Файл: Понятие и виды источников права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматривая федеральные законы в качестве нормативных правовых источников российского права, важно отметить, что здесь имеется четко выраженное их деление по отраслям права. Так, в настоящее время в России существуют: гражданское, уголовное, семейное, экологическое, таможенное, трудовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и другие отрасли права.

Высокий уровень нормативных обобщений здесь достигается при помощи кодифицированных федеральных законов, которые охватывают практически все отрасли и институты российского права. Так, в России в настоящее время приняты:

– Гражданский кодекс Российской Федерации[35];

– Уголовный кодекс Российской Федерации [36];

– Трудовой кодекс Российской Федерации [37];

– Лесной кодекс Российской Федерации [38];

– Водный кодекс Российской Федерации [39];

– Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[40];

– Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [41];

– Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [42];

– Налоговый кодекс Российской Федерации [43];

– Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [44];

– Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [45];

– Семейный кодекс Российской Федерации [46];

– Жилищный кодекс Российской Федерации [47];

– Бюджетный кодекс Российской Федерации [48];

– Воздушный кодекс Российской Федерации [49];

– Земельный кодекс Российской Федерации [50];

– Градостроительный кодекс Российской Федерации [51];

– Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации [52];

– Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации [53]4

– Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [54]

Далее в системе иерархии нормативных правовых актов идут подзаконные акты: указы Президента РФ и акты органов исполнительной власти нашего государства. Например, реализуя свое положение как гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент РФ издал Указы от 01.11.1993 № 1798[55] и от 06.11.2004 № 1417[56], которыми сначала была образована комиссия по правам человека при Президенте РФ, а затем она была преобразована в Совет при Президенте РФ по содействию институтов гражданского общества и правам человека.


Говоря о Правительстве РФ как субъекте правотворчества, следует отметить, что согласно положений ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[57], данный федеральный орган исполнительной власти издает акты, имеющие нормативный характер, в форме постановлений. Необходимость их издания обусловлена выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом.

Нормативные правовые акты могут приниматься не только на федеральном, но и на региональном уровне. Законотворчеством в субъектах РФ также занимаются представительные органы, а акты подзаконного характера принимаются органами исполнительной власти. В последнем случае они тоже могут именоваться указами, постановлениями, инструкциями и т.д.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления издаются по вопросам местного значения и касаются жителей отдельного муниципального образования. Так, например, на территории муниципального образования «Город Нижний Новгород» действует Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества в городе Нижнем Новгороде на 2018-2020 годы, утвержденный решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 13.12.2017 № 258[58].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что отличительные черты нормативного правового акта как источника российского права состоят в том, что он представляет собой официальный документ, который принят уполномоченным на то органом (должностным лицом) с соблюдением специальной процедуры, подлежащий обязательному опубликованию, содержащий в себе общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

2.2 Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Важное значение в изучении института источников права имеет анализ реализации нормативных правовых актов во времени, в
пространстве и по кругу лиц, поскольку от точного установления указанных пределов зависит как уровень эффективности правового регулирования в целом, так и качество, согласованность их между собой.

Данные пределы здесь должны быть регламентированы так, чтобы новые нормативные правовые акты вводились своевременно, старые, не актуальные акты отменялись, при этом соблюдалась их строгая субординация и не опускались случаи произвольного применения акта к таким отношениям, которые не попадают в сферу его функционирования[59].


В теории и на практике действие нормативного правового акта во времени ограничивают периодом, который, по общему правилу, начинается с момента вступления его в законную силу и заканчивается моментом утраты им юридической силы. При этом первоначальный из указанных моментов может быть реализован одним из следующих способов:

– путем указания в самом тексте данного нормативного документа на дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу. Например, в ст. 8 Федерального закона от 01.07.2018 N 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[60] было указано, что данный закон (за исключением абзацев шестого и седьмого подпункта «в» пункта 2 статьи 1 данного закона) вступает в силу с 1 июля 2018 года;

– путем указания на обстоятельства (юридические факты), с которыми связано вступление его в законную силу (например, с момента опубликования, подписания и т.д.). Например, в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», пункты 1 - 5, подпункт «а» пункта 6, пункты 7 - 12, подпункт «в» пункта 13, пункты 14 - 20 статьи 1 данного Федерального закона должны были вступить в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу[61];

– по истечении определенного периода времени, после его официального опубликования. Так, согласно положений ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»[62] федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Для нормативных правовых актов органов исполнительной власти согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»[63] установлены сроки для указов Президента РФ, имеющих нормативный характер, и актов Правительства РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций – по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самих таких актах не установлен специальный срок.


Рассматривая момент прекращения действия нормативного правового акта во времени, важно учитывать, что он по своей сути рассчитан на неоднократное применение, а потому действует бессрочно, если иное не предусмотрено законом. Утрата же им юридической силы может быть связана:

– с истечением срока его действия, в случае, если он заранее был определен;

– с наступлением срока, с которого нормативный правовой акт объявляется отмененным;

– с заменой одного нормативного правового акта другим.

Так, например, в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[64] был признан утратившим силу Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об

исполнительном производстве»[65];

Вместе с тем, действия нормативного правового акта во времени может прекращено и по другим причинам, а именно в связи с отсутствием самого предмета регулирования. Однако поскольку автоматически такие нормативные правовые акты не теряют своей юридической силы, они все же должны быть отменены органом или лицом, их принявшим.

По общему правилу, нормативный правовой акт обратной силы не имеет, если только об этом специально не указано в нем самом. Однако в порядке исключения в уголовном и административном праве действует правило о том, что закон может применяться и к тем правоотношениям, которые возникли до введения в силу указанного закона при условии, что он устраняет или смягчает уголовную или административную ответственность.

Например, апелляционным постановлением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики было отменено постановление Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.08.2016 об отказе в удовлетворении ходатайства Губжокова С.Р. о смягчении ему наказания по ранее вынесенным в отношении него приговорам по ст.ст. 158, 158 УК РФ, а материалы дела направлены на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда, в связи с тем, что при рассмотрении указанного ходатайства судом первой инстанции не был учтен факт того, что Федеральным законом № 323-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности»[66], были внесены изменения в примечание к ст. 158 УК РФ, в соответствии с которыми законодателем был изменен минимальный размер значительного ущерба, причиняемого кражей от 2500 рублей до 5 тысяч рублей[67] (Приложение).


Кроме того, в порядке исключения иногда закон, утративший свою силу, может еще некоторое время продолжать регулировать определенные

правоотношения, в силу специального указания об этом.

Рассматривая действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц, в первую очередь, необходимо учитывать территориальный принцип, в соответствии с которым, федеральные нормативные акты распространяются соответственно на всю территорию нашей страны и всех лиц, находящихся на ней; а нормативные правовые акты субъектов или муниципальных образований – соответственно только на те территории, где они были приняты.

Однако из этого правила также имеются свои исключения. Так, например, по отношению к находящимся на территории нашего государства дипломатическим представителям других государств и членам их семей не могут быть применены меры принуждения, действующие на территории Российской Федерации, на иностранных лиц и лиц без гражданства, находящихся на территории нашего государства не всегда могут распространяться права, которые предоставлены гражданам нашей страны, например, право быть избранным в органы государственной власти.

Говоря о свойстве нормативных правовых актов распространяться по кругу лиц, следует также отметить, что в некоторых случаях оно может распространяться не только на лиц, пребывающих на территории Российской Федерации, но и распространяться на лиц, проживающих в других государствах. Например, уголовное законодательство РФ распространяется на граждан нашей страны, находящимися за ее пределами. Отсюда в теории права по отношению к некоторым нормативным правовым актам действует

принцип экстерриториальности[68].

Кроме того, что касается иностранцев, то в отношении них имеются существенные ограничения право- и дееспособности. Так, например, закон запрещает им занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, находиться на государственной или муниципальной службе.

В рамках вопроса действия нормативных правовых актов по кругу лиц необходимо также затронуть положения о так называемых правовых иммунитетах, то есть совокупности особых льгот и привилегий, устанавливаемых законодательством для определенных категорий лиц и связанных преимущественно с их освобождением от определенных обязанностей либо от ответственности. Так, в российском уголовно-процессуальном праве действует свидетельский иммунитет, который представляет собой совокупность уголовно-процессуальных норм, предоставляющих участникам уголовного судопроизводства право не свидетельствовать против самого себя, своих близких родственников, а также устанавливающих запрет на допрос предусмотренных в законе лиц об определенных обстоятельствах[69].