Файл: Органы государственного управления (Понятие и признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Научная и практическая актуальность темы обусловлены реальными потребностями современной российской жизни и практики.

Дело в том, что со времени крупнейших политических и социально-экономических, а также государственно-правовых (в самом широком смысле этих понятий) преобразований, осуществленных в России в последние десять с лишним лет, не издано пособия по проблемам теории и практики органов государственной власти в России в современный период.

Актуальность темы обусловлена возрастанием экономической роли государства, экономической функции права, экономической деятельности всех ветвей власти и ее органов Президента РФ, президентов глав республик в составе Российской Федерации, федеральных органов, в первую очередь Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, всех федеральных органов исполнительной власти, органов судебной власти, а также органов государственной власти субъектов Федерации.

Целью данной курсовой работы является изучение органов государственного управления и исследование их характеристик.

Для достижения поставленной в данной курсовой работе цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить понятие и признаки органа государства;

— рассмотреть виды и классификацию государственных органов;

— изучить характеристики законодательных, исполнительных и судебных органов государства, а также характеристики органов государства с особым статусом.

Объектом исследования в данной курсовой работе являются органы государства. Предметом исследования в данной работе являются их характеристики.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Глава 1 Общее понятие органов государственного управления: понятие, признаки, классификация

1.1 Понятие и признаки государственного органа

Государственная власть в Российской Федерации определена Конституцией РФ. В ст. 10 Конституции РФ констатируется: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной судебной власти самостоятельны».


Государственная власть - это такая организация деятельности государственных и гражданских институтов, при которой власть в Российской Федерации делится на законодательную власть, которую возглавляет Федеральное Собрание Российской Федерации, исполнительную власть, которую возглавляет Правительство Российской Федерации и судебную власть, состоящую из Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ.

Специфика в том, что она имеет комплексный, совокупный характер и осуществляется разно профильными органами, объединёнными общей целевой установкой – единой и целостной государственной властью.

Все эти ветви власти самостоятельны, но они самостоятельны только в пределах тех функций и полномочий, которыми эти ветви власти наделены. В п. 3 ст. 11 Конституции РФ сказано, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации...» осуществляется Конституцией РФ, а разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется еще, кроме Конституции РФ, Федеративными и иными договорами.

Каждое государство исполняет свои функции посредством государственного аппарата, конкретной совокупности органов государственной власти. В сфере конституционно-правового регулирования находятся порядок образования (формирования) органов государственной власти, их система, конституционный статус, фундамент взаимоотношений разных звеньев государственной организации и общества граждан.

Особое значение для конституционного права принимает характеристика черт (свойств) органа государственной власти. По этому вопросу в юридической литературе высказаны различные суждения. По мнению некоторых ученых, важнейшим признаком органа государственной власти является его принадлежность к государственному аппарату, поскольку вне системы государственной организации не может быть органа государственной власти как такового.[1]

Однако такое суждение не раскрывает полноту и специфическую сущность органа государственной власти. Государствоведы выделяют обычно наличие у органа государственной власти государственно-властных полномочий. А вот цивилисты, наоборот, выделяют идею организации, подчеркивают, что под органом государства понимается специальная юридическая организация, которая помимо властных полномочий обладает и имущественной обособленностью.

Орган государственной власти характеризуют следующие признаки.[2]


1. Орган государственной власти — это в традиционном понимании, как правило, организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности, ибо организация есть прежде всего управляемое единство людей. Сюда входят и представительные (законодательные) органы государственной власти, и исполнительные органы, и органы судебной власти, и органы прокуратуры.

2. Орган государственной власти наделен частью единого фонда государственной собственности. Материальные средства выделяются ему для реализации конкретных функций. Он имеет свою смету, фонд заработной платы, помещения, оборудование и т. д. Государство уделяет укреплению материально-финансовой базы своих органов постоянное внимание.

3. Орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность. Ядром государственно-властных полномочий является его компетенция, т. е. закрепленные в законе права и обязанности, позволяющие выступать от имени государства и издавать обязательные веления.

4. Государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо выражаются его созидательная роль и социальное назначение. Это методы организации, убеждения, поощрения. Однако государство на современном этапе не может отказаться и от принуждения, применяемого после того, как исчерпаны иные методы.

5. Орган государственной власти отличается своей структурой, соподчиненностью его отдельных подразделений, что позволяет различать коллегиальные и единоначальные органы, а служащих органа подразделять на представителей власти, специалистов и вспомогательный технический персонал.

Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом или населением на референдуме.[3]

В современных условиях, когда была учреждена новая форма республиканского правления с особым статусом единоличного главы государства — Президента, появилась необходимость выделения единоличных органов государства. Отметим, что действующее законодательство характеризует Президента РФ, глав субъектов Федерации, ряд других должностных лиц единоличными органами власти. Органы государственной власти — часть государственных органов наряду с государственными органами, не обладающими признаками органов государственной власти.


На основании изложенного орган государственной власти можно определить как особую политическую организацию (или одно должностное лицо), наделенную необходимыми материальными средствами, государственно-властными полномочиями (компетенцией), в том числе правом принятия правовых актов внешнего действия, имеющую четкую организационную структуру (право единоличных органов создавать при себе государственные органы).

Структура органа государственной власти объединяет должностных лиц, осуществляющих полномочия от имени государства, данного органа и иных работников (служащих).[4]

1.2 Классификация и виды государственных органов

В зависимости от характера производимых полномочий органы государства сформировываются в конкретные структурные звенья.

В данной связи органы государства классифицируются на:

- органы государственной власти;

- органы исполнительной власти;

- систему судебных организаций;

- органы прокуратуры.[5]

Также органы государства можно классифицировать по субъектам образования. В данном случае органы государства делятся на представительные органы и органы, образованные иными органами государства.

Для первого случая избираются государственные органы непосредственно населением, к примеру, Федеральное Собрание РФ. Во втором случае государственные органы формируются соответствующими органами государства: Правительство РФ, управления, комитеты, министерства и т. п.

По способу или составу организации государственные органы классифицируются на простые и сложные. Простые органы государства не имеют внутренних структурных подразделений. В качестве примера можно привести нотариат. Сложные органы государства, напротив, имеют соответствующую организацию. К ним относятся: министерства, ведомства, Государственно-правовое управление при Президенте РФ и др.

Органы государства в зависимости от территориальной сферы деятельности подразделяются на федеральные органы, органы субъектов РФ и местные.

По характеру полномочий органы государства подразделяются на органы общей компетенции (к примеру, Совет Министров РФ) и органы специальной компетенции (к примеру, МВД).

По порядку производства компетенции органы государства подразделяются на коллегиальные (к примеру, Федеральное Собрание РФ) и единоначальные (к примеру, Президент РФ).


Органы государства отличаются между собой и тем, что одни из них являются коллективными образованиями, а другие представлены одним лицом. Орган государства по общему правилу состоит из коллектива государственных служащих. К примеру, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ. Но в единичных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, которое занимает государственную должность. К примеру, Генеральный прокурор РФ, Президент РФ или Президент республики в составе РФ.

Обобщающим элементом классификации государственных органов является их роль, место и функциональное назначение в составе механизма государства.

Изучение разных видов государственных органов предполагает их комплексное исследование с учетом тесной взаимосвязи упомянутых выше и некоторых иных оснований их классификации.

Глава 2 Характеристики органов управления: законодательных, исполнительных, судебных и с особым статусом

2.1 Характеристика законодательных органов государства

Юридическая литература определенным образом разделяет органы государственной власти. Критерием служат функции, в соответствии с которыми осуществляется деятельность тех или других правительственных представительств. Так, выделяют органы законодательной власти РФ, исполнительной и судебной.[6]

Фактически приоритетное положение в стране занимает Президент. Согласно Конституции страны, он именуется «главой государства». Избирается Президент, так же как и Дума, на основании реализации соответствующего права.[7]

Органы законодательной власти — это народные собрания, Федеральное Собрание, верховные советы и прочие органы.

Основной особенностью их является тот факт, что формируются они только на основании проявления избирательной воли граждан. Органы законодательной власти в своей совокупности составляют структуру представительной власти страны.