Файл: Органы государственного управления (Понятие и признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третьим представителем общегосударственного уровня исполнительной власти является Государственный комитет, который осуществляет координирование деятельности между двумя и более министерствами. Наравне с ними функционируют и федеральные комиссии.

Четвертый орган — федеральные службы, имеющие строго очерченную сферу деятельности, как правило, ограничивающуюся специальными актами.

На уровне субъектов федерации выделяют следующие органы исполнительной власти:

1) органы республик — они формируются в зависимости от типа указанной формы правления;

2) органы территориальных субъектов — как правило, представлены администрацией территориальных делений.

Таким образом, структура исполнительной власти в России сложна и многоступенчатая, что объясняется спецификой административно-территориальной формы.

Исполнительная власть в РФ является относительно автономной ветвью единой государственной власти РФ, которая тесно взаимодействует с законодательной и судебной ветвями. Нельзя абсолютизировать разделение властей до степени признания полной автономности каждой ветви, они все взаимосвязаны между собой.

Исполнительная власть является автономной только в функциональном и компетентном аспектах. Функции исполнительной власти связаны с практическим исполнением законов в общегосударственном масштабе, для чего используется конкретная часть государственно-властных полномочий. Остальная часть данных полномочий приходится на законодательную и судебную власть. Таким образом, можно охарактеризовать исполнительную власть как подсистему в рамках системы или механизма единой государственной власти.

Исполнительная власть является непременным атрибутом государственного механизма, который сформирован на началах разделения властей. Исполнительная власть всегда действует наряду с судебной и законодательной властями. А там, где данные три ветви власти отсутствуют, исполнительная власть в ее государственно-правовом аспекте не действует. К примеру, ее не существует на уровне отдельных государственных компаний и учреждений или негосударственных образований.

Как и каждое другое проявление полномочий власти, у исполнительной власти в РФ есть возможность и способность оказывать существенное воздействие на поведение и деятельность, а также возможность и право подчинять других своей воле. Отличительным ее признаком является то, что она осуществляется в отношении к разным (индивидуальным или коллективным) составляющим государственно-организованного социума, т.е. в общегосударственном охвате и в качестве особенной государственной функции правоприменительного характера.


В РФ исполнительная власть не может быть отождествлена с видом государственной деятельности. Такой вид деятельности не является властью, а лишь форма ее практического осуществления. Таким образом, исполнительная власть не является тождественной исполнительной деятельности.

Выражается исполнительная власть в специальном виде государственной деятельности и по своей сущности является правоприменительной. В этом заключается ее принципиальное назначение и качество. Свойственно для исполнительной власти, как правило, правоприменение положительного характера — прямое осуществление требований законодательства в первую очередь для организации эффективной и нормальной деятельности всех находящихся под ее воздействием объектов культуры, экономики и т.п.

В РФ исполнительная власть характеризуется тем, что в распоряжении ее субъектов находятся все значимые элементы государственной власти: государственное СМИ, финансы, армия и другие военные образования (к примеру, внутренние войска), службы внутренней и внешней безопасности, полиция и др.

В ходе реализации исполнительная власть выступает в роли организованного института. Это очевидно, поскольку организация есть не что иное, как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно автономных частей целого (к примеру, управляемых, субъектов управления и др.), т.е. то, что формирует сущность управления. Организация означает, что, в первую очередь, механизм исполнительной власти почти организует исполнение законов. А во-вторых, данный механизм должен быть сам требуемым образом организован. Следовательно, организация обеспечивает упорядоченность управления.

2.3 Характеристика судебных органов государства

Исходя из норм ст. 10 Конституции РФ судебная власть является отдельной ветвью власти (ст. 10). В.И. Анишина, обосновав существование также принципа самостоятельности судебной власти, охарактеризовала его как отделенность, самодостаточность, наличие собственного потенциала данной ветви власти. В ст. 11 Конституции РФ суды Российской Федерации обозначены в числе органов, посредством которых обеспечивается реализация судебной власти[13].

При характеристике судебной власти необходимо исходить из того, что судебная власть представляет собой конституционно обособленную и самостоятельную ветвь государственной власти, основным предназначением которой является разрешение правовых споров посредством деятельности судебных органов по осуществлению правосудия. В системе разделения властей судебная власть занимает обособленное место и в отличие от законодательной и исполнительной власти, которые подвержены политическому влиянию, находится вне политики и не может подвергаться никакому влиянию и давлению.


Обособленное положение судебной власти в системе разделения властей в определенной мере предопределяет качество и эффективность работы судебной системы России. Однако важно определить, насколько проводимые современные преобразования судебной власти в России позволяют сохранить обособленность судебной власти, обеспечить реализацию конституционных принципов правосудия, качество, единство и эффективность работы судебной системы. [14]

Система судебной власти устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации»[15]. В ст. 3 ФКЗ о судебной системе провозглашено единство действующей в России судебной системы.

Следует отметить, что законодатель не определяет дефиниции принципа единства судебной системы, но в ст. 3 ФКЗ о судебной системе закрепляет, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: - установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом; - соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; - применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов.[16]

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1. 12 и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; - признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; - законодательного закрепления единства статуса судей; - финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. Обозначенные средства обеспечения единства судебной системы в основном сводятся к установлению единообразного, организационно- слаженного, согласованного и последовательного осуществления правосудия всеми судами.

В литературе формулируется обоснованный вывод, что развитие доктрины и судебная практика расширяют содержание принципа единства судебной системы, включая в число средств обеспечения единства судебной системы России единство судебной практики, что достигается с помощью правовых позиций Конституционного Суда РФ о выявлении конституционно- правового смысла нормы права[17].


Например, весьма значимой для уточнения сущности того же принципа единства судебной системы РФ явилась правовая позиция Конституционного Суда РФ, определившего, что Конституция РФ устанавливает единую судебную систему и ею не предусмотрены в качестве самостоятельных судебные системы субъектов РФ.

Такая позиция нашла отражение и в последующих решениях Конституционного Суда РФ. Следовательно, имеются основания для утверждения о том, что решения Конституционного Суда РФ о выявлении конституционно-правового смысла нормы права выступают ключевым звеном, которое скрепляет судебную систему России и обеспечивает непротиворечивость и предсказуемость судебных решений. Поэтому следует согласиться с предложением исследователей судебной власти законодательно закрепить сложившуюся практику применения судебными органами правовых позиций Конституционного Суда РФ, в которых выявляется конституционно-правовой смысл норм права, дополнив соответствующим пунктом ст. 3 ФКЗ о судебной системе, чем законодательно установить еще один критерий обеспечения единства судебной системы.

Таким образом, установленные законом характеристики принципа единства судебной системы РФ не являются исчерпывающими, их содержание наполняется правовой доктриной и судебной практикой. Поэтому справедливо отмечается в литературе, что единство судебной системы должно быть выражено в содержании и результатах ее работы, т.е. в единообразии судебного толкования, понимания и применения правовых принципов, норм и положений Конституции РФ и законов, единстве судебной практики по отдельным категориям дел всех судов Российской Федерации.

Судом называется орган государственной власти, реализующий функцию правосудия в виде рассмотрения всех категорий дел, предусмотренных законом конкретного государства.

Единая система судебных органов представлена органами двух уровней:

1) федеральные суды — условно говоря, органы общероссийского масштаба. К ним относят Конституционный суд Российской Федерации, Дисциплинарное судебное присутствие, Суд по интеллектуальным правам. Кроме того, федеральными являются суды общей юрисдикции и арбитражи;

2) суды субъектов РФ — конституционные и мировые суды, подчиняющиеся федеральным.

В судебной системе Российской Федерации органы сгруппированы в соответствии со своей инстанцией:

1) первой инстанции — низший уровень представлен городскими и районными судами, военными судами гарнизонов и арбитражными судами субъектов РФ;


2) второй инстанции — суды субъектов РФ, в том числе федеральные арбитражные и арбитражные апелляционные суды;

3) суды высшей инстанции — Конституционный Суд и Верховный Суд России.

Конституционный суд в нашей стране в первый раз был выбран Съездом народных депутатов в 1991 году и состоял из 13 членов, один из которых был председателем. А с 1995 года по решению президента Ельцина в его состав входит 19 судей, при этом у председателя появились два заместителя. Конституционный суд исследует нормативные правовые акты на предмет соответствия Конституции. По указу президента с 2008 он переехал из Москвы в Санкт-Петербург и занял здание Сената.

Верховый суд РФ в свою очередь отвечает за дела судов общей юрисдикции, а также за военные трибуналы. Также он исследует и суммирует судебную практику, разбирает данные статистики и поясняет различные вопросы судебной практики.

Верховный суд РФ разрешает экономические споры граждан, принимает апелляции в арбитраж в последней инстанции и является первостепенным органом арбитражной системы.

Соответственно описанной схеме в подчинении каждого из органов высшей инстанции находятся суды низших инстанций. Рассмотрим структуру подчинения на примере арбитражной системы.

На следующем после Высшего Арбитражного суда уровне располагаются 10 федеральных арбитражей округов. Они являются кассационной инстанцией, то есть занимаются ревизией обоснованности и легитимности постановлений нижестоящего арбитража, обладающих законной силой и ещё не принятых.

Далее идут арбитражные апелляционные суды - органы апелляционной инстанции. В Российской Федерации действуют по 2 таких органа на каждый из 10 судебных округов. В такие ведомства подаётся апелляция в арбитраж, то есть заявление с целью оспаривания не вступивших в силу решений .

На низшем уровне находятся арбитражи субъектов Российской Федерации. Например, в Санкт-Петербурге – это Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кстати этот орган судебной системы Российской Федерации является одним из наиболее крупных подразделений не только в своём округе, но и в целом по стране.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного Округа осуществляет контроль решений, принимаемых в арбитражах субъектов округа. Также в компетенции Федерального арбитражного суда Северо-Западного Округа - проверка и координация производства судебных актов в своём федеральном округе.

В арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области осуществляется рассмотрение дел в первой инстанции, а кроме того вторичное рассмотрение актов в случае появления новых обстоятельств.