Файл: Понятие правового государства (Признаки правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оба парадокса, (равно как отображено в названия) обладают в собственной базе возможность, несмотря на то значимость конечного с целью их почти непосредственно обратна, однако в то же время и духовно целостна. Данное говорит о этом, то что объединяющим звеном среди народом и страной обязано представлять именно право, а взаимоотношения между ними обязаны являться подлинно законными[7]. Непосредственно в связывании, ограничении правом государства и состоит суть правового государства.

Право тут выступает как противоположность произвола и равно как препятствие в его пути. Ведь поскольку общественно-политическая власть (в особенности и основным способом правительство исправная) обладает стремление вырождения в разнообразные злоупотребления с целью неё нужны надёжные законные рамки, сдерживающие и ограничивающие аналогичные предрасположенности, подымающие преграда ее безосновательному, и противозаконному превышению, бесславию справедлив человека. Правовые ограничений необходимы с целью того, чтобы недочеты всесильно персоны никак не преобразились в изъяны общегосударственной правительству.[8] Смотри по какой причине возможно отметить, то что законном ограничиваются никак не непосредственно распоряжающиеся влияния с края муниципальных строений в человек, а только безосновательные и незаконные ущемления заинтересованностей людей.

Поэтому в обстоятельствах демократии возможность, равно как б «изменяется зонами» с страной: ратифицируется главенство 1-ый, и оно поднимается надо другим. Таким образом, законное правительство — данное подобная предприятие общественно-политической власти, формирующая требование с целью более абсолютного предоставления справедлив и независимостей лица и уроженца, а более поочередного связывания с поддержкой полномочия общегосударственной привнести в недопущения злоупотреблений.

Концепция современные понятия правового государства сводятся к тому что: Г.Ф. Шершеневич считает, что правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.


М.Н. Марченко утверждает, что: правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей[9].

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей)[10]. Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и др.

Сущность правового государства заключается в преобладании права над властью и ограничении последней законодательными нормами. Здесь должно быть полное подчинение граждан и всех остальных субъектов действующему праву. Кроме того, в таком государстве существует такой принцип: разрешено все, что не запрещено законом. Иными словами, права человека как личности никем не могут быть ущемлены и считаются наивысшей ценностью.

1.3. Признаки правового государства

Ученый-юрист А.М. Барнашев рассматривая правовое государство определяет основные признаки правового государства, к которым относятся следующие: [11]

  1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 3. Взаимная ответственность личности и государства.
  3. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
  4. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
  5. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

  • выработка высокой политико-правовой грамотности;
  • появление действенной способности противостоять произволу;
  • разграничение партийных и государственных функций;
  • установление парламентской системы управления государством;
  • торжество политико-правового плюрализма;
  • выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узко нормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося

законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции и использование

общечеловеческого опыта.

Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, само ценности человека[12].

По мнению Г.Б. Власовой: понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям[13].

В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему[14]:


1.Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.

2.Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

3.Располагает специальным государственным механизмом.

4.Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.

5.Существует благодаря налогам и другим сборам.

6.Обладает государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем рассматривает автор А.Н. Головистикова и считает, что все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством[15]. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом, на службе которого он находится.

Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан;

Второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации[16].

Глава 2. Развитие правового государства в России на современном этапе


2.1. Развитие идей правового государства в России

Идеи правового государства на протяжении длительного времени занимали умы и отечественных ученых-юристов. Об этом свидетельствуют, в частности, фундаментальные исследования С.А. Котляревского "Власть и право. Проблемы правового государства", Н.М. Коркунова "Лекции по общей теории права", Ф. Кистяковского "Лекции по общему государственному праву", И.В. Михайловского "Очерки философии права", Г.Ф. Шершеневича "Общая теория права", работы многих других авторов.

Всю историю формирования и развития идей правового государства в России можно разделить, условно, на три этапа: первый этап - со второй половины XIX в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.; второй - с 1917 по 1985 г.; и третий этап - с 1985 г. по настоящее время. Каждый этап характеризуется определенным периодом развития российского общества и государства и имеет свои особенности.

Во-первых, идеи правового государства в России развивались под сильным воздействием западных демократических идей. При этом речь идет не только о традиционном влиянии на российскую политическую мысль, например, идей Вольтера, считавшего, что "чем больше законы, созданные по договору между людьми, приближаются к естественному закону, тем более сносна жизнь", или учений Руссо, Дидро, Локка, Гельвеция, Гольбаха или Монтескье. Большое влияние оказывали и "рядовые исследователи" государственно-правовой материи, развивавшие идеи правового государства[17].

Во-вторых, формирование и развитие идей правового государства в России в рассматриваемый период осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве с идеями просвещенного абсолютизма.

В сознании многих, в том числе и весьма просвещенных для того времени, людей по-прежнему доминировали автократические идеи о священности и неприкосновенности монархической власти, о единственном пути дальнейшего развития России через эту власть укрепление и совершенствование.

Идеи "просвещенного абсолютизма", в столкновении и противоборстве с которыми в Росси в рассматриваемый период зарождались и развивались идеи правового государства, доминировали не только в сознании значительной части российских подданных, но и материализовались в основной массе законодательных актов. Продолжало сохраняться "метаюридическое", по определению С.А. Котляревского, "право монарха спасать Россию". Попрежнему законодательно закреплялось и строго соблюдалось положение "особа государя священна и неприкосновенна", а сам монарх обладает огромной законодательной и исполнительной властью. В соответствии с "Основными законами" он являлся "державным вождем российской армии и флота", верховным "руководителем всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами", имел право объявлять войну и заключать мир, равно как и договоры с иностранными государствами, обладал полномочиями на "объявление местности на военном или исключительном положении" и т.д[18].