Файл: Понятие правового государства (Признаки правового государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность правового государства
1.1. Возникновение и развитие концепции правового государства
1.2. Понятие и сущность правового государства
1.3. Признаки правового государства
Глава 2. Развитие правового государства в России на современном этапе
2.1. Развитие идей правового государства в России
2.2. Система взаимных прав и обязанностей граждан и государства
Однако в российском законодательстве и в научной юридической литературе рассматриваемого периода все большую популярность и значимость стали приобретать либерально-демократические правовые мотивы[19].
В-третьих, формирование и развитие идей правового государства в России на рубеже XIX-XX вв. осуществлялось на фоне бурных академических дискуссий о соотношении государства и права не только на современном этапе, но и на самой первой стадии их возникновения и развития.
Опираясь на этот факт, Г.Ф. Шершеневич писал, что в юридической науке сложилось два противоположных мнения по вопросу о том, что является первичным, а что - вторичным, государство или право[20].
Сторонники того, что государство исторически и генетически предшествует праву, рассуждают так. Норма права всегда есть не что иное, как требование государства. Государство, являясь источником права, очевидно, само не может быть обусловлено правом, "государственная власть оказывается над правом, а не под правом. Государство есть явление первичное, право - вторичное. Такова теория первенства государства, на которой строится "определение права по признаку принудительности".
Противоположного мнения придерживаются сторонники теории изначального первенства права над государством. Они считают, что государственная власть по своей природе носит правовой характер. "В основе государственной власти лежит не факт, а право. Государство не может быть источником права, потому что оно само вытекает из права. Над государством находится право", которое его ограничивает и сдерживает.
В зависимости от того, какая в юридической науке и общественном сознании доминирует точка зрения, могут последовать и соответствующие далеко идущие практические выводы. В том случае, когда в официальных, правящих кругах господствует представление о том, что государство - это все или почти все, а право - ничто по сравнению с государством или почти ничто, то можно с полной уверенностью говорить о возможности наступления таких практических последствий подобного видения государства, которые неизбежно будут связаны с тоталитаризмом, авторитаризмом и т.д.[21] Разумеется, нужно говорить не о правовом, а скорее противоположном ему по своему характеру государстве. В случае, когда теории и на практике преобладает принцип приоритетности права перед государством и его отдельными органами, с уверенностью можно будет говорить если не о правовом, то о весьма близко стоящем к нему государстве[22].
Признаки перехода все большего числа российских юристов на рубеже XIX-XX вв. на позиции теории "первенства права" перед государством и государственной властью наблюдались и в других отношениях. Например, при оценке характер чрезвычайно-указного права. Исторически чрезвычайноуказное право, отмечал С. Котляревский, "есть прямое наследие абсолютной монархии, где все волеизъявления главы государства могли иметь силу закона. Мы его находим по преимуществу в государствах с сильной монархической властью". Чрезвычайно-указное право действовало в тот период в Австрии, Пруссии, Болгарии, Японии и в России.
Если на более ранних этапах развития общества, с момента введения института "чрезвычайной необходимости" от принципа верховенства закона, данный институт пользовался довольно широкой поддержкой не только российских правящих, но и не причастных к власти интеллектуальных кругов, то со временем отношение к нему довольно резко изменилось в пользу верховенства закона[23]. По мере изменения отношения к чрезвычайно-указному праву изменялось, и оно само. Постепенно "суживалась сфера его применения", все более часто подчеркивался его "чрезвычайный характер", создавались все более надежные гарантии против злоупотребления им. Отход от идеи незыблемости чрезвычайно-указного права и переход на позиции верховенства закона означают в тот период не что иное, как начало становления и развития в России идей правового государства. Последнее подтверждалось также тем огромным интересом, который проявился у отечественных ученых-юристов в рассматриваемый период к таким атрибутам правового государства, как принцип разделения властей, народный суверенитет, права человека и гражданина, отвлеченный анализ которых, по словам Котляревского, "решительно бессилен объяснить оказанное ими могущественное и действенно влияние, подъемы глубокой веры и острого скептицизма, увлечения и враждебности, которые соединились с ними в вековых и массовых переживаниях"[24].
Важное значение для развития идей правового государства в России имела разработка проблем гражданского общества и конституционного государства. Согласно бытовавшему в отечественной юридической литературе в начале XX в. мнению, конституционное государство представляло собой "практическое осуществление идеи правового государства". Эта идея, писал Ф. Кистяковский, с давних времен теоретически развивалась в политических учениях, но "только в конституционном государстве она нашла в себе практическое выражение". Правовое государство при этом определялось как такое государство, которое в своих отношениях к подданным связано с правом, подчиняется праву". Другими словами, это такое государство, "члены которого по отношению к нему имеют не только обязанности, но и права; являются не только подданными, но и гражданами".
Одним из важнейших условий нормального функционирования правового государства в этот период считалось, да и сейчас считается не только осуществление на практике принципа разделения властей, но и постоянное поддержание баланса властей. Особое внимание при этом обращалось на предотвращение наиболее часто встречающихся в политической жизни разных стран попыток узурпации всей государственной власти со стороны исполнительной власти. Гарантиями против такого захвата власти должно служить, по мнению Кистяковского и других авторов, следующее. Во-первых, "право народного представительства ежегодно определять бюджет и численность армии", ставящее в зависимость от законодательной власти те "материальные и личные силы государства", Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. Стр. 69 которыми распоряжается исполнительная власть. Во-вторых, ответственность министров перед народным представительством, выражающаяся в праве последнего делать им запросы, выражать свое мнение по поводу их действии и передавать их суду за преступления по должности. Это во многих странах касается и главы государства, который может быть привлечен к ответственности парламентом за преступления по должности. И, в-третьих, право судебной власти "в конкретных случаях, подлежащих ее рассмотрению, проверять "законность правительственных распоряжений и оставлять без исполнения распоряжения, несогласные с законом"[25].
Кроме названных вопросов, касающихся концепции правового государства, в центре внимания российских ученых-юристов на рубеже XIX-XX вв. стояли и другие аналогичные им вопросы. Рассматриваемый период, вне всякого сомнения, был одним из самых плодотворных для отечественных исследователей в плане разработки идей правового государства.
Следующий этап развития идей правового государства в России с 1917 по 1985 г. не отличался особой позитивной активностью. Скорее даже наоборот. В плане не только теоретической разработки, но и практического внедрения в жизнь идей правового государства данный период в российской государственноправовой истории был шагом назад.
Анализ научных источников и официальных документов этого времени со всей очевидностью свидетельствует о том, что на данном этапе развития нашего общества не было недостатка в научных трудах и решениях государственных и партийных властей, в которых бы в той или иной мере не развивались бы идеи, созвучные идеям правового государства. Это идеи и разделения функции партийных и государственных органов, и идеи все более активного участия широких слоев населения в управлении делами общества и государства, и провозглашение принципа "Все во имя человека. Все для блага человека", и развитие идей общенародного государства, и многое другое.[26]
Значительный шаг в развитии идей правового государства в России был сделан за период с 1985 г. по настоящее время, за годы так называемой перестройки и пост перестройки. Именно в это время были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей предержащих тем. Во вновь принятой Конституции Российской Федерации 1993 г. были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенства закона, разделения властей и др. Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции 1993 г. впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.
2.2. Система взаимных прав и обязанностей граждан и государства
В Конституции Российской Федерации проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.
Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в котором он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством - института государства (ст. 6 Конституции Российской Федерации[27]).
Там же, где речь идет о правах человека, используются формулировки «каждый имеет право», «каждому гарантируется» и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином Российской Федерации, иностранцем или лицом без гражданства.
Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту.
Конституция гарантирует неприкосновенность конституционных прав и свобод человека и гражданина, строго оговаривая порядок и причины их ограничения со стороны государства.
Важнейшая задача любой Конституции -- нахождение баланса между властью и правами и свободами человека и гражданина.
Основные требования государства к своим гражданам содержатся в законах. Закон - главная обязанность гражданина. Государство должно принимать такие законы, которые признают, гарантируют и защищают права человека, свободу и равенство всех граждан[28].
Таким образом, в сочетании прав и обязанностей гражданина заключается его статус (положение) в обществе, отличающих его от граждан других государств.
В Конституции Российской Федерации сказано: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Права и свободы гражданина Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Провозглашается, что гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами, и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие конституционных прав и свобод заключается в неотделимости их от личности.
Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу такие права.
Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство. Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную[29].
В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные, политические и социальные, культурные, экономические. Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит чисто условный характер.
Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст. 17 ч. 2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. К ним относятся: право на жизнь, на достоинство, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на выбор места жительства и свободное передвижение, на пользование родным языком и определение национальности, право на информацию и защиту информации, на свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.[30]