Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Порядок формирования и основные элементы учетной политики предприятия для целей налогового учета).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие учетной политики для целей налогообложения и ее основные задачи
1.1 Сущность учетной политики для целей налогообложения
1.2 Порядок формирования и основные элементы учетной политики предприятия для целей налогового учета
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Гарант»
2.3 Оценка эффективности составления и использования учетной политики для целей налогового учета
Рисунок 1. Случаи обязательного изменения учетной политики для целей налогообложения
В первом случае изменения можно применять лишь с начала нового налогового периода, т.е. со следующего календарного года. Во втором случае дополнения к учетной политики, касающиеся осуществления нового вида деятельности, возможно принять с момента начала такого осуществления. В третьем случае - с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве [33]. Все изменения должны найти отражение в соответствующем организационно-распорядительном документе организации.
Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации и является обязательной для всех обособленных подразделений организации[3, ст. 313].
Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.
В учетной политике для целей налогообложения следует предусмотреть и отразить ряд важных вопросов, связанных с формированием налоговой базы по ряду основных налогов [36].
Элементы, которые необходимо отразить в учетной политике, можно также разбить на несколько блоков, представленных на рис. 2 «Элементы учетной политики для целей налогообложения».
При определении общих вопросов налогообложения следует обратить внимание на два ключевых момента: во-первых, подразделение, осуществляющее исчисление налогов – это может быть как бухгалтерия, так и специально организованная на предприятии налоговая служба. Во-вторых – это разработка аналитических регистров налогового учета.
Согласно НК РФ, аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета [3, ст. 314]. Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).
Рисунок 2. Элементы учетной политики для целей налогообложения
Налоговые органы не могут устанавливать обязательные формы налоговых регистров, предприятие разрабатывает их самостоятельно, однако регистры должны содержать обязательные реквизиты, представленные на рис. 3 «Реквизиты налоговых регистров» (этими же реквизитами дополняются и данные бухгалтерского учета, если налоговый учет ведется, исходя из них).
Рисунок 3. Реквизиты налоговых регистров
Аналитические регистры налогового учета играют большую роль в организации налогового учета на предприятии и являются неотъемлемым элементом учетной политики для целей налогообложения.
Рассмотрим подробнее порядок разработки раздельного учета НДС. Согласно НК РФ, если организации, осуществляющей как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость операции, предъявляется сумма налога на добавленную стоимость, то он распределяется в соответствии с порядком, указанным на рис. 4 «Учета налога на добавленную стоимость при операциях, облагаемых и необлагаемых НДС»[3, ст. 149].
Рисунок 4. Учет налога на добавленную стоимость при операциях, облагаемых и необлагаемых НДС
Порядок ведения раздельного учета законодательно не установлен, поэтому каждая организация исходя из специфики своей деятельности должна разработать систему ведения раздельного учета затрат на производство и реализацию продукции, облагаемой и не облагаемой НДС. Такой учет можно организовать, открыв дополнительные аналитические субсчета к счетам затрат 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы, 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу». Налог на добавленную стоимость, возникающий при проведении операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС должен приниматься к вычету пропорционально доле операций, облагаемых НДС, в общем объеме операций, совершаемых предприятием за отчетный период [33].
В учетной политике для целей налогообложения организации следует разработать порядок отражения информации о формировании налоговой базы по налогу на прибыль [3].
Организация вправе выбрать один из методов определения доходов и расходов. Это может быть метод начисления или кассовый метод [3, ст. 271-273].
Учетная политика должна также содержать выбранный предприятием метод оценки размера материальных расходов при списании сырья и материалов. Методы налогового учета в этом вопросе аналогичны методам бухгалтерского учета, за исключением метода ЛИФО. Данные методы представлены на рис. 5 «Способы списания материальных расходов в налоговом учете».
В учетной политике также необходимо предусмотреть порядок создания и использования различных резервов на предприятии. Налоговый Кодекс РФ предоставляет организации-налогоплательщику возможность выбора целого ряда резервов, список которых аналогичен списку резервов в бухгалтерском учете, за исключением резерва под снижение стоимости материальных ценностей [39].
В учетной политике также необходимо предусмотреть порядок создания и использования различных резервов на предприятии. Налоговый Кодекс РФ предоставляет организации-налогоплательщику возможность выбора целого ряда резервов, список которых аналогичен списку резервов в бухгалтерском учете, за исключением резерва под снижение стоимости материальных ценностей [39].
Рисунок 5. Способы списания материальных расходов в налоговом учете
Тем не менее, при разработке и рассмотрении учетной политики в целях налогообложения на следующий отчетный год, необходимо принимать во внимание те виды деятельности, которыми на данный момент организация не занимается, однако планирует в ближайшем будущем их возникновение. Такие виды деятельности, как правило, предусмотрены заранее и отражены в ее уставе. Основная идея заключается в том, что предприятию, в случае предполагаемого расширения сферы своей деятельности, следует не только рассчитать совокупный экономический эффект данного явления, но и продумать возможные нюансы, связанные с налоговым учетом и налогообложением нового вида деятельности. Подготовив заранее свою учетную политику, предприятие сможет изменить не только те элементы, которые будут связаны с новыми направлениями деятельности (и которые можно принять с момента их возникновения), но и привести в гармонию с ними элементы учетной политики по уже ведущейся деятельности.
При разработке соответствующей учетной политики необходимо одновременное достижение трех целей:
1. Постановка максимально выгодной для предприятия системы налогового учета, основанной на особенностях деятельности предприятия – его организационно-правовой форме, отраслевой специфике, видах и объемах деятельности.
2. Закрепление в учетной политике таких элементов, которые бы не противоречили законодательству. Достижение данной цели невозможно без должной квалификации кадров бухгалтерского аппарата.
3. Принятие по возможности положений, сближающий порядок ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии.
На современном этапе развития государства многие предприятия осуществляют свою деятельность, находясь на упрощенной системе налогообложения (далее – УСН). Согласно Закону «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств (далее – ОС) и нематериальных активов (далее – НМА). Поэтому не маловажен тот факт, что организации, перешедшие на УСН, могут не вести бухгалтерский учет, но, тем не менее, формировать бухгалтерскую учетную политику им все-таки нужно в разрезе элементов учетной политики по учету основных средств и учету НМА [40, c. 148].
Для организаций, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД), каких исключений законодательством не предусмотрено. Они должны вести бухгалтерский учет, а также составлять и применять учетную политику для целей бухгалтерского учета на общих основаниях.
В заключение следует заметить, что учетная политика для целей налогообложения является одним из самых эффективных инструментов налоговой оптимизации и налогового планирования. При разработке учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета организации зачастую стоят перед выбором между тремя целями: минимизировать доходы и прибыли и, следовательно, налоги, максимизировать финансовые результаты для повышения инвестиционной привлекательности, уменьшить трудозатраты и на раздельное ведение бухгалтерского и налогового учета путем сближения методов бухгалтерского и налогового учета. Лишь в случае разработки самостоятельной налоговой и бухгалтерской учетной политики возможно достижение этих трех целей [42, c. 139].
Глава 2 Порядок формирования учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета на примере ООО «Гарант»
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Гарант»
Общество с ограниченной ответственностью «Гарант» было создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иным действующим законодательством, регулирующим деятельность хозяйственных обществ. ООО «Гарант» было создано без ограничения срока и является коммерческой организацией.
Согласно Уставу, утвержденному решением единственного участника ООО «Гарант» от 14 декабря 2014 года, целями деятельности ООО «Гарант» являются удовлетворение потребностей юридических, физических лиц в товарах, работах и услугах, производимых предприятием, а также извлечение прибыли.
В связи с этим, организация вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, которые могут как облагаться, так и не облагаться налогом на добавленную стоимость.
Согласно уставу, ООО «Гарант» считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации. Предприятие было зарегистрировано 13 января 2015 года в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области, имеет круглую печать и находится на общем режиме налогообложения. В связи с этим, организация уплачивает налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, взносы во внебюджетные фонды, является налоговым агентом по уплате налога на доходы физических лиц. Предприятие относится к малому бизнесу, на основании чего предоставляет бухгалтерскую отчетность в объеме двух форм – бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, не использует ПБУ 18/02 «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль».
Уставный капитал составляет 10000 рублей. ООО «Гарант» зарегистрировано в качестве страхователя в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, в Фонде социального страхования, в Пенсионном Фонде Российской Федерации, в органах статистики. Основным направлением деятельности ООО «Гарант» является продажа запасных частей. Покупатели ООО «Гарант», как правило, это сельскохозяйственные организации, занимающиеся сбором урожая, и всевозможные посредники, предоставляющие услуги ремонта комбайнов
Поставщиками товара для организации являются как иностранные контрагенты из Литвы и Беларуси, так и контрагенты из России. Помимо покупки товаров для продажи, организация также имеет ряд постоянных контрагентов, которым оплачивает аренду, услуги связи, доставку товаров из заграницы, товары для офиса и питьевую воду.