Файл: Органы государственного управления (Понятие и признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В своей деятельности они выражают волю многонационального населения РФ, придавая ей общеобязательный характер. Органы законодательной власти принимают решения, которые воплощаются в соответствующих актах, а также принимают определенные меры по реализации этих решений и производят контроль над их исполнением.

Решения считаются обязательными к исполнению прочими представительствами соответствующего уровня (нижестоящими правительственными и территориальными).

Органы законодательной власти разделены на региональные и федеральные. К последним относят Федеральное Собрание. Этот орган является общегосударственным, общероссийским органом госвласти, который действует в масштабах всей страны.

Высшие органы законодательной власти РФ — это российский Парламент. Государственная Дума и Совет Федерации составляют Федеральное Собрание России. Согласно действующей Конституции, только один государственный институт располагает законодательными функциями. При этом если Госдума простым большинством голосов может принять законопроект, то Совету Федерации предоставлено право наложить вето (отклонить) на уже утвержденный нижней палатой Парламента федеральный закон или иной правовой документ.

Иначе говоря, Совет Федерации своеобразно контролирует и направляет законодательную работу в нужное для государства русло. Делается это для того, чтобы по возможности снизить уровень политических разногласий и утвердить уже оптимальную, «тихую» редакцию того или иного законопроекта.

Высшие органы законодательной власти РФ – это представительные органы власти. Однако практика формирования депутатского состава Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации различается между собой. Госдума избирается посредством тайного голосования на всеобщих парламентских выборах. Сейчас укоренилась пропорциональная система, предлагающая голосование за партийные списки.

Депутатские места распределяются в соответствии с окончательными официальными итогами голосования. Абсолютным победителеем считается политическая сила, набравшая 50% плюс 1 голос. В последнее время 2/3 думских мест контролируется «Единой Россией».

В то же время в состав Совета Федерации включены представители как регионов (по два от каждого субъекта федерации), так и делегаты от исполнительной и судебной системы. Сенаторы не избираются народом, Законодательная власть Российской Федерации, иными словами, оказывается одновременно соподчиненной и народу, и административной бюрократии.


Высшие органы законодательной власти РФ принимают решения в соответствии с правилами, установленными законодательными и регламентными нормами. Сначала Государственная Дума формирует фракции, куда попадают представители победивших партий и сочувствующие. Затем избирается руководство нижней палаты, на которое возлагается обязанность модерировать законодательный процесс, а также согласовывать свои действия с остальными властными структурами. Принятыыми законопроектами считаются те документы, в поддержку которых получено 50% плюс 1 депутатский голос. По тому, как проходит голосование, можно сразу определить, какие фракции выступают в поддержку принимаемого решения, а какие — нет.

После этого свое слово берет Совет Федерации, оценивающий законопроект с точки зрения и политической, и государственной целесообразности. Если внутри Федерального Собрания все позиции были предварительно согласованы, то документ поддерживается безоговорочно и уже затем поступает на подпись Президенту.

Принципиально важно, что высшие органы законодательной власти РФ не выполняют функции реализации принятых законов. Данные функции выполняет бюрократический и административный аппарат. Однако Госдума вправе формировать или инициировать создание новых федеральных структур, которым предоставляются регулятивные и контролирующие функции.

К региональным относят все остальные представительства, действующие на территории страны в пределах соответствующего субъекта.

К законодательным органам республик, включенных в Федерацию, относят их парламенты. Формирование их осуществляется посредством выборов.

Голосование производится на основании равного и прямого всеобщего права на срок четыре года либо пять лет. Численный состав органов колеблется от двадцати семи (в Калмыкии и Ингушетии) до ста тридцати (в Татарстане). Порядок образования и численный состав закрепляется конституциями республик и нормативными актами о выборах в парламент в соответствии с Федеральным Законом.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ обычно выполняет функции по утверждению местных конституционных норм (Уставов), принимает региональный бюджет, другие регуляторные акты регионального значения. Формируется на всеобщих местных выборах. Количество депутатов варьируется в зависимости от численности населения республики, края, области. Инструментально подчиняется единой системе государственной власти.

В компетенцию республиканских парламентов входят определенные группы полномочий. К ним относят: внешнюю политику, социальное, конституционное, экономическое и культурное строительство.


Конституционная сфера предусматривает принятие конституций и внесение изменений и дополнений в них. В этой же области республиканские парламенты осуществляют принятие кодексов, законов, вносят изменения либо дополнения в них, производят контроль над их реализацией и исполнением предписаний конституции и прочих законодательных актов.

К полномочиям парламентов относят и решение вопросов, касающихся изменения границ республик, выборов глав и депутатов, проведения референдумов. В сфере социального, культурного, экономического развития республиканские парламенты формируют внутриполитический курс республик, осуществляют утверждение перспективных госпроектов, важнейших республиканских программ, а также принимают госбюджеты и следят за их реализацией.

Республиканские парламенты в сфере внешней политики устанавливают международные связи, денонсируют и ратифицируют договоры. Для областей, краев, городов в качестве органов законодательной власти выступают думы, собрания и прочие институты. Данные представительства формируются также на основании реализации избирательного всеобщего права. [8]

Срок полномочий выбранных депутатов не должен превышать пяти лет. В компетенцию этих органов входит утверждение бюджета, принятие решения об отмене либо введении налогов, пошлин, сборов и прочих типов платежей, принятие программ экономического, государственного, социального, национального и культурного развития и прочее.

2.2 Характеристика исполнительных органов государства

Каждый орган исполнительной власти имеет определенную организационную структуру и штаты. Структура органа исполнительной власти - это совокупность определенным образом расположенных его составных частей. В данном случае понятие «совокупность» означает, что внутренняя организация органа выступает в качестве системы, которая охватывает как организационно обособленные звенья органа исполнительной власти, так и отношения между ними.

Следовательно, структура представляет собой единство относительно изолированных частей органа исполнительной власти, находящихся между собой в зависимости и соподчиненности, форму не только этих частей органа (отдельных должностей, групп отделов, управлений, департаментов и т.д.), но и способов, процессов их сочетания и взаимодействия (порядок соподчинения, взаимное расположение, характер зависимости и т.д.).


В статье 5 п.3 Конституции Российской Федерации говорится о единстве системы государственной власти в стране, в статье 77 речь идёт о единой системе исполнительной власти в стране, в статье 112 п.1 сказано о сроке назначения предложения о структуре органов исполнительной власти.

Вместе с тем системно-структурного, а также функционального представления об исполнительной власти как самостоятельной ветви власти в Конституции Российской Федерации нет. Следовательно, правовые основы образования и организация деятельности органов исполнительной власти закреплены нормами Конституции Российской Федерации (статьи 10 и 11), предмет ведения и полномочия закреплены в главе 6 Конституции РФ и в Федеральном Законе «О Правительстве РФ» [9]. Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ[10].

Причем ч. 1ст.110 Конституции РФ гласит: «Исполнительная власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации».

На самом деле федеральная исполнительная власть не сводится только к Правительству РФ. В эту систему включаются и иные федеральные органы исполнительной власти.

Это положение корректируется в Федеральном конституционном законе 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации, которое определяет Правительство как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской федерации. Федеральный орган исполнительной власти – структурное подразделение государственного аппарата, создаваемое для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения закона, регулирования различными сферами общественной жизни.

Сущность функционирования страны, в конечном счете, сводится к тому, какие органы исполнительной власти в ней наличествуют. Поэтому важно четко себе представлять, чем они являются, какой структурой и какими полномочиями обладают.[11]

Обращаясь к определению, которое предоставляют ученые-конституционалисты, можно сказать, что под рассматриваемыми органами следует понимать те, которые в силу возложенных на них обязанностей осуществляют администрирование государственных дел и обеспечивают эффективное внедрение законодательства в существующую жизнь народа.


Органы исполнительной власти формируются в зависимости от того, какие цели перед ними были поставлены. А потому важно понимать основные направления их деятельности, которыми предстают:

— создание и поддержание таких условий деятельности общества и любых его членов, при которых были бы соблюдены все положения законодательства, в особенности конституционных актов страны;

— обеспечение максимального уровня безопасности общества, проживающего на территории страны, как при внутренней, так и при внешней угрозе. При этом характер угрозы (от другого государства или от природных и/или техногенных факторов) значения не имеет;

— формирование такого уровня развития страны, при котором каждой составляющей ее единице будет гарантировано наличие благополучных условий развития.

Для достижения данных целей правоведами и политологами была выработана определенная структура органов исполнительной власти:

1) высший уровень — представлен правительством и президентом. Если правительство всегда входит в указанную категорию, то включение в нее президента характерно лишь для президентской и полупрезидентской республики;

2) второй уровень — министерства, государственные комитеты и ведомства;

3) третий — федеральные правительства (справедливо лишь для федераций);

4) четвертый уровень — местное самоуправление, куда включают мэрии, администрации, департаменты.

Таким образом, органы государственной власти представляют собой особые государственные формирования, действующие как на уровне всей страны, так и на отдельном ее участке и обязанные проводить в существующую общественную жизнь нормативные акты, принятые законодательной властью.

Говоря о субъектном составе исполнительной власти в РФ, следует помнить о том, что она представляет собой федерацию. И, соответственно, все органы исполнительной власти делятся на две категории – общегосударственные и федеральные. [12]

К первому виду согласно действующей Конституции следует причислять, в первую очередь, правительство. Круг его полномочий достаточно широк. И связано это положение с тем, что в компетенцию данного органа входит общее руководство всеми федеральными округами. Кроме того, следует помнить, что оно также обязано внедрять все существующее законодательство, разрабатывать проекты законопроектов по различным направлениям общественной жизни, а также осуществлять внешнюю политику страны.

Исполнительная власть в России на общегосударственном уровне также представлена федеральными министерствами. В их компетенцию входит регулирование определенной области общественных отношений на общегосударственном уровне.