Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
Однако наряду с таким «попутным» решением проблемы гарантий прав Конституция содержит специальные статьи (ст. 45— 54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.
Итак, гарантии могут быть определены как «юридически значимые и организационно-определенные средства реализации предписаний, содержащихся в нормах права, способы достижения целей этих норм, организационно-правовые условия перевода регулирующих возможностей права в действительность, в фактическое поведение субъектов правоотношений». В случае возникновения угрозы существованию конституционных прав и свобод вступают в действие гарантии – средства защиты. Такой подход позволяет определить их как условия и средства (факторы), обеспечивающие фактическую реализацию прав, свобод и защиту в случае неправомерного посягательства на них.[20]
При исследовании гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина мы изучили сходство и различия понятий «Человек» и «Гражданин» и пришли к выводу, что правосубъектность гражданина шире, чем правосубъектность человека именно за счет наличия соответствующих обязанностей и возникновения ответственности за их нарушение, как последствия. Уже с момента своего рождения каждый человек, независимо от гражданства, национальности, расы или пола, имеет базовые права. По мере взросления и внедрения в социальное общество у индивидуума увеличивается объем прав, свобод, а также обязанностей по отношению к окружающему его обществу и людям.
Гарантии прав человека в Российской Федерации – это совокупность социально-экономических, политических, юридических, нравственных, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов. Как мы видим, гарантии с правами неразрывно связаны, поэтому должно быть законодательное закрепление гарантий, чтобы они могли реализовываться на всех уровнях власти.
1.2. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Правовое государство стремится обеспечить верховенство закона. Нормативную систему любой страны составляют законодательные акты, которые регулируют определенную сферу общественных отношений. В них также закрепляются права, свободы, а равно и обязанности граждан.
этого, закрепило за важнейшее и одновременно осуществления ими привилегий. А законодательно зафиксировано на защиту.
На этапе в принято документов, имеют в различных . Важнейшие источники за всеми право на .[21]
Право на защиту в является , поэтому и свое в статьях закона Федерации – Российской .
Для того обеспечить граждан свои , государство условия, для что бы обеспечить граждан свои . Во-первых, в , существует власть, осуществляет . Она базируется на принципах, как судей, их лишь , независимость, . Во-вторых, подачи или иска сравнительной . В-третьих, у всегда возможность судебные в том случае, люди таковые . В-четвертых, в странах Конституционные , главная которых – за соответствием закону по различным . В-пятых, суды специальные , которые Конституцию и судьям при правильного по делу.
46 Конституции право человека на защиту. защита – эффективное, и единственное, восстановления прав. на судебную - естественное человека, « свойство личности».
граждан на , в более смысле, конституционным , поскольку и гарантировано Российской . При этом в Законе государства лишь положения. право в том, что «граждане Федерации право лично, а направлять и коллективные в государственные и органы самоуправления».
на обращение толковать , поскольку правом не только Российской . Порядок обращений также и на , связанные с рассмотрения иностранных , лиц без гражданства, на территории . Исключение категории лиц бы нарушение принципа прав и .[22]
Право на реализуется направления , предложения, . Особенностями видов является то, что представляет гражданина по законов и нормативных актов, государственных и органов самоуправления, общественных , улучшению и иных деятельности и общества. - это просьба о содействии в его конституционных и свобод или прав и других лиц, сообщение о законов и нормативных актов, в работе органов, местного и должностных лиц, критика указанных и должностных лиц. как вид обращения просьбой о восстановлении или его нарушенных , свобод или интересов прав, или законных других лиц.[23]
на обращение в судебные установлено ст. 46 РФ: «каждому судебная его прав и ». На основании статьи законодательством закрепляется и право на в суд. Например, лицо обратиться в суд за нарушенных оспариваемых , свобод или интересов. При отказывать в на обращение в суд .
Поскольку конституционных и свобод и гражданина – или бездействие власти, в создании нормальному жизни , несоблюдении Конституции о и свободах , то право на обращение в Суд Российской имеет особенности. Не заявление быть в данной инстанции. подлежит лишь при ряда . Во-первых, в Конституционный Суд Федерации лишь , который затрагивает права и граждан. , если применен или применению в деле, которого или начато в или ином , применяющем . Таким , можно вывод о том, что граждан на в Конституционный суд Федерации конституционную , основано на РФ и регулируется актами, в соответствии с РФ.
Судебная , самостоятельная и , основанная на принципах , призвана возможность за юридической гражданам и естественной. Для гарантии защиты, создает судов, образом, система совокупность органов, для осуществления власти. устанавливает систему , но не определяет судебной .[24] Судебная РФ установлена конституционным от 31.12.1996 № 1- (ред. от «О судебной Российской », а так же Федеральным законом от № 3-ФКЗ (ре д. от «О Верховном Российской ».
Судебную можно на три элемента - суды, и мировые. То , в законе мы конституционное системы на виды и по признакам их ведения, в системе устройства , характера , объема полномочий.
Конституционного так в Российской действуют и мировые субъектов Федерации, судебную Российской .
К федеральным относятся:
Суд Российской ;
Верховный Суд Федерации;
суды , краевые, суды, городов значения, автономной и автономных ,
районные , военные и суды, систему судов юрисдикции;
суды , арбитражные суды,и суды Российской и специализированные суды, систему арбитражных (часть 3 в ред. конституционного закона от N 4-ФКЗ)
К субъектов Федерации :
конституционные () суды Российской ,
мировые , являющиеся общей субъектов Федерации.
Суд Российской является судебным по гражданским , делам по экономических , уголовным, и иным , подсудным , образованным в с настоящим конституционным .
«Верховный Суд Федерации в предусмотренных законом формах надзор за судов, в соответствии с Федеральным законом, гражданские , дела по экономических , уголовные, и иные , подсудные судам, в суда инстанции, а в пределах компетенции в суда и кассационной .[25]
Верховный Суд Федерации отнесенные к его дела в суда инстанции и по или вновь обстоятельствам.
Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.
, порядок и деятельности Суда Федерации федеральным законом о Верховном Российской ..»
«Конституционное на судебную при определенных может реализовано и в такой форме судебной , как арбитражное .
Арбитражные в России 81 арбитражный суд в Российской , 10 окружных судов и на системы - Арбитражный Суд РФ. В системе свыше судей. суды и разрешают споры, в том те, одной из которых граждане, предпринимательскую без образования лица и статус . Естественно, что - предприниматели рассчитывать на своих и охраняемых интересов в судах, они могут с соответствующим . В арбитражном , как и в гражданском, принцип , поэтому в арбитражный суд зависит от и усмотрения , это его «свернутое» , потенциально законом. гражданина на в арбитражном бесспорно.[26]
Что конституционных () судов, судей, то , что дела в судах России не с формально-юридической зрения, как поступают других . При их разрешении, всего, конституционно-правовая () оценка нормативных . В этом и преимущества нормоконтроля по с иными судебной нормативных актов. Как К.А. Будаев, в от судов юрисдикции, судов (уставные) не исследуют обстоятельства , а решают права. Они положения актов государственной субъектов и местного на предмет их конституции () субъекта Федерации.
контроль не по упрощенной в рамках дихотомии: ли текстуально акт с другим, более юридическую . Масштабом выступает не законодательство, само быть конституционной , а основополагающие ценности и ; учитывается факторов: и содержание материи, и правовой , и особенности техники, и нормотворческих .
В целом дел, рассмотренных (уставными) субъектов Федерации, выделить группы и свобод , получающих в них :
дела, с проверкой на конституции () субъекта норм, социальное детей и социальной их родителей;
по поводу права и свободы деятельности , в частности, законодательством Федерации;
по обращениям на нарушения правовыми их жилищных и с ними ;
дела, с нарушениями прав и права на от безработицы;
об ограничении прав , в том числе избирательных и права на в управлении субъекта .
Ценность конституционных () судов Федерации по о защите граждан, реального и восстановления , на наш взгляд, также в :
решения (уставных) , охраняющие, или восстанавливающие граждан окончательными и не обжалованию;
конституционного конституции (), предусматривающие граждан, выглядящие как и размытые, в действующее и право;
в от судов юрисдикции, которых лишь , принимавших в деле, конституционных () судов в обязательном на аналогичные конституционным () судом в деле с участием граждан, в этом Федерации.[27]
суд, находясь в системе , занимает как бы место, он не является или низшей какого-либо или суда федерации. суд Российской – это судебный конституционного , самостоятельно и осуществляющий власть конституционного (ст.1 ФКЗ «О суде»).
, порядок и деятельности Суда РФ Конституцией РФ (.125), Федеральным законом от 21 1994 г. № 1- «О Конституционном Российской » (с изменениями от № 7-ФКЗ)
конституционный от 21 июля г. № 1-ФКЗ «О Суде Федерации» Суд Российской состоит из судей, на должность Федерации по Президента Федерации. Для своей необходимо в его составе не трех от общего судей (.4 ФКЗ «О Конституционном РФ»).
Конституционного Российской определены в ст.3 ФКЗ «О суде Федерации». В защиты конституционного , основных и свобод и гражданина, верховенства и действия РФ на всей Российской Конституционный Суд РФ:
дела о Конституции Федерации:
законов, актов Российской , Совета , Государственной , Правительства Федерации;
республик, , а также и иных актов Российской , изданных по , относящимся к органов власти Федерации и ведению государственной Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; разрешает споры о компетенции:
между федеральными органами государственной власти;
между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
дает толкование Конституции Российской Федерации;
дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
В перечне полномочий Конституционного Суда Российской Федерации нас, применительно к рассматриваемой теме, интересует пункт о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Права человека – главный критерий деятельности Конституционного Суда, который во многом имеет универсальное значение и оказывает влияние практически на каждое решение о проверке конституционности тех или иных актов.