Файл: Учет хозяйственных операций и составление управленческого баланса.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И СОСТАВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО БАЛАНСА
Понятие хозяйственной операции и их типы
1.3. Формирование управленческого баланса
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО БАЛАНСА НА ПРИМЕРЕ Отель «Villa de Ville»
Краткая характеристика компании
Регистрация хозяйственных операций
Формирование оборотно-сальдовой ведомости
Формированию отчетности всегда имеет место подготовительная работа.
К этапам составления отчетности относятся:
1. Документирование различных хозяйственных фактов;
2. Классификация учетных данных и отражение на счетах бухгалтерского учета - в учетных регистрах и Главной книге;
3. Уточнение распределения доходов и расходов между смежными от-четными периодами (месяц, квартал и так далее).
4. Проверка записей на счетах бухгалтерского учета и их соответствие Главной книге.
5. Исправление выявленных ошибок.
6. Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой продукции и реализованной продукции (работ, услуг) нарастающим итогом с начала года.
7. Выявление промежуточного финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) на счете 90 «Продажи»;
8. Выявление финансового результата от прочих операций, не относящихся к обычным видам деятельности и отражение их на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
9. Выявление (с начала года) финансового результата от деятельности за конкретный период на счете 99 «Прибыли и убытки».
10. Формирование Главной книги на конец определенного отчетного периода.
11. Инвентаризация фактического наличия имущества, активов и обязательств хозяйственного субъекта.
12. Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;
Управленческая отчетность обычно формируется в валюте Российской Федерации, но возможна и иная валюта.
Активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров учета.
Под инвентаризацией понимается проверка на конкретную дату (за конкретный период) соответствия фактического наличия имущества, а также величины обязательств и расчётов данным учёта. Согласно закона «О бухгалтерском учёте» порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем конкретного субъекта хозяйствования, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Выявленные в процессе инвентаризации расхождения между полученными фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
В целом подготовительный этап для формирования управленческого баланса не имеет отличий от обычного, а вот конечная цель совершенно иная. На основании полученных данных формируется система мотивации персонала, в частности, определяется величина премии по итогам деятельности компании за определенный период, дается оценка целесообразности принятых управленческих решений. На основании анализа полученных данных формируются факторы, которые привели к такому финансовому результату.
Так, если в рамках одной компании действует несколько независимых подразделений, то для оценки эффективности деятельности каждого из них могут формироваться два управленческих баланса, в то время как они относятся к одному юридическому лицу. Подобное позволяет оценить эффективность деятельности каждого из подразделений. В качестве примера можно привести формирование управленческой отчетности для розничного и оптового направления в рамках торговой компании, в рамках отеля принято формировать отчетность для отеля и ресторана, хотя в подобной ситуации ресторан выступает в качестве обслуживающего подразделения.
Сформированный управленческий баланс базируется на базе рабочего плана счетов субъекта и предоставляет данные о соотношении собственных оборотных и заёмных средств, а также собственного капитала. Он четко показывает наиболее значимые для управления показатели деятельности, дает возможность своевременно информировать менеджмент о соотношениях, диспропорциях всех балансовых показателей ведущих к снижению ликвидности, платёжеспособности, финансовой независимости субъекта хозяйствования. В управленческом балансе при необходимости есть возможность расшифровать
статьи «Покупатели и заказчики» и «Поставщики и подрядчики», где могут быть представлены показатели о состоянии расчетов с наиболее значимыми дебиторами и кредиторами. Наличие подобных сведений дает возможность организовать оперативный контроль за расчетами и, конечно, избежать возникновения просроченной задолженности. Достаточность подобной информации и расшифровка отчетной информации в управленческом балансе дает возможность сэкономить время менеджмента организации и сконцентрировать его внимание на приоритетных направлениях в направлении принятия решений относительно сложностей в деятельности развития организации. По управленческому балансу проводят расчет уточненных коэффициентов, которые характеризуют финансовое состояние организации.
Именно управленческий баланс является важным источником сведений при проведении оценочной деятельности и оперативного управления. На базе информации, отраженной в нем есть возможность сделать вывод о реальной величине активов, обязательств и капитала любой организации на момент принятия экономических решений.
Методика формирования управленческого баланса, его содержание и периодичность представления пребывает в зависимости от информационных потребностей внутренних пользователей, от обозначенных целей и поставленных задач менеджмента субъекта хозяйствования.
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО БАЛАНСА НА ПРИМЕРЕ Отель «Villa de Ville»
Краткая характеристика компании
Отель «Villa de Ville» находится в самом центре города Ростов-на-Дону, в его историческом, культурном и деловом центре, который прекрасно сочетает в себе сферу развлечений, деловую активность и спокойную размеренную жизнь [18].
Адрес: Ростов-на-Дону, Проспект Михаила Нагибина 55.
Официальный сайт: https://villa-de-ville.ruhotel.su/
В гостинице есть несколько богатых номеров, она готова удовлетворить самые разные пожелания абсолютно любого клиента, в гостинице Villa de Ville есть возможность забронировать как стандартные номера так и номера повышенного комфорта.
В гостинице есть следующие номера:
- Улучшенный одноместный номер с 1 кроватью – 3 шт. – 7000 руб.;
- Двухместный номер Делюкс с 1 кроватью – 3 шт. – 9 000 руб.;
- Полулюкс – 1 шт. – 12 000 руб.;
- Люкс – 1 шт. – 20 000 руб.;
- Двухместный номер «Комфорт» с 1 кроватью и ванной – 2 шт. – 5 000 руб.;
- Номер Делюкс с кроватью размера «king-size»- 2 шт. – 8 000 руб.
В номерах есть Wi-fi, есть мини-бары, кондиционеры, а также телевизор в обязательном порядке.
Возле отеля есть бесплатная парковка.
При этом Villa de Ville является в качестве превосходного бизнес-отеля лучших мировых традиций. При этом стоит отметить, что «Villa de Ville» выступает в качестве первого в Ростов-на-Дону представителем сети Villa de Ville и при этом полностью соответствует её высоким стандартам. Он также уже успел уже заслужить одобрение со стороны его клиентов, которые оценили все его преимущества.
В то же время к фирменным особенностям сервиса Villa de Ville стоит отнести саму систему комфортного сна, которой оснащены все 12 номера: «Garden sleep system».
Кроме того, в этом отеле комфортная, приятная на вид, грамотно оформленная, а также с полным объёмом услуг, отель не оставит безразличным даже самого строгого критика.
Регистрация хозяйственных операций
Регистрация хозяйственных операций происходит в программном продукте 1С предприятие. Для каждой хозяйственной операции есть документальное подтверждение. Но согласно учетной политики в рамках данной компании есть два направления – это ресторанное и гостиница. Ресторан выступает в качестве вспомогательной единицы, т.к. отель без ресторана не будет полноценным. В ресторане периодически проводятся банкеты для повышения эффективности его деятельности. При этом управленческие расходы делятся 50% на каждое из направлений, т.к. директор, бухгалтер и маркетолог в одинаковой степени занимаются каждым из них.
В качестве особенности данного бизнеса стоит отметить, что у компании нет запаса готовой продукции. т.к. оно оказывает услуги, но в то же время есть существенные запасы МБП (халаты, полотенца, скатерти), которые целесообразно закупать крупными партиями, т.к. получает компания в подобной ситуации достаточно крупную скидку.
Перед закрытием периода бухгалтер выборочно проводит сверку с контрагентами на предмет задолженности. При этом проверяет остатки денежных средств в программном продукте и банковской выписке за последний рабочий день месяца.
С целью своевременного отражения всей совокупности хозяйственных операций, существует регламент сдачи документов:
1. Авансовый отчет – в течение трех дней с моменты их траты;
2. Выполненные работы – не позднее 10 числа следующего месяца после факта их свершения;
3. Поступление товаров – полный комплект документов от поставщика в момент поставки, данная хозяйственная операция отражается на складе в момент его оприходования (приёма);
4. Оказание услуг – по выезду гостей из номерного фонда готовится.
Что касается инвентаризации обязательств, то в октябре, ноябре и декабре, а также по мере необходимости бухгалтера проводят на основании актов сверок проверку взаиморасчетов с контрагентами.
Ежемесячно в конце месяца проводится инвентаризация кассы. По завершению месяца проверяются остатки на расчетных счетах с банковскими выписками (3 рабочих дня).
Раз в квартал производятся инвентаризации запасов на складе и в номерном фонде, с целью сверки учетных и фактических данных. На основании возникших расхождений выявляются причины, в случае вины персонала применяются штрафные санкции, приводятся учетные данные в соответствие с фактическими.
Ежегодно в ноябре месяце производится инвентаризация основных средств, по результатам которых также начисляются штрафные санкции, если за недостачи виновен персонал. С целью корректного отражения основных средств и прочих основных средств в рамках компании есть также внутренний регламент. Оприходование основных в учетной программе происходит в момент их поступления в компанию, с целью списания также есть специальный документ, который подписывается ответственными лицами.
Все учетные документы в компании принято сохранять в течение 5 лет, за её архивирование и сохранность ответственность возложена на главного бухгалтера.
При необходимости перед новым отчетным годом вносятся все изменения в учетную политику, в рамках года пока изменения в неё не вносились в виду отсутствия острой необходимости.
По завершению подготовительного этапа начинается процесс закрытия финансовой отчетности с целью формирования финансового результата. У компании сразу по закрытию месяца, после выверки всех кассовых операций и сверки остатков в учетной программе с банковскими выписками у компании готов отчет о движении денежных средствах.
С этой целью в компании происходит закрытие 20, где отражена калькуляция услуг:
1. Прямые затраты – это расходные материала на одного проживающего (шампуни, гели, шапочки для купания, косметический набор, зубная щетка, мыло, рекламная продукция гостиницы, подарки в виде блокнотов и ручек с логотипом), расходные материалы согласно количеству уборок по нормам;
2. Накладные - распределяется заработная плата гостиничного персонала, коммунальные затраты на основании заполняемости номерного фонда.
Административные и сбытовые затраты (оплата туроператорам их комиссии, баннера на сайтах, контекстное продвижение сайта и его обслуживание) закрываются на статью коммерческие расходы.
Затем получается финансовый результат компании. После процедуры получения финансового результата одновременно у компании готов её баланс, отчет о движении капитала.
Полученная информация предоставляется во все необходимые инстанции, а также менеджменту и собственникам для принятия управленческих решений относительно её дальнейшей деятельности.
Затем сверяется взаимосвязь между формами отчетности, в частности, как минимум, денежные средства на конец периода в отчете о движении денежных средств должны совпадать с этой статьей в балансе, нераспределенная прибыль должна увеличиваться на величину полученной прибыли за исключением начисленных дивидендов, тоже самое касается и отчета об движении капитала. В расшифровках суммы должны совпадать со статьями в балансе и отчете о прибылях и убытках.
В таблице 2 отражены хозяйственные операции за январь 2019 г.
Таблица 2 Хозяйственные операции за январь 2019 г.
Направ- ление |
Основание (первич-ный документ) |
Назначение |
Сумма, руб |
Корреспонди-рующие счета |
|
Дт |
Кт |
||||
Отель |
Начисление амортизации отеля |
Начисление амортизации |
4 167 |
20 |
02 |
Ресторан |
Начисление амортизации отеля |
Начисление амортизации |
3 354 |
20 |
02 |
Отель |
Расходная накладная |
Проживание |
2 236 000 |
62.01 |
90.1 |
Отель |
НДС |
372 667 |
90.3 |
68 |
|
Ресторан |
Чек |
За питание и банкеты |
940 599 |
62.01 |
90.1 |
Ресторан |
НДС |
156 767 |
90.3 |
68 |
|
Отель |
Поступление товаров и услуг |
Расходные материалы |
137 340 |
10 |
60.01 |
Отель |
Поступление товаров и услуг |
НДС |
22 890 |
19 |
60.01 |
Ресторан |
Ввод в эксплуатацию |
Шторы, скатерти |
120 000 |
20 |
10 |
Отель |
Ввод в эксплуатацию |
Шторы, постельное и полотенца |
810 000 |
20 |
10 |
Ресторан |
Поступление товаров и услуг |
Продукты, чай, алкоголь, кофе |
54 000 |
10 |
60.01 |
Ресторан |
Поступление товаров и услуг |
НДС |
9 000 |
19 |
60.01 |
Ресторан |
Акт на списание |
Продукты |
168 000 |
20 |
10 |
Отель |
Акт на списание |
Списание расх. материалов (шампуни, гели и т.д.) |
91 560 |
20 |
10 |
Ресторан |
Акт на списание |
Расходные материалы (салфетки, палочки, украшения) |
8 000 |
20 |
10 |
Отель |
Чек |
Поступление за проживание |
1 788 800 |
51 |
62.01 |
Отель |
Чек |
Поступление за проживание |
447 200 |
50 |
62.01 |
Отель |
Расходно-кассовый ордер |
Инкассация |
447 200 |
51 |
50 |
Ресторан |
Чек |
За питание |
752 479 |
51 |
62.01 |
Ресторан |
Чек |
За питание |
188 120 |
50 |
62.01 |
Ресторан |
Расходно-кассовый ордер |
Инкассация |
188 120 |
51 |
50 |
Отель |
Ведомость для начисления |
Начисление заработной платы персоналу отеля |
225 000 |
20 |
70 |
Ресторан |
Ведомость для начисления |
Начисление заработной платы персоналу ресторана |
150 000 |
20 |
70 |
Админист-рация |
Ведомость для начисления |
Начисление заработной платы администрации |
140 000 |
26 |
70 |
Отель |
Ведомость для начисления |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению персоналу отеля |
67 950 |
20 |
69 |
Ресторан |
Ведомость для начисления |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению персоналу ресторана |
45 300 |
20 |
69 |
Админист-рация |
Ведомость для начисления |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению администрации |
42 280 |
26 |
69 |
Отель |
Поступление товаров и услуг |
Электроэнергия по внутренним счетчикам |
197 600 |
20 |
60.01 |
Отель |
НДС |
39 520 |
19 |
60.01 |
|
Отель |
Поступление товаров и услуг |
Воды по внутренним счетчикам |
18 900 |
20 |
60.01 |
Отель |
НДС |
3 780 |
19 |
60.01 |
|
Ресторан |
Акт выполненных работ |
Электроэнергия по внутренним счетчикам |
140 600 |
20 |
60.01 |
Ресторан |
НДС |
28 120 |
19 |
60.01 |
|
Ресторан |
Акт выполненных работ |
Воды по внутренним счетчикам |
21 150 |
20 |
60.01 |
Ресторан |
НДС |
4 230 |
19 |
60.01 |
|
Админист-рация |
Акт выполненных работ |
Электроэнергия по внутренним счетчикам |
41 800 |
26 |
60.01 |
Админист-рация |
НДС |
8 360 |
19 |
60.01 |
|
Админист-рация |
Акт выполненных работ |
Воды по внутренним счетчикам |
4 950 |
26 |
60.01 |
Админист-рация |
НДС |
990 |
19 |
60.01 |
|
Отель |
Поступление товаров и услуг |
Оплата услуг сайтов бронирования |
223 600 |
20 |
60.01 |
Отель |
НДС |
44 720 |
19 |
60.01 |
|
Отель |
Платежное поручение |
Заработная плата сотрудникам отеля |
242 000 |
70 |
51 |
Ресторан |
Платежное поручение |
Заработная плата сотрудникам ресторана |
324 500 |
70 |
51 |
Администрация |
Платежное поручение |
Заработная плата сотрудникам администрации |
154 000 |
70 |
51 |
Отель |
Платежное поручение |
Налоги на заработную плату |
73 084 |
69 |
51 |
Ресторан |
Платежное поручение |
Налоги на заработную плату |
97 999 |
69 |
51 |
Отель |
Платежное поручение |
За постельное |
450 000 |
60.01 |
51 |
Ресторан |
Платежное поручение |
За форму, скатерти |
240 000 |
60.01 |
51 |
Отель |
Платежное поручение |
За услуги туристических операторов |
210 000 |
60.01 |
51 |
Ресторан |
Платежное поручение |
За услуги дизайнера |
60 000 |
60.01 |
51 |
Администрация |
Платежное поручение |
Налоги на заработную плату |
46 508 |
69 |
51 |
Отель |
Ведомость для начисления |
Подоходный налог |
56 290 |
70 |
68 |
Ресторан |
Ведомость для начисления |
Подоходный налог |
19 500 |
70 |
68 |
Администрация |
Ведомость для начисления |
Подоходный налог |
18 200 |
70 |
68 |
Отель |
Платежное поручение |
Подоходный налог |
52 000 |
68 |
51 |
Ресторан |
Платежное поручение |
Подоходный налог |
21 450 |
68 |
51 |
Администрация |
Платежное поручение |
Подоходный налог |
20 020 |
68 |
51 |
Отель |
Платежное поручение |
За электроэнергию |
272 688 |
60.01 |
51 |
Отель |
Платежное поручение |
За воду |
26 082 |
60.01 |
51 |
Ресторан |
Платежное поручение |
За электроэнергию |
194 028 |
60.01 |
51 |
Ресторан |
Платежное поручение |
За воду |
29 187 |
60.01 |
51 |
Администрация |
Платежное поручение |
За электроэнергию |
57 684 |
60.01 |
51 |
Администрация |
Платежное поручение |
За воду |
6 831 |
60.01 |
51 |
Ресторан |
Платежное поручение |
Оплата за шторы |
56 000 |
60.01 |
51 |
Отель |
Платежное поручение |
Оплата за полотенца |
72 000 |
60.01 |
51 |
Ресторан |
Платежное поручение |
Оплата расходных материалов |
120 000 |
60.01 |
51 |
Отель |
Калькуляция себестоимости |
Закрытие счета 26 |
114 515 |
20 |
26 |
Ресторан |
Калькуляция себестоимости |
Закрытие счета 26 |
114 515 |
20 |
26 |
Отель |
Калькуляция себестоимости |
Закрытие счета 20 |
1 753 292 |
90.2 |
20 |
Ресторан |
Калькуляция себестоимости |
Закрытие счета 20 |
782 419 |
90.2 |
20 |
Отель |
Закрытие финансового результата |
Закрытие 90 |
110 042 |
99 |
90 |
Ресторан |
Закрытие финансового результата |
Закрытие 90 |
1 413 |
99 |
90 |
Отель |
Операция |
Налог на прибыль |
22 008 |
99 |
68 |
Ресторан |
Операция |
Налог на прибыль |
283 |
99 |
68 |
Отель |
Закрытие финансового результата |
Чистая прибыль |
88 033 |
||
Ресторан |
Закрытие финансового результата |
Чистая прибыль |
1 131 |
||
Отель |
Операция |
Закрытие финансового результата на нераспределенную прибыль |
88 033 |
99 |
84 |
Ресторан |
Операция |
Закрытие финансового результата на нераспределенную прибыль |
1 131 |
99 |
84 |