубежные (иностранные)? мы получили следующие результаты: российские мультфильмы – 26%, иностранные – 10%, разные – 64%. При этом стоит отметить, что ответы родителей и детей несколько отличаются (Приложение Е). Например, родители считают, что ребенок любит смотреть мультфильм «Маша и медведь», а ребенок отвечает, что предпочитает «Винкс».
Радует, что среди большого количества мультфильмов единично встречаются мультфильмы советского производства, такие, как «Паровозик из Ромашково», «Домовенок Кузя», «Тайна третьей планеты».
В данных, с которыми мы познакомились, предпочтение в просмотре отдано иностранным мультсериалам, в нашем исследовании первые места у российских мультфильмов. Изучая вопрос о том, где предпочитают смотреть мультипликационные фильмы наши респонденты, мы узнали, что больше всего это происходит дома, выбирают телевизор – 77%, на компьютере, планшете, телефоне – 39 %, в кинотеатре – 22 %. Выбирая любимые мультфильмы, дети руководствуются внешними признаками: яркостью, быстрой сменой сюжета, активностью главных героев. В качестве наиболее предпочитаемых героев мальчики выбрали «Черепашек–ниндзя», «Трансформеры» и «Щенячий Патруль». Из этого следует, что мальчики предпочитают идентифицировать себя с супергероями, наделенными сверхвозможностями. Эти герои применяют активные оборонительные действия и из всех ситуаций выходят победителями. Девочки выбрали в качестве предпочитаемых мультгероев фей из мультфильма «Винкс», объясняя это тем, что, они красивые, веселые и добрые, спасают мир. Среди мальчиков и девочек были названы наиболее популярные мультипликационные сериалы: «Фиксики», «Смешарики», «Лунтик» (Данные представлены в Приложении Ж).
Если ребенку интересны какие–то мультфильмы, он может смотреть их бесконечно. Объясняя, почему они смотрят именно их (несколько вариантов выбора), дети дали такие ответы: интересные – 60%, смешные – 41 %, красивые 24%, хорошие – 19 %, учат добру/добрые – 35%.
Мультфильмы заставляют смеяться, что запускает выработку гормонов удовольствия, именно поэтому, на уровне физиологии, хочется смотреть еще и еще! Чтобы смотреть мультфильмы, не требуется никаких усилий. Если сюжет захватывающий, то это также интересно ребенку.
На вопрос: Про кого или про что ты любишь смотреть мультфильмы?-получили такие результаты: наибольшее предпочтение – 44% отдано мультфильмам про людей, 36% опрошенных детей смотрят мультфильмы про зверей и птиц. То есть, то, что детям близко и понятно, про машины, трансформеров, роботов – 30%, про инопланетных существ – 23%, взрослые мультфильмы – 29%, не определились со своими интересами и смотрят всѐ подряд 25% опрошенных.
На вопрос «На кого из героев ты хочешь быть похож? » были получены следующие ответы:
- Ни на кого, хочу быть самим собой – 11%;
- Леди Баг – 17% (Красивая, умная, добрая, справедливая, смелая, отважная);
- Черепашки-ниндзя – 15% (Крутые, классные, умеют драться (сражаться);
- Оптимус Прайм–трансформер – 14% (Отважный, смелый, ловкий, супермен);
- Феи Винкс (Флора, Блум, 26Муза) – 10% (Красивые, смелые, отважные, защищают добро);
- Три богатыря – 10% (Смелые, спасают мир, борются со злом, добрые);
- Лунтик – 10% (Смешной, добрый);
- Человек–паук – 9% (Смелый, супермен, борется со злом, умеет летать и прыгать);
- Фиксики – 9% (Умные, много знают и умеют).
Дети, выбирая любимых героев, хотят быть наделенными дополнительными силами, чтобы спасть мир, что в некоторой степени говорит об отвлеченности малышей от реального мира. Чаще всего игрушки – герои мультфильмов имеются у детей дошкольного возраста и первоклассников. К 3–4 классу игрушки переезжают «жить» к младшим братьям и сестрам.
Как показал опрос, результаты которого представлены в таблице 6, больше всего игрушечных Лунтиков живет в семьях наших респондентов, второе место занимает Маша из мультфильма «Маша и медведь» Приложение З. Игра – это очень ответственный труд, обучающий и развивающий мышление ребенка. Игрушки всегда были и будут необходимы нашим детям, они развивают их, воспитывают, заставляют думать и осмыслить окружающий мир. Игрушки в виде персонажей мультипликационных героев являются наиболее продаваемой продукцией во всем мире. Наблюдения за игрой детей после просмотров мультфильмов в течение недели показали, что малыши часто обращаются к мультипликационной тематике. Большинство из них (78 %) в своих играх, после просмотра мультфильма, демонстрировали следующее:
– повторение жестов и движений персонажей;
–эмоциональное восприятие действий героев (дети реагировали на смех, слезы, улыбку, т.е. типичные действия, наблюдаемые в течение жизни);
– по окончанию мультфильма, многие дети продолжали повторять фразы–насмешки над персонажем;
– говорили от имени героя (подражая голосом и манерами);
– переодевались в него (человек–паук, робот, Золушка);
– обозначали роль изменением прически (длинные волосы заплетали как у Рапунцель);
– брали атрибуты мультипликационных ролей (щит, меч, каску, шляпу).
Подражая любимым героям мультфильмов, дети воспроизводят игры, в которые играют эти персонажи – 47% опрошенных детей, 53% не играют в такие игры. Родители же считают, что 35% их детей подражают героям мультипликационных фильмов. 32% уверены, что дети не подражают героям. 32% родителей не замечают и не наблюдают за процессом игры своих детей.
Сравнивая ответы родителей и детей, наглядно можно увидеть, что в целом родители знают и понимают предпочтения своих детей, но в незначительной мере контролируют этот процесс. Все дети, участвовавшие в исследовании, демонстрировали частое и активное использование кукол-персонажей мультфильмов в своих сюжетных играх. Мы можем констатировать, что просмотр мультфильма оказывает существенное влияние на содержание игр дошкольников и младших школьников, а также на выбор игрушек. Все дети берут роли персонажей, используют сюжеты, ролевую речь от имени героев, игрушки–персонажи для игры. По результатам анкетирования детей был получен перечень мультфильмов и их героев, которым они отдали предпочтения (Приложение И).
Лидирующие позиции в игре наших респондентов занимает Леди Баг, которой подражают как девочки, так и мальчики. Она обладает суперсилой, которой каждый из детей также хотел быть наделен. Лунтику хотели бы подражать потому, что он добрый. На серьезный вопрос: Каких героев мультфильмов ты любишь больше: добрых или злых? Почему? – получили такие результаты: добрые – 67%, злые – 13%, разные – 13% и не ответили на вопрос – 7% опрошенных. Родители, отвечая на вопрос: Какие герои нравятся вашему ребенку? – 52% – убеждены, что нравятся только положительные герои; 1% – отрицательные; 34% отметили, что разные герои нравятся их детям. На наш взгляд, важно обсудить с ребенком, почему ему нравится отрицательный герой. Может быть, малыш сам попал в такую ситуацию, как у любимого персонажа? Может быть, он так же не может завести друзей или испытывает сложности в общении? Один из вопросов анкеты звучал следующим образом: «Обсуждаешь ты просмотренные мультфильмы с кем–либо?». Ответы респондентов: только с мамой – 14%, только с папой – 5%, только с бабушкой – 4%, только с сестрой/братом – 11%, только с друзьями – 16%, со всеми близкими – 23%, большая часть опрошенных (28%) ни с кем не обсуждают. 28% ребятишек не обсуждают просмотренные фильмы ни с кем, а это почти третья часть опрошенных. Реже всех обсуждают их с папой (5%), со всеми близкими – 23%. Из анкет родителей мы узнали, что 10% родителей никогда не обсуждают просмотренные мультфильмы со своими детьми, 62% от случая к случаю и только 29% постоянно это делают. То есть взрослые занимают пассивную позицию в данном процессе, не оказывают существенного влияния на отбор и просмотр мультфильмов. После просмотра мультипликационных фильмов настроение у детей в основном разное –42%: и веселое, и грустное; 39% опрошенных после просмотра пребывают в веселом настроении; 16% –не замечают, какое оно; грустное – у 4% ответивших на вопросы. Рекомендации для родителей – Приложение К. Результаты исследования показали, что настроение детей напрямую зависит от эмоционального фона просматриваемого мультфильма. В ходе эксперимента с детьми проводились беседы. Задавались вопросы: Маша положительный или отрицательный герой? Чему учит тот или иной мультфильм? Как зовут главных героев? и др. Дети 5–7 лет затрудняются точно ответить на поставленные вопросы. Вместе с тем, в ходе исследований подтверждена главная теория – детям нужно дозировано показывать мультфильмы и обязательно обсуждать, как и почему происходят действия в них, чтобы они выстраивали логические цепочки, а не обращали внимание только на внешние факторы. 89% респондентов – родителей в детстве с удовольствием смотрели мультфильмы. Любимым своим мультфильмом 56% считают советский мультфильм «Ну, погоди!», 21% называет в числе любимых мультфильмы про Простоквашино, 11% – «Винни Пуха». И все же родители склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Данные тенденции обусловлены недооценкой ими потенциальных возможностей мультфильма.
Поэтому указывая, какие положительные качества могут развивать мультфильмы, 11 % опрошенных родителей не ответили на вопрос. Те родители, кто ответил на данный вопрос, считают, что мультфильмы развивают у ребенка доброту и участие – 60%. 23% опрошенных считают, что хорошие мультфильмы способствуют развитию нравственного начала в детях: воспитывают культуру поведения, уважение к старшим, учат различать добро и зло, хорошее и плохое. 19% родителей уверены, что правильно подобранные мультфильмы, способствуют развитию познавательного интереса и любознательности. 87% родителей считают, что мультипликационные фильмы необходимы для всестороннего развития ребенка. Вместе с тем, родители считают, что если не контролировать просмотр мультфильмов, то они принесут вред и будут способствовать развитию отрицательных качеств ребенка, таких, как: агрессия, жестокость, насилие, грубость и гнев–24%; привьют плохие манеры и неверные поведенческие навыки–14%. От влияния «плохих» мультфильмов ограждают своих детей всего 8% родителей, регламентируя время просмотра и репертуар мультфильмов. Подбирая мультфильмы (мультсериалы) для своих детей, 58% родителей руководствуются смыслом, который заложен в том или ином мультфильме. 12% обращают внимание на зрелищность, 11% на популярность просматриваемого фильма. Как выяснилось из анкет, 23% родителей совершенно не задумываются над тем, что и как смотрит их ребенок.
Вывод. Таким образом, из ответов родителей и детей, мы узнали, что не всегда просмотр мультфильмов идет под контролем родителей и не всегда мультфильмы соответствуют возрасту детей, не соблюдаются нормы и время просмотра, а это создает проблемы в воспитании и вредит развитию и здоровью детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель исследования заключалась в анализе влияния мультфильмов на детей и последствия этого влияния.
Для достижения цели решены следующие задачи:
- выяснена роль мультипликационных фильмов в воспитании детей;
- проведено сравнение, чему учат отечественные и зарубежные мультфильмы; сравнение популярности российских и зарубежных мультипликационных фильмов;
- проведено анкетирование дошкольников (5–7 лет) с целью выявить наиболее предпочитаемые мультфильмы и любимых героев и их родителей;
- проанализированы результаты исследования; дан ответ на вопрос, являются ли современные мультфильмы средством воспитания или служат технологии манипулирования в воспитании детей.
В ходе исследования доказано, что мультфильмы как иностранного, так и российского производства, оказывают различное воздействие на здоровье, психику, сознание, на эмоциональное и нравственное состояние детей. Это зависит от возраста, времени просмотра, качества мультипликационного фильма. Мы выяснили, что дети, принявшие участие в исследовании, предпочитают смотреть как зарубежные, так и российские мультфильмы.
Также подтвержден тот факт, что мультипликация является мощным средством формирования личности ребенка. При ее воздействии наблюдаются как эффект социального научения, так и запоминание образцов поведения, ценностей, развитие познавательных процессов.
Проведя исследование, мы пришли к выводу, что нельзя однозначно ответить на вопрос о манипулировании. Мы не изучили скрытые (глубинные) проблемы этого процесса и его последствия. Мы убеждены, что будущее каждого человека многовариантно, и сценарий, по которому будет идти жизнь, пишется до 7 лет и зависит в первую очередь, от мировоззрения ребенка, которое формируется в том числе, посредством мультфильмов.
Чтобы избежать негативного влияния мультфильмов на психику детей, важно выполнять следующие рекомендации специалистов:
1. Во–первых, следует отказаться от показа телевизионных передач и мультфильмов детям младше трех лет.
2. Во–вторых, при выборе мультфильма родителям надо быть осторожнее, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов.
3. В–третьих, для нормального развития ребенка мультфильмы должны содержать следующую информацию: доброе, заботливое отношение к окружающему миру: животным, растениям, людям; четкое разграничение добра и зла, хорошего и плохого поведения.
4. В–четвертых, никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка со взрослым, в котором он так нуждается. Детям надо чувствовать любовь родителей, их внимание и присутствие. На ребенка нужно находить время, пусть его будет не так и много.
Если этого не происходит, не стоит удивляться тому, что дети стали шутить не очень к месту, смеяться истерически и начали бить, щипать остальных людей, подражая героем мультипликации, которых они обожают.
Считаем также, что гипотеза исследования о том, что мультфильмы зарубежного и отечественного производства не всегда положительно влияют на здоровье, психику и сознание детей дошкольного возраста, подтвердилась.