Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отличие юридических гарантий от других видов гарантий состоит в следующем. Если экономические, политические, социально-нравственные гарантии являются предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, то юридические гарантии направлены на конкретное (непосредственное) осуществление прав, свобод и обязанностей личности и их охрану от противоправных посягательств и нарушений.

Некоторые авторы под юридическими гарантиями понимают развернутую систему институтов и норм материального и процесс уального права, сч итая, что система обеспечения субъективных прав действует только через юридические гарантии, нормы правоустанавливающего и правовосстановительного характера, которые обеспечивают реальный правовой статус личности.

Более широко содержание юридических гарантий трактует П.М. Рабинович, полагающий, что правильнее было бы относить к их числу определенные нормы права, основанную на них правоприменительную деятельность, а также индивидуальные юридические акты, в которых эта деятельность фиксируется.

Авторитетные ученые, С.С. Алексеев и Н.В. Витрук, высказали мысль о том, что в число юридических гарантий прав лич ности следует включить закрепленные нормами права меры надзора и контроля для выявления случаев правонарушений, меры правовой защиты и юридич еской ответственности, меры пресечения и другие правоохранительные меры, а также процесс уальные формы охраны прав (включая формы применения правоохранительных мер), меры профилактики и предупреждения правонарушений.[9] Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных благ и интересов граждан. Содержание гарантий весьма динамично, обусловлено их целевой, институциональной и функциональной направленностью, зависит от общественно-политических и иных процессов, происходящих в стране на определенных этапах ее исторического развития.

гарантий : она позволяет и глубже и раскрыть гарантии, на их достоинства и , сделать выводы и рекомендации.[10]

В принято общие и (юридические) . Под общими понимается экономических, и других , делающих реальными. ученые такие как «материальные прав». Н.В. Витрук, И.Е. , Б.С. Эбзеев к общим социально-экономические, и идеологические () гарантии, а к – правовые (), вытекающие из и других источников.

гарантии специальную и материальную , обеспечивающие прав и . Это социальная , развивающаяся , производственные , широкая – система , дающих обслуживать все социальных общества.


В Российской не существует раздела об основе и общества, не какая-либо собственности в основной или , как не предусмотрено для других собственности.

РФ обязывает обеспечивать законной деятельности и конкуренцию, лишь и недобросовестную , провозглашает всех собственности и их защиту (ст. 8 и 34).

В условиях, экономическое России в состоянии , роль Российской как основного и иных актов, развитие страны, особое . Вместе с тем экономики создание для осуществления потребностей . Социальные углубляют содержание статуса на основе гуманизма, , равенства, реальных в реализации возможностей для личности и для общества.[11]

гарантии соответствующим ориентированную государства, ее на создание , обеспечивающих жизнь и развитие ; устойчивость структур, их к достижению согласия, дестабилизацию в , должный политической граждан; с бюрократизмом аппарата, и другие факторы. гарантии – это развитие и политической общества, системы с основополагающей самоуправления , одной из в теории.[12]

ученые под (духовными) понимают личности, себя как , не отделяющей от российского , понимающей все и сложности периода. подобное представляется не верным бы потому, что одного мировоззрения без учета государства ( государством (среды) и гармоничного личности), по , невозможно. образом, гарантии – это государства и , направленная на (и поддержание) , посредством устанавливается мировоззрения , делается духовных и ориентиров.

выделяют гарантии, воплощаются в государственных и общественных . Организационная служит условием, предпосылкой всей гарантий , свобод и человека и .

Закрепленные в средства, , будучи выражением условий, обеспечивают правомерной их и охраны человека в , есть гарантии прав. на них более .

Под юридическими следует закрепление , свобод и человека и нормами , обеспечение, и защиту их правоохранительной государства, европейского и сообщества. конституционные относятся, всего, к тем , которые с возможностью государством к мер принудительного , привлечения его к ответственности, ограничения его и свобод . Конституция РФ демократические судопроизводства, отношение к , привлекаемым в порядке к ответственности. гарантии все правовые , обеспечивающие и охрану и свобод и гражданина, и в нормах законодательства, и конкретизирующих права и .[13]

Отличие гарантий от видов состоит в . Если , политические, гарантии предпосылкой прав, и обязанностей и гражданина, то гарантии на конкретное () осуществление , свобод и личности и их от противоправных и нарушений.


авторы под гарантиями развернутую институтов и материального и уального , сч итая, что обеспечения прав только юридические , нормы и правовосстановительного , которые реальный статус .

Более содержание гарантий П.М. Рабинович, , что правильнее бы относить к их определенные права, на них правоприменительную , а также юридические , в которых эта фиксируется.

ученые, С.С. и Н.В. Витрук, мысль о том, что в юридических прав лич следует закрепленные права надзора и для выявления правонарушений, правовой и юридич ответственности, пресечения и правоохранительные , а также уальные охраны (включая применения мер), профилактики и правонарушений.[14]

В.С. внес в С.С. Алексеева и Н.В. несколько дополнений, которым, , необходимо матривать воздействия на реализации человека ( изучения и которых эффективная по укреплению и обеспечению лич ности ) и, , то, что на практике действуют как совокупность - либо и процессов, положительные и воздействия.

гарантии действуют в том случае, они основаны и на принципе « гарантиям», что по счету – идеал поколений.

В.В. Петрова к гаранти й не в своих В.С. Нерсесянц, , что юридич гарантии идею согласованного права и , когда формы, и функции регуляции и служат с тем защитным для других и . Как предс я автору, я сложная и соподч система .[15]

Именно в взаимной и согласованности частей и государственно-правового отдельные формы и юриди гарантий и свобод ли могут свою роль. об разом, ич еские и сами в юридических , в форме выступают государство и законы.

, мнение В.С. весьма . Однако, как , «соподчиненная система регуляции », упомянутая выше, является продуктом (результатом) нередко длительного государственно-правового строительства.[16]

В.С. Афанасьев внес в позицию С.С. Алексеева и Н.В. Витрука несколько существенных дополнений, согласно которым, во-первых, необходимо расс матривать негативные воздействия на процесс реализации прав человека (без изучения и профилактики которых невозможна эффективная деятельность по укреплению законности и обеспечению прав лич ности ) и, во-вторых, то , что на практике гарантии действуют только как совокупность каких -либо явлений и процесс ов, включающих положительные и отрицательные воздействия.

Юридические гарантии эффективно действуют только в том случае, если они основаны и функционируют на принципе «гарантия гарантиям», что по большому счету – несбыточный идеал многих поколений.


Подход В.В. Петрова к проблеме гаранти й не отрицает в своих работах В.С. Нерсеся нц, утверждающий , что юридич еские гарантии воплощают идею такого согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат вместе с тем защитным механизмом для других и наоборот. Как предс тавляетс я автору, складываетс я сложная и многоликая соподч иненная система регуляции.[17]

Именно в контексте взаимной поддержки и согласованности разных частей и аспектов государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юриди ческих гарантий прав и свобод ли чности могут сыграть свою защитную роль. Таким об разом, юрид ич еские гаранти и сами нуждаются в юридических гарантиях , в форме которых выступают правовое государство и правовые законы.

Действительно, мнение В.С. Нерсесянца весьма аргументировано. Однако, как представляется, «соподчиненная система регуляции », упомянутая выше, является продуктом (результатом) нередко длительного государственно-правового строительства.[18]

Можно констатировать, что в России начала XXIв. юридические гарантии юридических гарантий (по В. С. Нерсесянцу, правовое гос ударство и правовые законы) не созданы, что эти понятия существуют «на бумаге», скрупулезно занесенные законодателем в Конституцию Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, они не являются «гарантиями гарантий» хотя бы потому, что их не существует в действительности.

Если рассматривать модель идеального функционирования юридических гарантий прав и свобод, то ее вершиной будет правовое государство. По мнению автора, как невозможно в процессе строительства дома построить сначала крышу, а затем фундамент и стены, так нельзя в России (да и в любой другой стране, где демократические принципы только начинают вписываться во внутригосударственную систему) говорить в первую очередь о необходимости абстрагированного строительства правового государства, а во вторую – о взаимодействии конкретного гражданина с конкретным государственным органом.

Подчеркнем, что начинать нужно именно с единичных случаев нарушения прав и свобод человека и исследовать применение в каждом случае механизма защиты , тем самым обобщая , выявляя общую картину и делая сравнительные выводы. Именно по такому принципу, например, работает Московская Хельсинкская группа.[19]


Стоит отметить, что отнюдь не все правовые нормы являются юридическими гарантиями прав и свобод граждан, а лишь те, что содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правами, защита прав и свобод и восстановление их в случае нарушения. Закон закрепляет в своих нормах лишь статические элементы механизма охраны прав граждан вместе с системой гарантий.

Эффективное действие этого механизма напрямую зависит от кропотливой организационной работы органов государственной власти, повышения ответственности чиновников за незаконные действия (бездействие) в ходе выполнения своих должностных обязанностей, а также от повышения правовой культуры граждан. Во многом именно работа государственного аппарата (чиновников) определяет воплощение в жизнь нормы ст. 18 Конституции Российской Федерации.

Поэтому от неизбежного решительного реформирования государственной службы зависит эффективность реализации конституционных гарантий прав человека.

В Конституции Российской Федерации права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно («каждый имеет право на жилище»), другие — как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи — как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («право частной собственности охраняется законом», «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицания. Однако формулировка «гарантируются» звучит более весомо, она чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех граждан. Например, в одной и той же статье Конституции (ст. 43) о дошкольном и основном общем образовании говорится, что оно гарантируется, и это вызвано тем, что начальных и средних школ достаточно для всех граждан, а получить высшее образование только «каждый вправе», поскольку бесплатно дать такое образование всем гражданам государство не в состоянии. Формулировки «охраняются государством» и «находятся под защитой закона», по существу, означают, что соответствующие права обеспечены специальным законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста (ст. 22).