Файл: Законность и правопорядок (Основные принципы законности ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вот почему при рассмотрении правопорядка необходимо определить не только основу, структуру и форму, но также и то, что эти правовые элементы соответствуют определенным стандартам и требованиям и являются качественной характеристикой законности. Это одно из существенных различий в правопорядка от произвола, установленного законом, и механизма его реализации.

Законность направлена на обеспечение обязательности для исполнения норм права, а правопорядок является результатом такого обеспечения. Содержание правопорядка включает упорядоченность социальных отношений, что выражается в законном поведении всех субъектов права.

Это значит, что когда субъекты права сообразуют свое поведение с субъективными правами и обязанностями, тогда и формируется правопорядок. Следует отметить, что законность тесно взаимосвязана с законом, выражается в обязательных требованиях его соблюдения, а правопорядок направлен на реализацию субъективных прав и исполнение юридических обязанностей. При рассмотрении подобных элементов целесообразно выяснить сущности понятия «правомерное поведение». Сперва необходимо видеть, что не каждое поведение индивидуумов имеет юридическую подоплеку.

Как замечает В.Н. Кудрявцев право регулирует не все и не любое поведение людей, а только некоторые виды поведения, которые имеют важное общественное значение. Будучи закреплённым в норме права, такое поведение становится юридически значимым, т.е. вызывает те или иные юридические последствия, которые обеспечиваются и охраняются государством [7, с. 194].

На этом основании можно сделать следующее: значимое поведение субъектов права (людей) нужно рассматривать в качестве правового поведения, в случае если оно урегулировано нормами права и влечет юридическую ответственность.

Правомерное поведение – это разновидность правового поведения. О подобном поведении участников правоотношений можно говорить лишь в том ключе, в каком оно совпадает с элементом, отраженным в норме права, то есть находится в ведении правового регулирования. Правомерное поведение является социально полезным и основано на соблюдении, исполнении и непосредственно использовании норм права.

Следовательно, под правомерным поведением понимается общественная необходимость, желательное или допустимое поведение участников правоотношений, которое соответствует требованиям норм права.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления – общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Общественный порядок – это порядок общественных отношений, складывающийся в результате действия всех социальных норм, т.е. норм права, норм морали, а также обычаев, корпоративных норм. Другими словами, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм [32 с.221].


Воплощение идеи правового государства, модернизация экономики и политико-правовой надстройки тесно связаны с обеспечением законности. Ее укрепление выступает непременным условием и средством достижения целей и задач государства. Более того, законность становится неотъемлемым элементом в «образе» будущего идеала государства. Под законностью понимается принцип точной и неуклонной реализации норм права всеми субъектами права. Отметим, что такое понятие не претендует на универсальность и не охватывает всех оттенков законности, а лишь подчеркивает наиболее значимое, сущность в ее содержании.

В деятельности государства законность занимает одно из центральных мест. С точки зрения функциональной характеристики государства законность рассматривается в трех значениях: принцип осуществления государства; метод осуществления функций государства; объект функционирования государства (функция обеспечения законности и правопорядка).

Понимание законности как общего руководящего начала государственной деятельности (принцип) вряд ли вызовет серьезные возражения. Действительно, государство по мере все более возрастающей взаимосвязи с правом с очевидной необходимостью должно выполнять свои функции на основе четкого и неуклонного соблюдения и исполнения правовых предписаний.

Состояние законности служит наиболее объективным критерием, «высвечивающим» проблемы взаимодействия государства и права, власти и закона. Применительно к функциям государства законность наряду с методами, организованными и правовыми основами выступает в качестве элемента механизма реализации функций государства [33, с.15].

При рассмотрении законности в качестве метода государственного управления возникает ряд вопросов. Прежде всего стоит обратить внимание на соотношение законности с главными методами государственного управления- убеждением и принуждением. Думается, что законность в данном случае выступает скорее требованием, императивном их использования. Законность- обеспечивает нормативно-правовые рамки применяемого принуждения. При использовании убеждения также имеет значение принцип законности.

Рассмотрение законности наряду с правопорядком в качестве объекта функционирования государства [17, с.358] также вызывает некоторые сомнения. Думается, что более точны те авторы, которые в качестве объекта функционирования государства рассматривают правопорядок. Законность в данном случае может рассматриваться в качестве режима или принципа деятельности субъектов, обеспечивающих в различных формах, при помощи различных средств и методов правовой порядок в обществе. Возможен и другой вариант- рассмотрение законности как первоочередной задачи, обуславливающей содержанием функции обеспечения правопорядка.


В разное время в том или ином государстве обострялась проблема соотношения законности и целесообразности. Это обусловлено тем, что законность не всегда успевает фиксировать и придавать законную силу стремительно развивающимся общественным отношениям [8, с.630]. Кроме того, законодательство имманентно пробельно и в известной степени несовершенно. В этой связи рано или поздно у правоприменителя возникает определенная свобода усмотрения и выбора наиболее целесообразного варианта решения.

Применительно к проблематике функционирования государства соотношение законности, целесообразности и усмотрения имеет самое непосредственное отношение. Дело в том, что именно государственные органы и должностные лица сталкиваются с проблемами усмотрения и целесообразности. В данном случае стоит принять во внимание обоснованное в отечественной науке деление правовых и организационных форм реализации функций государства. При этом именно организационные формы деятельности государства воплощают в себе проблемы усмотрения, целесообразности [29, с.124].

Если проблема законности одновременно есть проблема единства и взаимодействия государства и права, то вопрос о целесообразности и усмотрении есть вопрос об относительной самостоятельности и несовпадении этих двух феноменов.

Такие несоответствия могут быть вызваны неравномерным развитием отдельных сторон государства и права на определенном отрезке времени, например, когда организаторская работа государственных учреждений идет впереди нормотворческой деятельности государства; когда законодательство в той или иной области не поспевает за развитием государства его организаторской и идеологической работой.

Правопорядок и законность служат неотъемлемой основой функционирования и построения правового демократического государства. Непосредственным итогом правового регулирования является правопорядок- состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее практическое, реальное осуществление режима законности и требований права [37, с.125].

Из всего можно сделать вывод: в современной России государство устанавливает гарантии законности и правопорядка, которые представляют собой совокупность условий и способов, позволяющих реализовать правовые нормы, осуществлять права и исполнять юридические обязанности. Для этого необходимо непосредственное взаимодействие общества государства, участие граждан в нормотворчестве, совершенствование правосознания и повышение уровня правовой культуры и должностных лиц.


Законность предшествует правовому порядку, выражаясь в достаточно жесткой и четкой причинно-следственной связи закона, законности и правопорядка, где именно правопорядок является реальным показателем состояния законности, отражающий степень требования всех юридических норм, желание общества быть правовым, именно правопорядок- итог законности и его продукт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать вывод.

В современной юридической литературе правопорядок объясняется как состояние упорядоченности общественных отношений, основанное непосредственно на праве и законности, порядок же общественных отношений складывается в результате соблюдение и исполнения законов основанных на них других юридических актов.

Законность в широком смысле – это принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона и иных нормативно-правовых актов, основанных на законе.

Правопорядок- это состояние упорядоченности общественных отношений при помощи, на основе и путем реализации права (закона).

Поскольку речь идет об устанавливаемом и достигаемом посредством права порядке в общественных отношениях, без законности нет правопорядка, и наоборот, не бывает правопорядка вне законности. Именно благодаря требованиям законности происходит правовое упорядочение актуальных жизненных отношений, провозглашенные регулирующей подсистемой правила поведения становятся нормами повседневной жизни, формируется правовой порядок в стране.

Важнейшее значение имеет качество законодательства: его соответствие реальным условиям жизни; правильность определения потребности правовом регулировании; законность нормативных актов, их соответствие нормам морали; ясность, четкость, доступность правовых норм и т.д. В деле обеспечения законности велика роль право применения, такая организация деятельности соответствующих органов, которая обеспечивала бы обоснованность, законность, целесообразность и справедливость всех правоприменительных актов.

Нарушение законности ослабляет правопорядок, подрывает его устои. Упорядочение законности ведет непосредственно и укреплению правопорядка. При чем если правотворческие органы видят в правопорядке прежде всего средство достижения фактической упорядоченности регулируемых отношений, то граждане и другие участники этих отношений- в первую очередь средство обеспечения своих прав, свобод и законных интересов.


От реального состояния законности и правопорядка зависят уровень свободы личности, реальная защищенность ее прав и интересов как от произвола государственных органов и их должностных лиц, так и от посягательств со стороны любых других лиц.

Действительная характеристика правопорядка устанавливается фактическим состоянием преступности и других правонарушений в стране. чем выше преступность и чаще совершаются другие правонарушения, тем ниже уровень правопорядка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно- правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ).

Специальная научная литература

  1. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). М., 2005.- 544 с.
  2. Бялт В.С., Ушаков А.А. Нормативное правовое регулирование условий прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Альбом схем.-СПб., 2012.- 325 с.
  3. Бялт В.С., Демидов А.В., Таляпин В.В. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: Учебное пособие.- СПб..: ЛЕМА, 2015.- 275 с.
  4. Голубничий Р.В. Теория государства и права: учебное пособие/Р.В. Голубничий, Н.Н. Песцова.- Симферополь: Ариал, 2015.-213 с.
  5. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник , 6-е изд. Дополн.- СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2010.- 512 с.
  6. Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность. М.: Наука, 1996.- 448 с.
  7. Лазарев В.В. Избранные труды. Т.1. Закон. Законность. Применение закона. М., 2010. -647 с.
  8. Лазарев В.В. Законность и правопорядок// Общая теория права/Под ред.проф.А.С.Пиголкина.М.,1995.- 260 с.
  9. Марченко М.Н. Учебник. Теория государства и права.- Изд-во Зерцало, 2013.- 720 с.
  10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник, 5-е изд., испр. и доп. М.: Изд. Дом «Дело» , 2016.- 528 с.
  11. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 5-e изд., перераб. и доп.2014.- 464 с.
  12. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: [Учебник.-М.: Норма: ИНФРА-М., 2014.-704 с.
  13. Общая теория права и государства/ под ред. В.В. Лазарева.- М., 1994.- 520 с.
  14. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры/ С.А. Комаров.-9-е изд., испр. И доп. –М.: Издательство Юрайт, 2018- 502с.
  15. Общая теория права и государства: учебник/под ред. В.В.Лазарева.-з-е изд.,перер. и доп.-М.: Юристъ, 2001.-520 с.
  16. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров.- М.: Проспект, 2013.- 637 с.
  17. Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2009.- 669 с.
  18. Ромашов Р.А., Сальников В.П., Оль П.А. Основы теории государства и права: Учебник.- СПб.: Санкт- Петербургский университет МВД России, 2012.- 189 с.
  19. Скакун О.Ф. Теория государства и права (Энциклопедический курс): учебник.-Х.: Еспада, 2007.- 839 с.
  20. Смоленский М.Б. Теория государства и права. Ростов- на- Дону 2007.- 288 с.
  21. Теория государства и права: Учебник для бакалавров/ под ред. В.К. Бабаева.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.:Издательство Юрайт, 2014.- 660 с .
  22. Теория государства и права: Учебник/ под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько .- М., 2004.- 620 с.
  23. Теория государства и права: /под.ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.: Издательство НОРМА, 2002.- 616 с.
  24. Теория государства и права: учебник/ под ред. Н.Г. Александрова.- М., 1974.-608 с.
  25. Цицерон. Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. М., 1994.- 216 с.
  26. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов.- М.: Юрайт, 2009.- 432 с.
  27. Червонюк В. И. Теория государства и права : учебник. М., 2007. -704 с.