Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Содержание понятия «творческие способности»

1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В интегрированной ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ деятельностИ

2.1. Диагностическое исследование уровней развития художественно-творческих способностей старших дошкольников

2.2. Содержание педагогической работы по развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированной деятельности

2.3. Диагностика уровней художественно-творческих способностей старших дошкольников на контрольном этапе опытно-поисковой работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Средний уровень -13детей (60%). Яркость, выразительность музыкальной импровизации (вокальной, инструментальной, пластической) на вербальный стимул выявлялась не всегда. Выразительность интонирования проявлялась на среднем уровне. Связь настроения и эмоционально-образного содержания определялась детьми самостоятельно, однако нахождение детьми эмоции личностного жизненного переживания адекватной произведению осуществлялась с помощью педагога.

Низкий уровень - 2 ребенка (15%). Выразительность интонирования у детей не проявлялась. Не выявлена оригинальность, индивидуальное своеобразие созданного творческого продукта и умение элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах. Связь между выявленным настроением произведения и содержанием произведения не устанавливается даже с помощью педагога. При вербальном определении ребенком эмоционального содержания произведения отсутствует связь с личностным переживанием того или иного жизненного события. Дети не способны чувствовать выразительность средств, материала и использовать их при создании художественного образа.

Рис. 2 - Диаграмма выявления уровней развития показателя «практические умения и навыки для создания художественного образа» (в %)

После проведения диагностического на констатирующем этапе эксперимента проведен анализ полученных данных.

Таблица 3

Результаты развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в совокупности выделенных показателей на констатирующем этапе опытно-поисковой работы

Фамилия, имя

ребенка

Показатели

Всего

Баллов

Средний

Балл

Уровень

1

2

3

1.

София В.

2

3

3

8

2.6

Средний

2.

Арсений З.

3

3

3

9

3

Средний

3.

Артем М.

4

4

3

11

3.6

Средний

4.

Вирсавия Ч.

1

2

1

4

1.3

Низкий

5.

София Б.

3

2

2

7

2.3

Средний

6.

Илья З.

3

3

4

10

3.3

Средний

7.

Фрол С.

3

3

3

9

3

Средний

8.

Сева М.

3

3

3

9

3

Средний

9.

Ярослав Ж.

5

5

5

15

5

Высокий

10.

Дарина Т.

3

3

3

9

3

Средний

11.

Ясмина Г.

2

3

3

8

2.6

Средний

12.

Максим А.

3

2

2

7

2.3

Средний

13.

Кирилл З.

5

5

4

14

4.6

Высокий

14.

Кирилл С.

5

5

4

14

4.6

Высокий

15.

Полина К.

1

1

1

3

1

Низкий

16.

Полина С.

1

2

2

5

1.6

Низкий

17.

Николай Ч.

2

3

3

8

2.6

Средний

18.

Артемий Ш.

3

3

4

10

3.3

Средний

19.

Евгений И.

5

3

2

10

3.3

Средний

20.

Маша Ш.

3

3

3

9

3

Средний


Таким образом, из таблицы видно, что высокий уровень развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной, театрализованной деятельности был выявлен у 3 детей (15 %),средний у 14 детей (70%), низкий у 3 детей (15%).

Рис.3 - Диаграмма уровней развития художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на этапе опытно-поисковой работы (в %).

Результаты, полученные на констатирующем этапе опытно-поисковой работы позволили нам выявить исходный уровень развитости художественно-творческих способностей детей в совокупности выделенных компонентов и сформулировать задачи формирующего этапа работы:

1. Разработать комплекс занятий для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в интегрированной театрализованной и художественной деятельности.

2. Разработать задания, с целью развития эстетического отношения, творческого воображения и практических умений и навыков при создании художественного образа детьми старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.

3.Реализовать, выявленные в § 1.3., методы и приемы развития художественно-творческих способностей детей соответственно каждому этапу его развития в процессе интегрированной деятельности.

2.2. Содержание педагогической работы по развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированной деятельности

В теоретической части работы на основе анализа литературы были выделены базовые теоретические основы содержания педагогической работы, раскрывающие потенциал интегрированной театрализованной деятельности в развитии художественно-творческих способностей у старших дошкольников, а именно:

Художественно-творческие способности детей старшего дошкольного возраста - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образ, предметы и явления (Т.С.Комарова) [11,с.15].


В основе создания художественного образа лежит развитое эстетическое отношение (основа развития художественно-творческих способностей), и эмоциональная отзывчивость к художественным образам (условие возникновения эстетического отношения). Поэтому организация интегрированной деятельности в развитии художественно-творческих способностей у старших дошкольников также требует поэтапности действий со стороны воспитателя. И чем четче будут определены действия педагога, тем эффективнее будет результат, к которому они идут вместе с ребенком.

Обращение на занятии к восприятию произведений разных видов искусств, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, обогащают его художественно-эстетический опыт, способствуют нахождению оригинальных средств воплощения впечатленный.

Наряду с развитием эстетического отношения и эмоциональной отзывчивости к художественным произведениям, при общении с искусством педагог должен стремиться развивать у ребенка чувствительность к материалу и средствами выразительности (звуку, цвету, линии и т.д.).

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста предполагает создание условий для самовыражения детей в разных видах деятельности (танцевальная и инструментальная импровизация, подбор на детских музыкальных инструментах, вокализация стишков, создание графического, пластического, живописного образов разными художественными средствами, сочинение стихов, театрализация и т.п.).

Выбор методов и приемов воспитания и обучения в интегрированной деятельности определяется:

- возрастными и индивидуальными особенностями детей;

- их интересами;

- уровнем подготовки;

- целями и задачами эстетического развития детей;

- формами организации художественно-эстетической деятельности

- мастерством педагога.

С учетом названных положений было определено содержание педагогической работы по развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированной деятельности.

В соответствии с новыми требованиями ФГОС содержание педагогической работы предусматривало реализацию следующих принципов:

- развивающего образования, целью которого является развитие личности ребенка как раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию; формирование общей культуры дошкольника, обеспечивающих его социальную успешность;


научной обоснованности и практической применимости: содержание работы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; предлагаемые ребенку задания должны носить практико-ориентированный характер и быть жизненно обусловленными;

соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности: решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста: в процессе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: использование игры как ведущего вида деятельности старшего.

Кроме того, процесс развития художественно-творческих способностей представлял целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований:

- поэтапное построение педагогической работы;

- организация пространства взаимодействия воспитателя с детьми, наполнение ее необходимыми атрибутами для создания разнообразных образов;

- организация личностно-ориентированного общения, т.е. субъект-субъектные отношения между педагогом и детьми - педагог как равноправный партнер по непосредственно-образовательной деятельности .

Развитие эстетического отношения определялось тщательным подбором художественных произведений, являющихся содержанием художественно-эстетической деятельности, и осуществлялось на основе критериев:

доступность содержания, соответствие содержания личному опыту дошкольников, что является основой возникновения интереса к предлагаемому материалу;

- соответствие содержания поставленной задачи – развитию художественно-творческих способностей у детей стваршего дошкрольного возраста;

- сюжетность, динамичность художественных произведений, позволяющих использовать их в интегрированной театрализованной деятельности.

Процесс развития «творческого воображения» в работах детей старшего дошкольного возраста происходит успешнее благодаря использованию таких театрализованных игр, как: «разное настроение», «вырази свои чувства»; озвучивания сочиненных детьми историй, творческого рассказывания. Ведь недостаточно просто знакомить ребенка с чем-либо, у него должно возникнуть желание высказать несколько своих разнообразных идей, которые носят нестандартный характер, желание совершенствовать свой «продукт», придает ему завершенный вид. Этому способствует включение детей старшего дошкольного возраста в совместную со взрослыми деятельность. Детям задаются вопросы, побуждающие к активному размышлению. Так же развитие творческого воображения и способностей осуществляется в процессе использования интеграции искусств и создание благоприятных условий для гармоничного сочетания произведения искусств с собственной разнообразной творческой деятельностью.


Также развитию способствует ряд педагогических условий:
1.    Создать ребенку такую среду и систему отношений, которая бы стимулировала на разнообразную творческую деятельность.
2.    «Свобода в выборе деятельности»- т.е. учитывать желание ребенка, его интерес, направленный на развитие творческого воображения (Б.П.Никитин)
3. Создание благоприятной атмосферы, побуждающей к творчеству т.е. желательно создать «центр  искусства» так, чтобы дети могли свободно и по своим интересам взаимодействовать с ее различными элементами повышая тем самым творческую активность. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющие впечатления (Е. Короткова ).

Развитие компонента творческого воображения «оригинальность», происходит в процессе создания фантастических образов в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной и т.д. ), конкурсах творческих работ, где дети с удовольствием участвуют. Благодаря использованию разнообразных и интересных для детей видов деятельности, внимание у детей становится более устойчивым, несмотря на преобладание непроизвольного внимания. Дети с удовольствием рассматривают и сравнивают репродукции картин, труднее было составлять рассказы (из опыта, по картинам) решать проблемные ситуации. В целом старшему дошкольнику трудно еще подключить свободное фантазирование – многие из них лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

Для развития художественно-творческих способностей нами был разработан комплекс занятий, направленный на развитие каждого выделенного нами показателя, взяв за основу методики Л.В.Школяр, Н.Г.Куприной, Т.Г. Казаковой, Н.А. Ветлугиной.

Таблица 4

Примерное тематическое планирование развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированной художественной, театрализованной деятельности

Цель

Задачи

Тема

Интегрируемые составляющие

Материал

Эстетическое отношение

Развивать чувствительность к выразительным средствам разных видов искусства; способность использовать средства выразительности для воплощения замысла;

-Развивать «вчувствование» в мир другого, непосредственное сопереживание ему (способность эмпатийного включения при восприятии природы, искусства и другого человека).

-Формировать проявление собственного мнения о произведениях, умение в слове выразить эстетическое впечатление (эстетические суждения).

«Осенние листья»

Прослушивание и просматривание коротких музыкальных спектаклей, музыкальное песенное творчество, придумывание характеров героев через движение; образно-театральное воплощение небольших сценок

Музыкальный материал: Музыкальный ряд: Ф.Шопен. Этюд фа минор, сочинение 25; П.И.Чайковский «Осенняя песенка»

Художественные произведения:

Стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», О.Орлов «Уходит осень…»

Продуктивная деятельность: аппликация обрыванием «Осенний ковер»

«Андрюша»

Прослушивание музыкальных миниатюр, эмоциональная отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально-образного содержания произведений; описание эмоционального состояния героя на со словесными доказательствами;)

Музыкальный материал: фрагмент из «Детского альбома» П.Чайковского «Болезнь куклы»

Художественные произведения: репродукция картины Н.Жукова «Андрюша»

«Там, где море вечно плещет…»

Прослушивание музыкального спектакля, участие некоторых детей в нем, музыки; эмоциональная отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально-образного содержания произведений музыки, воспевающих образ моря;

Музыкальный материал:

Н. Римский – Корсаков «Шехеразада» (1 часть Синдбадов корабль), «Садко» (вступление «Океан – море синее»), Р.Щедрин «Конек -Горбунок» (тема золотые рыбки)

Художественные произведения: репродукция картины И.Айвазовский «Тихое море». «Девятый вал»

Продуктивная деятельность: рисование в технике «набрызг»: «Там, где море вечно плещет…»

«Песенка ручейка»

Постановка мини спектакля.

Прослушивание и просмотр остальными детьми группы произведения, музыки; эмоциональная отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально-образного содержания произведений музыки, поэзии живописи; изобразительная деятельность, пение, музыкально - ритмичные движения, ритмопластика, образно-театральное воплощение небольших сценок, поэтическое слово; изобразительная деятельность: коллаж

Музыкальный материал: фонограммы «А Вивальди «Времена года» («Весна»); Э.Грин «Ручеек», А.Аренский «Лесной ручей»,песня «Солнечная капель» С.Соснин.

Художественные

произведения: стихотворения Ф.Тютчев «Ещё в полях белеет снег», Е.Баратынский «Весна-весна!»

Продуктивная деятельность: изобразительная деятельность в технике коллаж «Песенка Ручейка»

«Дюймово-
чка»

Постановка мини спектакля; эмоциональная отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально-образного содержания произведений музыки, поэзии живописи; образно-театральное воплощение небольших сценок; изобразительная деятельность (рисование)

Музыкальный материал: пьесы С.Губайдулиной, С.М.Слонимского «Дюймовочка»
Художественные произведения: иллюстрации к сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»,

Продуктивная деятельность: рисование «Сказочные герои» под музыкальные характеристики на материалы фрагментов вальс Н.Римского-Корсакова, Д. Кабалевского, Ш. Гуно,