Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (ООО «Агроторг»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 913

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом, планировка магазина производит очень благоприятное впечатление, создается ощущение простора. Линейная планировка торгового зала позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала. В условиях линейной планировки покупатели наиболее эффективно воспринимают информацию о товарах. Изменением длины линий регулируется сосредоточение покупателей на различных участках торгового зала. Также к преимуществам линейной планировки следует отнести более эффективное использование площади торгового зала.

Важнейшим критерием для успешного мерчендайзинга в магазине следует считать правильную выкладку продукции. Важно распределять товар по определённым группам, так, чтобы покупателю было проще его найти.

Рассмотрим базовые принципы выкладки товара в магазине ООО «Агроторг»:

  1. главным принципом выкладки в продуктовом магазине ООО «Агроторг» следует считать максимально упрощённый поиск нужной продукции;
  2. товар, который хочется подчеркнуть, должен отличаться от продукции, расположенной рядом. Он должен быть самым заметным среди своего окружения;
  3. продукция, которая пользуется повышенным спросом, должна размещаться на уровне глаз;
  4. разнообразие пойдёт на пользу лишь при чётком и логичном разграничении товаров;
  5. залогом импульсных покупок являются профильные разделы, которые располагаются по ходу движения клиентов.

Весомой частью мерчендайзинга в магазинах и супермаркетах является рекламная продукция, которая должна неизменно обновляться (плакаты, листовки, буклеты). Покупатели должны хорошо видеть все эти материалы, располагаемые в непосредственной близости от товара, либо вести покупателей в нужном направлении. Рекламная продукция должна быть актуальной и уместной. Лишь в этом случае клиент сумеет совершить покупку и заинтересуется определёнными товарами.

В интерьере ООО «Агроторг» основное внимание покупателей обращается на товары, размещаемые на торговом оборудовании. Наиболее распространёнными видами торгового оборудования являются прилавки, свободно стоящие витрины, стенды, горки, полки и многое другое.

Многофункциональные контейнеры WANZL для торговли сопутствующими товарами позволяют поместить мелкий товар и стимулировать импульсные покупки.

Составные сетчатые корзины UCGE на подставке с колёсами широко применяются для выкладки разнообразных товаров в упаковке, в частности, для овощного и хлебного отдела ООО «Агроторг». Их большой объём, прочность и мобильность в сочетании с невысокой ценой делают их привлекательными для ООО «Агроторг».


Также огромное значение имеют прикассовые стойки, которые сочетают дизайн и предельную функциональность. Это включает в себя возможность размещения ходового товара в зоне кассы ООО «Агроторг», что способствует совершению импульсных покупок. Прикассовые стойки представляют собой сборную систему и комплектуются дополнительными секциями и различными аксессуарами.

Прикассовые стойки ООО «Агроторг» – законченное техническое решение для увеличения продаж в магазинах. Они удобны и функциональны.

Контейнер для палетт позволяет выставить сыпучие товары и товары в упаковках штабелями и сэкономить место в зале магазина ООО «Агроторг». Также удобен при транспортировке товаров.

Большое значение в магазине занимают рекламные стойки, представляющие собой обособленное место продаж товара, который служит двойной функции:

  • умещает на себе товар для продаже в магазине;
  • выполняет рекламную функцию товара, без участия человека.

Основной задачей ООО «Агроторг», при наличии рекламной стойки в торговом зале, является: привлечение внимания покупателя к продаваемому товару, несение рекламной функции и информативности, а также донесение до потребителя дополнительной ценности товара.

Интерьер торгового зала ООО «Агроторг» отличается особой элегантностью и высоким художественным уровнем, стены магазина окрашены в мягкие тона, что даёт интересный колористический эффект.

Чтобы определить место размещения на торговом оборудовании конкретного товара составляются специальные карты – планограммы, с использованием специальных компьютерных программ.

Также в зале располагаются фирменные стойки поставщиков, на которых располагается только продукция определённой фирмы, за что поставщик платит определённую плату, а также обеспечивает магазин бонусами, например: супы «Гурмания», чипсы «Лейс», «Пепси», «Кока-Кола».

Подбор освещения не такое простое дело, как кажется на первый взгляд: учитываются высота потолка, фактура стен и полов, цвет и номенклатура товара. При своём кажущемся однообразии, белый цвет может быть тёплым, холодным и нейтральным, что тоже, так или иначе, влияет на атмосферу магазина.

В настоящее время в ООО «Агроторг» большая роль отводится освещению торговых и подсобных площадей. Свет всегда играет двоякую роль: с одной стороны он обеспечивает комфортную обстановку для персонала и посетителей, с другой – выгодно акцентирует зоны выкладки товара и подчёркивает элементы дизайна.


Для того чтобы выделиться среди многообразия супермаркетов ООО «Агроторг» использует сочетание яркого жёлто-зелёного цвета. Жёлтый цвет стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета.

Торговый зал магазина обеспечивает покупателю такие удобства, которые позволяют ему внимательно ознакомиться с товарами, а торговое оборудование создаёт условия, обеспечивающие рекламный показ товаров с учётом требований эстетики.

Ассортимент товара, продаваемого в ООО «Агроторг» меняется и расширяется с помощью ассортиментной матрицы, которую формирует «Дирекция закупок и торговли». Ассортиментная матрица определяется в соответствии с форматом магазина (-1, 1, 2, 3), а формат магазина определяется в соответствии с площадью торгового зала, месторасположением магазина и конфигурацией торгового зала.

ООО «Агроторг» - магазин 1 формата (400-600 м2) и в нем предусматривается ассортиментная матрица с товаром в 3,5 тысячи наименований.

В магазине при выкладке товара используются основные правила мерчендайзинга:

  • лучшему товару лучшее место: товары, приносящие максимальную прибыль и имеющие высокий коэффициент оборачиваемости, должны находиться в наилучших местах продаж, идеально – на уровне глаз покупателя. Например, товары марки «Простоквашино» находится на уровне глаз покупателя, поскольку пользуется у него большим спросом;
  • товар выставляется по товарным группам, либо подгруппам: при определении мест для выкладки продукции на полках, отводимых магазином для размещения различных групп товаров, необходимо найти оптимальную комбинацию с точки зрения отдачи с каждого метра полочного пространства в денежном выражении и индивидуальных особенностей магазинов. Маленькие товары следует группировать так, чтобы они не потерялись и были хорошо видны. Необходимо также максимально использовать торговые места, хорошо просматриваемые с мест наибольшего потока или нахождения покупателей. Например, в молочном отделе сначала выложено молоко, затем кефир, кисломолочные продукты и т.д. Глазированные сырки находятся на нижних полках в коробках;
  • преимущество у вертикального способа выкладки: если группа товаров одного производителя занимает существенную долю в общем, объёме продаж Компании, то желательно обеспечить выкладку товара блоком, когда продукцию группируют в корпоративный блок в каждой категории товара. Выкладка в виде специального блока существенно улучшает представленность товара, его поиск и увеличивает продажи данной группы товаров, но в то же время иногда вызывает недовольство покупателей слишком большой «однобокостью» представления продукции, ограничивающей выбор покупателя. Например, таким образом выкладываются конфеты производителей «Красный октябрь», «Бабаевский» и т.д.;
  • размещение товара зависит от объёма, упаковки, стоимости и оборачиваемости товара. Например, в овощном отделе капуста расположена внизу, поскольку крупногабаритный товар тяжело поднимать наверх, а лимоны, лаймы и фейхуа – всегда на верхней полке;
  • ни одного пустого места на полке.

При показе различных товаров используются следующие приёмы выкладки: штабелем, навалом, стопками и рядами. В ООО «Агроторг» часто применяется выкладка товаров навалом.

При горизонтальном способе однородные товары размещают на 1-2-х полках вдоль по всей длине оборудования. при этом учитывается, что внимание чаще привлекается к товарам, выложенным на полках, расположенных на уровне глаз покупателей (на высоте 110-160 см от пола).

Также в ООО «Агроторг» каждую неделю проводится акция «Удачная покупка».

Очень часто в ООО «Агроторг» используется паллетная выкладка, предназначенная для активного продвижения определённых видов товаров во время рекламных акций. Делается это для того, чтобы рекламный товар не терялся, чтобы покупатели его сразу замечали.

Как правило, товары, выложенные на паллете, участвуют в акции «Суперпромо». Данные товары, (сахар-песок, макароны Prezzemolina 450 гр., сосиски «Сливочные» Стрелец, водка «Вальс Бостон» 1л, жилет «Артемида» из овечьей шерсти) рекламируются в метро, по телевидению, на радио и в газетах. В торговом зале делается супер-выкладка всех акционных товаров, который необходимо выкладывать в следующих местах:

  • в регулярных местах продаж в увеличенном объёме в 10 раз;
  • при входе в торговый зал;
  • центр торгового зала;
  • прикассовая зона.

Обычно, дисплеи-стеллажи «Паллетная выкладка» используются при размещении большого количества объёмной продукции, например, соков «Моя семья», воды и т. д. в различных ёмкостях.

Также очень часто в магазине проводятся акции «Снижение цены» в связи с перезатаркой магазина. И поэтому, чтобы в магазине не было больших товарных запасов, товар продаётся по более низкой цене и на полке выкладывается в три ряда.

Выкладки товаров «навалом» осуществляются с использованием различных типов ёмкости или базовых стендов. Это могут быть магазинные тележки, проволочные корзины, бачки, столы или комплексы ёмкостей, поставляемые производителями продуктов. Поскольку товар «вываливается» в ту или иную ёмкость , стоимость этого вида выкладки является довольно низкой.

Указатели различного рода табло, стрелки, схемы, пиктограммы – помогают покупателям ориентироваться в торговых отделах и секциях, быстро находить нужный товар.

Ценники – неотъемлемое средство, чтобы привлечь внимание покупателя, заставить его остановиться у прилавка и сориентировать в приобретении необходимого. Выделив нужный ценник, например, с наиболее привлекательной ценой, среди остальных большим шрифтом, цветом, можно увеличить объём продаж.


В ООО «Агроторг» существует целый ряд различных ценников:

  1. зелёные ценники – на диабетические товары;
  2. жёлтые ценники – на товары, которые идут со скидкой;
  3. розовые ценники – товары с максимальной скидкой, как правило, выставленные на паллете, что способствует увеличению товарооборота.

3. Пути совершенствования коммерческой деятельности торговой организации 

X5 Retail Group (далее – X5), одна из ведущих мультиформатных розничных российских компаний, внедрила технологию автоматического создания детализированных планограмм.

Благодаря этому продажи в ряде категорий выросли до 10,5% по итогам первых трех месяцев использования решения.

Так, рост продаж составил 3-8% в категории «Сопутствующие товары», 5% - в категории «Чай и кофе» и 10.5% - среди средств для бритья. Такой эффект был достигнут благодаря учету в планограммах максимального количества товаров в категории с точностью до SKU.

Наилучшее место на полке для каждого товара определяется на основе покупательского опыта, правил мерчендайзинга торговой сети.

Помимо повышения продаж за счет работы с новыми планограммами оптимизируются трудозатраты сотрудников, появляется возможность точно отслеживать и планировать ввод и вывод товара из ассортимента, настраивать логистику, планировать презентационный запас и объём продукции на складе. В совокупности эти возможности снижают операционные затраты.

«Умные» планограммы учитывают свойства торгового оборудования, предпочтения покупателей, исторические данные о скорости продаж отдельных видов продукции, данные об ассортименте по категориям, размер и вид упаковки товаров и многие другие факторы. Технология позволяет не только автоматически создавать схемы выкладки для каждого стеллажа в гипермаркете, но и очень оперативно вносить изменения в них.

В основе внедренного решения лежит технология JDA Software, дополненная функцией учета индивидуальных принципов выкладки товара в каждом гипермаркете.

Технологический модуль интегрирован с ERP-системой, SAP BI и обменивается данными с JDA Floor Planning. Тестирование генератора планограмм успешно завершилось в декабре 2018 года, на сегодняшний день разработка переведена в постоянную эксплуатацию.