Файл: Теории происхождения государства (Сущность основных теорий происхождения государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
Наличие публичной политической власти - важнейший признак государства. Власть как общесоциальная категория в той или иной форме присуща любой социальной общности. Власть представляет собой способность конкретного индивида, социальной группы или всего общества осуществлять свою волю в социальной жизни, а при необходимости - навязывать её и другим людям. Исходя из утверждения о том, что государство является организацией политической, можно предположить, что признаком государства является не власть вообще, а именно публичная политическая власть.
Политическая власть характеризуется, прежде всего, как институт (аппарат) управления, появляющийся с возникновением государства и представленный особой социальной группой профессиональных управленцев, сосредотачивающих в своих руках властные полномочия. В современном государстве это - государственный аппарат, представленный государственными органами и государственными служащими, являющийся повседневным и непосредственным выражением политической власти как функционального института.
Политическая власть обладает монополией на легальное применение силы и принуждения, реализуемые с помощью специальных государственных органов (армия, органы внутренних дел, войска национальной гвардии, органы безопасности, органы прокуратуры, служба исполнения наказаний и т. д).
Обладая всеобщим и универсальным характером, политическая власть распространяется на всё население в территориальных пределах государства, а подчинение власти рассматривается как обязанность индивида, независимо от социального положения.
Территория государства рассматривается как часть поверхности земного шара, находящаяся под юрисдикцией государства и включающая в себя сухопутную и водную территорию, недра, а также воздушное пространство над ними.
Территория является необходимой материальной основой существования любой государственности и подразумевает наличие естественных природных ресурсов, расположенных на поверхности (плодородные почвы, песок, щебень, галька и т. д.), в недрах (уголь, нефть, природный газ, руды чёрных и цветных металлов и т. д.), в территориальных водах (гидроресурсы, биоресурсы, минеральные соли и т. д). Наличие и объём природных ресурсов является основной составляющей геополитической характеристики и экономического потенциала любого государства. История мировых цивилизаций наглядно демонстрирует, что основной причиной большинства военных конфликтов является стремление государств к расширению своей территории в целях обладания природными ресурсами.
В теории государства существует разделение государственной территории на фактическую и юрисдикционную.
Фактическая территория - это пространственная сфера в пределах, определённых государственными границами[17].
Юрисдикционная территория - это территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (пространство, в пределах которого действует национальное законодательство). Юрисдикционная территория государства складывается из фактической территории, а также территорий с особым правовым режимом - участков местности, в географическом смысле не относящихся к данному государству, однако подпадающих под его юрисдикцию вследствие правил, установленных в международном праве . В качестве подобных территориальных образований могут рассматриваться участки государственной территории, на которых официально размещены посольства и дипломатические представительства[18].
Люди, которые, проживая в пределах территории государства, подпадают под действия его национального законодательства, рассматриваются как население государства.
Проживающие на территории государства люди связаны с государством посредством выделяемого в юридической науке - института гражданства (подданства). В законодательстве Российской Федерации гражданство определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей[19].
Суверенитет как признак государства отражает особый статус государства как субъекта международных отношений, а также подчёркивает исключительное положение государства в пределах его собственной территории. В соответствии с этим выделяют внешнюю и внутреннюю форму проявления суверенитета.
Внутренняя форма проявления государственного суверенитета, выражается в верховенстве государственной власти на всей его территории, в установлении правового положения различных организаций и объединений, в установлении правил поведения и действий физических и юридических лиц, в регламентации прав, свобод и обязанностей личности, а также компетенции государственных органов и должностных лиц. Внешняя форма проявления государственного суверенитета выражается в независимости государства на международной арене, в его самостоятельности в отношениях с другими государствами и организациями на основе норм и принципов международного права.
Кроме основных признаков государства в современной юридической литературе выделяются и дополнительные признаки государства, к которым относятся национальная денежная единица, государственные символы (государственный герб, гимн и флаг), язык государственного общения и др.
С учетом выделенных признаков государства и результатов сравнительного анализа подходов к формулировке дефиниции «государство» представляется обоснованным охарактеризовать государство как политико-правовую организацию общества, распространяющую свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующую в интересах всего общества или отдельной его части, обладающую монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение[20].
Таким образом, в теоретико-правовой науке существует множество определений понятия «государство», сформулированных учеными различных специальностей: философами, историками, социологами, юристами. И хотя в формулировках понятия нашли отражение различные исторические, политические, психологические особенности существования государства, универсального понятия «государство» не создано.
В современной отечественной юридической литературе фиксируется понятие «государство» на основе признания основных признаков государства, в качестве которых выделяются: публичная политическая власть, территория, население, государственный суверенитет. Помимо основных признаков государства современные исследователи выделяют дополнительные признаки, а именно: символы (флаг, герб, гимн), памятные даты, атрибуты, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу, национальную валюту, язык государственного общения, систему налогообложения. Дополнительные признаки, также как и основные, дают возможность идентифицировать в формально-юридическом смысле каждое отдельно взятое государство, подчеркивают его самостоятельность в осуществлении своей внутренней и внешней политики, указывают на наличие у него суверенитета.
Глава 2. Сущность основных теорий происхождения государства
Происхождение российской государственности — это сложная и противоречивая проблема, волнующая историков, ученых и исследователей разных стран. В данной проблеме отсутствуют простые и четкие ответы из-за дефицита исторических источников.
Существуют основные теории происхождения государства, такие как теологическая, патриархальная, договорная, материалистическая (марксистская), психологическая, патримониальная, органическая и теория насилия.
Начнем с материалистической или марксистской теории. Из нее следует, что образование государства стало результатом развития общества под действием социально-экономических причин. Представители данной теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов[21].
Материалистический подход с точки зрения современной науки имеет ценность. Но в нем преувеличивается экономический фактор и роль классов. Под правом понимается воля господствующего класса, возведенная в закон, т. е. выраженная в виде норм права, установленных государством.
В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение.
Выделяется экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений, право не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, т.к. именно он и породил право. Право рассматривается исключительно как инструмент в руках государства, с помощью которого решается задача классового подавления, обеспечивая при этом господство одного класса над другим.
Таким образом, право опирается только на принуждение и насилие. С позиций современной науки с этим нельзя согласиться, так как наиболее полезным для общества является добровольное и сознательное соблюдение норм права, основанное на понимании необходимости права и его роли в жизни общества.
Следует заметить, что Российская Федерация является исторической преемницей предшествующих форм непрерывной государственности с 862 года: Древнерусского государства (862—1240), Великого княжества Владимирского (1157—1389), Московского княжества (1263—1547), Русского царства (1547—1721), Российской империи (1721—1917), Российской республики (1917), Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1917—1922, с 1922 года республика в составе СССР) и Союза Советских Социалистических Республик (1922—1991).
Норманнская концепция имеет довольно богатую 850-летнюю историю. Создателем этой теории был известный летописец - Нестор, написавший "Повесть временных лет". Член Петербургской Академии наук Г.С. Байер долго и плодотворно работал над концепцией норманнской теории. Он собрал в своих статьях основной перечень важнейших источников, посвященых истокам возникновения истории Руси.
Г.Ф. Миллер утверждал о завоевании России в результате победного похода шведов, чем вызвал негодование. М.В. Ломоносов высказал свое мнение об этой концепции. С этого момента и началась полемика между норманистами и антинорманистами.
Представители, которые идеализировали историческую роль германских народов в Эпоху просвещения, считали, что славяне не имели никаких политических способностей и возможностей воздействовать на власть. Однако, они отмечали, что государства образуются при завоеваниях, именно из-за этого факта исходят теоретические посылки норманнской теории Древнерусского государства. Представителями норманнской теории были: М.П. Погодин, Арист Куник, В. Томсен.
В. Томсен - датский языковед, оказал большое влияние на дальнейшее развитие историографии, его труды зародили классическое норманистское направление. Его работа имела достаточно убедительные доказательства, а также поддержку научного аппарата.
Х.М. Френ провел широкую работу над русской историографией, он включил в нее восточные источники, которые были связаны с Русью и ее ближайшими соседями, такими как: волжские булгары, хазары и др.
Нельзя забывать, что русские летописи являются единственным источником, дающим полный, систематический обзор главных политических событий IX века на Руси. Благодаря работам М.И. Сухомлинова, И. И Срезневского и А.А. Шахматова продвинулись исследования источников "Повести временных лет", а археологические исследования и анализ ПВЛ подрывают основы норманнской теории[22].
Теория насилия подразумевает, что государство возникло таким образом: сильные государства завоевывали более слабые. Доминирование сильных - подавление слабых, вот суть этой теории. Представителями данной теории являются: Е. Дюринг, К. Каутский, Л. Гумплович[23]. Однако, нельзя отрицать военно-политические факторы, которые значительно повлияли на формирование многих государств. Благодаря истории, можно сделать вывод, что многие государства возникают с помощью применения насильственных действий против других, слабых государств. Древнегерманские и древневенгерские государства были образованы именно таким путем.
Не стоит забывать, что степень использования в этом процессе была различной. Насилие - является лишь одним из признаков возникновения государства наряду с другими, не стоит считать этот признак центральным или основным.
По данным археологов, лингвистов и ученных, Древнерусское государство возникло без вмешательства скандинавов. В антинорманской концепции, скандинавы не влияли на развитие русской государственности, но участвовали в экономической и политической жизни. Они были торговцами, дружинниками, а также приближенными князя.