Файл: Понятие правового государства (Признаки правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Политические права - определяют статус человека как субъекта политической общности -- государства. К ним относятся: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, право участвовать в управлении государством, избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления.

Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел, как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

Переходя непосредственно к определению круга политических прав и свобод, необходимо отметить ст. 29 Конституции Российской Федерации (свобода мысли и слова), связанную как с личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве должны преобладать различные взгляды и убеждения.

Согласно ст. 30 Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право на объединение...», т.е. создание разного рода (негосударственных) общественных объединений совместно с другими лицами, а также входить и беспрепятственно выходить из них. Такими объединениями являются - добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их (духовных, материальных) потребностей. Цель объединения состоит в том, что оно следует удовлетворению интересов личности, входящей в такое объединение. Среди объединений следует выделить политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Целью создания является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение непосредственно в решение государственных проблем. Главной из основных функций партий является информационная; органов доходит информация о проблемах общества.

Гражданин может состоять в партии, а также быть беспартийным, что не запрещает законодательство.

Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей (ст. 32 п. 1 Конституции Российской Федерации [31]).


Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» (ст. 32 п.2). Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством. Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, при тайном голосовании.

Статья 32 п. 4 устанавливают, что «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Равный доступ предполагает право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Следующий пункт заключает право гражданина на участие в отправлении правосудия, основанное на праве граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим для решения вопросов общественной жизни.[32]

Конституция, помимо личных и политических конституционных прав регламентирует социальные, экономические и культурные права, образующие заключительную категорию конституционных прав и свобод. Экономические, социальные и культурные права - определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни. К ним относятся: право частной собственности, право на свободное предпринимательство, на труд, на отдых, на образование, на забастовку, на жилище, на медицинское обслуживание, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни, на свободу творчества.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права[33].


Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям об этом в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Процессуальные права и свободы граждан - определяют статус человека как участника уголовного процесса и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве[34].

Таким образом, граждане правового государства обладают многими правами: они помогают ему свободно развиваться.

Но в обществе он живет не один и предоставляя гражданину права, общество добивается уважения и к своим требованиям. Поэтому Конституция не только закрепляет определенные права, но и возлагает на граждан основные обязанности. Права и обязанности граждан неразрывно связаны между собой.

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации на гражданина возлагает следующие обязанности: уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду, защищать отечество, нести военную службу, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, заботится о детях и их воспитании и т.д.

Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации) универсальна и распространяется на все субъекты правоотношений (в т.ч. на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации). Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, ст.19 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).[35] Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции Российской Федерации и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.


Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно ст.75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (Налоговым кодексом Российской Федерации).

Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Ст.57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек[36]. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. В соответствии со статьёй 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность связана с конституционным правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Защита Отечества. В соответствии со ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица. Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом Российской Федерации. Ст.43 Конституции Российской Федерации возлагает на родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования [37].


Определенные конституциональные нормы определяют прямые обязанности специализированных субъектов полномочия (к примеру, обязательство официальных лиц организаций государственной власти и организаций местного самоуправления обеспечить возможность людей возможность изучить с бумагами и использованными материалами, напрямую касающихся их полномочия и независимости). Определенные определяют прямые обязанности-заказы (к примеру, запрещение пропаганды общественного, расового, государственного, религиозного либо языкового преимущества).

Если гражданин никак не осуществляет собственные прямые обязанности, в таком случае правительство способен использовать мероприятия влияния. Лимитирование справедлив и независимостей согласно Конституции Российской Федерации (ч. З ст. 55)[38] разрешается в мишенях охраны баз конституционального порядка, нравственности, самочувствия, справедлив и легитимных заинтересованностей иных персон, предоставления защиты государства и защищенности страны. Полномочия имеют все шансы являться урезаны только лишь федерационным законодательством и только лишь в этой грани, в какой данное следует.

Заключение

Подводя итог согласно проблеме данной работы: «Понятие правового государства» нужно выделить, что значимость проблемы этой работы была доказана, поставленные цели, и проблемы были пересмотрены всецело и в абсолютном объеме. Таким образом, различные подходы к праву, различные убеждения на сущность и функции страны обусловлены разнообразием представлений в исторические судьбы полномочия и государства. Единое суждение одно – возможность и правительство формируются.

В настоящее время правовое государство представляет более конституционным принципом, девизом и никак не приобретает до тех пор, пока собственного абсолютного олицетворения в какой–либо государстве. Поближе иных к осуществлению этой мысли в практике приблизились, к примеру, подобные страны, как Германия, Франция, Страна, США и прочие. Обобщая, можно отметить, что в базе компании и работы законного государства находится правило распределения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Любая власть реализовывает собственные строго воспроизведенные функции. И совместно они ограничивают и уравновешивают друг друга, снабжая этим наиболее гарантийное обеспечение вопреки патологии демократических норм и злоупотребления господством. А помимо этого, сами граждане посредством общей селективной концепции обладают вероятность осуществлять контроль правительству и в случае потребности корректировать их воздействия. Национальная правительство в законном государстве подзаконна. Её под законность дополняется признанием из-за отдельной персоны необходимых и сохраняемых прав, предшествующих лично стране. Неприкасаемость персоны гарантируется законодательством. Законное правительство обладает несколько единых и соединяющих абсолютно всех членов цивильного сообщества законных баз, какие согласно собственной сущности вынашивают внеклассовый и человеческий вид.