Файл: Органы государственного управления (Понятие и признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Порядок назначения на должности судей призван обеспечить независимость судебной власти. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов – Президентом РФ, судьи конституционных (уставных) судов – законодательными органами субъектов РФ, мировые судьи назначаются (избираются) на должность по региональному законодательству с учетом требований Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Однако в наделении полномочиями судей (равно как и в функционировании судебной власти вообще) велика роль органов судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей РФ, конференций судей субъектов РФ, советов судей субъектов РФ, общих собраний судей судов, Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ).

Статус судьи характеризуют следующие составляющие принципы:

1) независимость;

2) несовместимость;

3) несменяемость;

4) неприкосновенность.

Независимость судьи проявляется в его подчинении только Конституции Российской Федерации и Федеральным законом. Судьи не подотчетны никому при отправлении правосудия. Целый ряд правовых, социальных и материальных гарантий также направлены на обеспечение независимости судей (запрет осуществлять какое-либо влияние на судью в судебном процессе, установление ответственности за вмешательство кого-либо в деятельность правосудия, несменяемость и неприкосновенность судьи, возможность предоставления личной охраны и охраны жилища, выдачи огнестрельного оружия, переселения в другую местность, финансирование судов из федерального бюджета, материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судьи)., особая государственная защита не только судьи, но и членов его семьи, имущества и т. д.).

Принцип несовместимости заключается в запрете судье служить на государственной службе, быть членом представительного органа государственной власти, быть членом политической партии, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности).

Несменяемость судьи означает невозможность его перевода (назначения, избрания) на другую должность (в том числе выше) или в другой суд без его согласия. Несменяемость не означает жизни: предельный возраст для судьи Федерального суда составляет 65 лет (70 лет для судей Конституционного Суда Российской Федерации). Срок полномочий не означает невозможности досрочного прекращения полномочий судьи.


Основания для досрочного прекращения полномочий судьи являются: отставка, смерть судьи (равно как объявление его смерть), признание судьи недееспособным или недееспособным, неспособность осуществлять полномочия судьи по состоянию здоровья, утрата гражданства РФ, Осуществление деятельности, не совместимой со статусом судьи, увольнение судьи Военного суда с военной службы, а также досрочное прекращение полномочий в качестве санкции дисциплинарной ответственности (решение об этом принимается соответствующей квалификационной коллегией судей при наличии дискредитирующих обстоятельств).

Судебный иммунитет (т. е. неприкосновенность судьи) заключается в особом порядке привлечения его к уголовной ответственности (включая привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, изменение квалификации состава преступления, если это ведет к усилению ответственности, осуществление некоторых процессуальных действий, в частности избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу) и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

Уголовное дело в отношении любого судьи может быть возбуждено только генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения коллегии из трех профессиональных судей соответствующего суда общей юрисдикции (Верховного Суда РФ или суда субъекта РФ) и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (для судей Конституционного Суда РФ – с согласия судей Конституционного суда). Неприкосновенность судьи распространяется также на его помещения, транспорт, средства связи и переписку.

2.4 Характеристика органов государства с особым статусом

Принцип разделения властей закрепляется в статье 10 Конституции Российской Федерации. Государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Они представляют собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.

Ни в одну из ветвей власти не входит Президент Российской Федерации. Согласно Конституции (ст. 80) он является главой государства, гарантом Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.[18]


1. Законодательные органы государства. Избираются путем голосования народом для реализации его воли. Следовательно, законодательные органы являются представительными органами. Согласно Конституции Российской Федерации органами законодательной власти являются Федеральное собрание (состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) и законодательные органы субъектов Российской Федерации (например, думы, законодательные собрания, областные и городские собрания, советы и т.д.). В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 94) Федеральным представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Наименование и структура законодательного органа государственной власти в субъектах Российской Федерации устанавливаются самостоятельно уставом конкретного субъекта. Федеральное Собрание принимает законы, влияющие на всю территорию страны, а законодательные органы государства в субъектах Российской Федерации — в пределах соответствующего субъекта по вопросам своей компетенции.

2. Исполнительные органы государства. Обеспечивают исполнение законов, принятых законодательными органами. Во исполнение законов они имеют право принимать подзаконные нормативные акты. Органами исполнительной власти являются Правительство Российской Федерации; министерства, государственные комитеты, ведомства при правительстве Российской Федерации; в субъектах Российской Федерации – президенты и главы администраций субъектов, правительства, министерства, государственные комитеты, ведомства субъектов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 110) высшим органом федеральной исполнительной власти является Правительство Российской Федерации, которое образуется Президентом Российской Федерации путем назначения с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, а по предложению Председателя Правительства — заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В субъектах Российской Федерации исполнительные органы образуются высшими должностными лицами с участием органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Система федеральных органов исполнительной власти включают в себя федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере. Координируют и контролируют деятельность федеральных служб и федеральных агентств.


Федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной форме деятельности. Также федеральные службы выполняют функции по обороне, государственной безопасности, защите и охране государственной границы Российской Федерации, борьбе с преступностью, общественной безопасности.

Федеральные агентства осуществляют функции в определенной сфере деятельности по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом. Также выполняют правоприменительные функции. Федеральные агентства ведут реестры, регистры и кадастры.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 78) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Порядок создания и их деятельность регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» («Собрание актов Президента и Правительства РФ» от 31.05.1993 г.).

Исполнительные органы государства субъектов Российской Федерации подчиняются федеральным только по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.

3. Судебные органы государства. В соответствии с Конституцией (ст. 118) осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд, Верховный суд РФ, другие федеральные суды и суды в субъектах Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации судебная система Российской Федерации устанавливается самой Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 г. (ред. от 25.12.2018 г.) «О судебной системе Российской Федерации» (Рос. газ. от 06.01.1997 г.).

Конституционный суд Российской Федерации — это судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции Российской Федерации).

Верховный Суд Российской Федерации – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающий разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции Российской Федерации).


Верховный суд РФ Российской Федерации – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающий разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции Российской Федерации).

В субъектах Российской Федерации суды выполняют аналогичные функции.

Учитывая вышеизложенное, в Российской Федерации существуют федеральные органы государственной власти с особым статусом. Они независимы и самостоятельны. Эти органы государства не входят ни в одну из трех ветвей власти, но при этом создаются и действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

К государственным органам с особым статусом относятся Прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека.

Заключение

Функции государства закреплены в конституции и других законодательных актах, которыми в своей деятельности руководствуются органы и их должностные лица, входящие в государственный аппарат. Структура последнего зависит от стоящих перед государством задач. В него входят госорганы, осуществляющие регулятивные функции по управлению делами в стране; правоохранительные, связанные с поддержанием правопорядка и общественной безопасности; внешнеполитические, связанные со взаимоотношениями с иностранными государствами.

Формирование государственного аппарата происходит путем образования органов власти, в деятельность которых входит реализация государственных функций. Наиболее распространенные способы — выборы и назначение.

Госорган является самостоятельной структурной единицей госвласти, наделенной властными полномочиями. Признаки государственного органа:

— сложная внутренняя структура, так как он состоит из подразделений и обязательно включает в себя государственных служащих;

— финансирование производится из госбюджета;

— выполняет публичные функции, включая координационные, регулятивные и другие формы управленческой деятельности в соответствии с компетенцией;

— отчетность перед органом госвласти его учредившим.

Государственный аппарат включает в себя государственных служащих, то есть лиц, находящихся на госслужбе, деятельность которых направлена на обеспечение полномочий госорганов. Должностные лица, входящие в их состав, действуют от имени государства и в пределах своей компетенции, принимают решения, обязательные для исполнения другими участниками правоотношений.