Файл: Понятие и виды источников права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– как правило, отсутствие его закрепления в качестве формально-юридического источника права в нормативно-правовых актах государства[12].

Анализируя понятия типичных и нетипичных источников права А.С. Дмитриева формулирует несколько схожие признаки нетипичных источников права:

– нехарактерность их с точки зрения сформированных правовых традиций конкретной правовой системы;

– субсидиарный характер их применения[13].

Рассматривая эти и другие определения традиционных и нетрадиционных, типичных и нетипичных источников права, не вникая в подробности научных дискуссий, можно сделать выводы о том, что традиционными и типичными источниками права для каждого государства так или иначе в любом случае будут наиболее развитые, устойчивые и признанные в нем формы закрепления правовых норм.

В данном случае необходимо учитывать типологию правовых систем современного мира, где обычно выделяют следующие виды правовых семей: романо-германская, англо-американская правовая семья; правовая система с господствующей религиозной идеологией. В основу этой классификации положены: происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа источников права и способы их толкования; идеологические факторы[14].

Первая из указанных правовых семей – романо-германская, охватывает те страны, где правовая система складывалась на основе римского права (Франция, Германия, Италия и др.). Ее особенность состоит в том, что правила поведения людей в обществе здесь определяют нормы права, воплощенные в законах. Также здесь имеется высокий уровень нормативных обобщений и достаточно распространена кодификация законов, в том числе, например, действуют гражданские, уголовные, различного рода процессуальные кодексы и т.д[15].

Важная роль среди источников писанного права в романо-германской правовой семье принадлежит многочисленным подзаконным актам, обычаям и общим принципам права, а само правосудие осуществляется здесь судьями с высшим юридическим образованием.

Следующий вид правовой системы – англосаксонская правовая семья, она является наиболее распространенной в современном мире. В ее состав, например, входят правовые системы таких стран, как Англия, Северная Ирландия, Новая Зеландия и многие другие.

Принципиальным отличием данной правовой системы является то, что главным источником права здесь является не закон, а норма, сформулированная судьями при рассмотрении конкретного дела, то есть судебный прецедент. Таким образом, отличительным признаком этих правовых систем служит ориентация норм права на разрешение одной, отдельно взятой проблемы вместо общего правила поведения, призванного урегулировать будущие подобные ситуации.


Особенность религиозно-общинной правовой системы состоит в том, что любые юридические элементы здесь не имеют обособленного функционирования, а тесно связаны религиозными и обычно-общинными нормами.

Учитывая вышеуказанные разновидности правовых систем, можно сказать, что, например, для современной англосаксонской правовой системы традиционными и типичными будут являться следующие виды источников права: правовой прецедент, правовой обычай, нормативный правовой акт, договор нормативного содержания, правовые принципы, а нетрадиционными

и нетипичными – правовая доктрина, правосознание, религиозные тексты.

Для современных религиозных правовых систем традиционными и типичными будут являться религиозные тексты, правовая доктрина, правовой обычай, нормативно-правовой акт, договор нормативного содержания, а нетрадиционными – правовой прецедент, правовые принципы[16].

Говоря о системе источников российского права, важно отметить, что поскольку наша страна принадлежит к романо-германской правовой семье, то для нее характерны такие отличительные черты, как докторальность и концептуальность, значимость нормативных правовых актов в системе источников права и их кодифицированный характер.

Отличительные черты нормативного правового акта как источника права состоят в том, что он представляет собой официальный документ, который принят уполномоченным на то органом (должностным лицом) с соблюдением специальной процедуры, подлежащий обязательному опубликованию, содержащий в себе общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Определенное место в иерархии российских источников права имеет правовой обычай, который действует тогда, когда вариант его применения оговаривается в законодательстве[17].

Вопрос об отнесении к российским источникам права актов судебных органов на протяжении длительного времени остается достаточно спорным. В юридической литературе по данному поводу высказано множество критичных мнений, начиная от полного отрицания их регулятивного характера, заканчивая признанием судебной практики источником правового регулирования.

Рассматривая систему источников российского права, например, С.В. Мирошник классифицирует их в зависимости от их юридического значения и

очередности появления на первичные, вторичные и дополнительные[18].


К первичным источникам он относит Конституцию РФ, которая содержит в себе базовые идеи, лежащие в основе механизма правового регулирования общественных отношений; к вторичным – нормативные правовые акты, нормативные правовые договоры, а также правовые обычаи, а к дополнительным – судебные прецеденты, появившиеся в российской правовой системе относительно недавно, но уже прочно занявшие свою «нишу» в системе нормативного регулирования[19].

В зависимости от отраслей российского права в науке принято выделять источники конституционного, гражданского, уголовного, административного, экологического, семейного, трудового, арбитражного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других видов права.

Ограничиваясь рамками данной работы привести все виды классификации источников права не представляется возможным.

Заканчивая исследование общих положений об источниках права, можно сделать вывод о том, что в настоящее время рассматриваемый институт представляет собой способ выражения и закрепления норм права, устанавливающих общеобязательные правила поведения в обществе.

В теории государства и права разработано множество классификаций источников права. В то же время, данные классификации являются достаточно условными, поскольку в основу каждой из них будет положен лишь один критерий. Наиболее важным источником права в нашей стране является нормативно-правовой акт. В то же время определенное значение среди них имеют правовой обычай и акты судебных органов. Более подробно данные источники российского права будут рассмотрены в следующей части данной работы.

2. Нормативный правовой акт как основной источник российского права

2.1 Понятие и виды нормативно-правовых актов

Как уже было указано выше, в российской правовой системе нормативно-правовой рассматривается в качестве основного источника права и на сегодняшний день играет ведущую роль в регулировании общественных отношений, что и предопределяет особое внимание к его изучению.

В то же время, если обратиться к анализу научных исследований и юридической практике по данной проблеме, то можно констатировать, что на сегодняшний день не сложилось единого подхода к определению исследуемой категории и ее содержания[20].


Так, например, учитывая признаки рассматриваемого источника права, В.А. Лысенко пишет, что он представляет собой официальный документ, принятый (изданный) в установленном законом порядке и форме, уполномоченным субъектом в рамках его компетенции, содержащий нормы права, т.е. неперсонифицированные правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное использование, направленные на регулирование наиболее важных, социально-значимых общественных отношений, требующих государственного воздействия, гарантируемый принудительной силой государства[21].

Более короткое определение нормативному правовому акту дает С.В. Шахалдаева, которая рассматривает его как письменный документ, принятый субъектом правотворчества в пределах его компетенции и содержащий правовые нормы[22].

С.В. Бошно дает близкое по смыслу, но более развернутое определение нормативного правового акта, под которым понимает «письменный официальный документ, принятый в определенной законом процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии»[23].

Иное понимание понятия нормативных правовых актов дают А.В. Поляков и Е.В. Тимошина. Для них нормативные правовые акты – это результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определѐнных правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме[24].

Наличие различных теоретических подходов к определению понятия нормативный правовой акт стало возможно в связи с тем, что легальное определение данного понятия в российском законодательстве отсутствует.

Следует отметить, что попытки дать нормативное толкование рассматриваемому виду источника права уже были сделаны российскими парламентариями ранее.

Так, в июне 1996 года членами Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект Федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации»[25].

Указанным законопроектом было предложено под нормативным правовым актом понимать письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной указанным проектом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение. Также, в нем оговаривались субъекты, имеющие право на принятие нормативного правового акта, среди которых граждане – путем принятия акта на референдуме, и органы государственной власти, наделенные правом принятия (издания) таких актов по предметам своего ведения.


Вместе с тем, попытка хоть как-то прийти к единому пониманию нормативного правового акта не принесла тогда успеха, проект закона о нормативных актах при рассмотрении во втором чтении 12 мая 2004 года был отклонен Государственной Думой РФ и снят с дальнейшего рассмотрения[26].

Тем не менее, проанализировав различные определения нормативных правовых актов, имеющиеся в научной доктрине, можно сделать вывод о том, что всем нормативным правовым актам свойственны следующие признаки:

– принятие их в одностороннем порядке уполномоченным на то органом в специальном порядке, который в частности предполагает обязательное их опубликование;

– официальный характер данных актов ввиду их связи с государством;

– содержание в них норм действующего права, то есть нормативный правовой акт является носителем правовой информации;

– нормативность данных актов, которая проявляется в том, что нормативный правовой акт касается неопределенного круга лиц и рассчитан на неоднократное применение[27].

В настоящее время нормативно-правовые акты в Российской Федерации по юридической силе делятся на две группы: законы и подзаконные акты[28].

На первом месте среди законов здесь стоит Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, это значит, что другие нормативные правовые акты не должны противоречить ей. Вместе с тем, важно учитывать, что согласно положений ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы и в случае противоречия российского законодательства указанным нормам и договорам применяться должны последние.

Следующим блоком источников российского права в соответствии с иерархией идут федеральные конституционные законы и федеральные законы. В соответствии с ч. 1 ст. 108 Конституции РФ первые из них принимаются по вопросам, предусмотренным в Основном законе нашего государства.

Так, с целью осуществления судебной власти в России были приняты федеральные конституционные законы: от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»[29]; от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»[30]; от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[31] и некоторые другие.

Для обеспечения реализации иных положений Конституции РФ, приняты, например, федеральные конституционные законы: от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении»[32], от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»[33], от 21.07.2014 N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[34] и другие.