Файл: Законность и правопорядок (Основные принципы законности ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты законности
1.1.Понятие, структура и требования законности
1.2 Основные принципы законности
2.Теоретические основы правопорядка
2.1. Понятие, признаки и структура правопорядка
3.Взаимосвязь законности и правопорядка
3.1.Гарантии законности и правопорядка
Р.А. Ромашов утверждал, что правопорядок- это фактической внутренней согласованностью, состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью, упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права [19, с.148].
Известный теоретик В.В. Лазарев определяет правопорядок как «состояние упорядоченности общественных отношений, основанных на праве и законности» [16, с.428].
Правопорядок- это такой порядок в волевых отношениях, который регулируется правовыми нормами, устанавливается посредством обеспечения точного исполнения законов и проявляется в том, что, во-первых, общие правовые запреты не нарушаются, во-вторых, правовой статус граждан и организаций придерживается и их дееспособность может осуществляться без помех; в третьих, участники правоотношений неуклонно выполняют возложенные на них юридические обязательства [25, с. 496].
Правопорядок- это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание посредством права и правового регулирования такого порядка и такой урегулированности социальных отношений, которые служат сохранению и укреплению существующей системы. Но правопорядок есть не только цель, но и итог правового опосредствования- действительно существующая фактическая урегулированность социальных отношений.
Определение правопорядка различными авторами свидетельствует, что он однозначно зависит от выполнения юридических обязательств. Последние признаются фактором, который создает устойчивость и гарантированность правопорядка. Каждому субъективному праву участника правовых отношений соответствует обязанность другого участника, «односторонних, не сбалансированных правовых отношений быть не должно, потому что такие отношения не могут гарантировать устойчивость, эффективность правопорядка» [18, с. 358].
С учетом сказанного, «правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития» [24, с. 456].
Приведенные выше различные трактовки понятия правопорядка свидетельствуют о том, что данный термин – это сложный, многогранный, содержательный феномен.
Однако, несмотря на значительное количество научных работ, определение правового порядка и его структуры требует дальнейших исследований.
Таким образом, с нашей точки зрения правопорядок – это составная часть общественного порядка, представляющая собой систему общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения, использования, исполнения и применения законов и подзаконных актов, это итог воплощения законности в реальные общественные отношения.
В современной отечественной юриспруденции выделяют разные виды правопорядка. Так, В. И. Червонюк, положив в основу критерия интеграцию государств как феномен правовой реальности, называет такие виды правопорядка, как региональный, европейский, национальный. Считая, что действие права не ограничивается только национальными границами, В. И. Червонюк выделяет мировой правопорядок. Если критерием выступает общий (общественный) интерес, защищаемый публичным порядком, то можно выделить публичный правопорядок, считает ученый [28, с. 592–593].
О.Ф. Скакун выделяет следующие признаки правового порядка:
- правопорядок закладывается в правовых нормах в процессе правотворчества;
- опирается на верховенство права и авторитет закона в области правовых отношений;
- устанавливается в результате реализации правовых норм, то есть осуществление законности в правореализационной деятельности;
- создает благоприятные условия для использования субъективных прав;
- приводит к своевременному и полному выполнению всеми субъектами юридических обязательств;
- требует юридической ответственности для каждого, кто совершил правонарушение; устанавливает строгую дисциплину;
- предусматривает четкую и эффективную работу всех государственных и частных юридических органов и служб, прежде всего, правосудия;
- создает условия для организованности гражданского общества и режим благоприятствования для индивидуальной свободы;
- обеспечивается всеми мерами государственного воздействия, включая примус [20, с.725].
Элементами структуры правопорядка являются:
1. Правовая структура общества, которая получает правовое закрепление, элементами которой являются государство, государственные органы, учреждения и организации; негосударственные объединения, социальные группы, граждане, являющиеся субъектами права. Их особенностями являются четкое определение компетенции, полномочий, функционального назначения и сфер возможного взаимодействия. Участники правопорядка определяются конституционно, они должны быть официально оформлены, иметь определенное правовое положение и правовой статус.
Субъекты социальных отношений признаются участниками правового порядка только государством. Он определяет список участников, их подчинение; обеспечивает юридическую процедуру взаимоотношений между участниками и выбирает правовые методы, формы их регулирования.
Правовая структура фиксирует фактическую структуру общества, которая обеспечивается организационно-правовыми средствами.
2. Правовые отношения и связи являются наиболее динамичным элементом правопорядка. Они характеризуются последовательностью возникновения, развития, изменения, прекращения и получают отражение в нормах процессуального законодательства. К отношениям и связям относятся: реализуемость прав и обязанностей, свобода и ответственность личности, правовая обоснованность действий субъектов и их гарантированность, законность и справедливость отношений и связей. Правоотношения представляют собой систему взаимосвязей, характеризующихся иерархической подчиненностью, организованностью и упорядоченностью. Необходимым условием их развития является последовательность, очередность и этапность.
3. Атрибутивные элементы правопорядка оказываются в составлении элементов структуры. Как правило, они закрепляются в распоряжениях, регламентах, протоколах и определяют урегулированность участников и их отношений; связи и свойства; методы воздействия на поведение субъектов; процедуры возникновения и развития элементов. Акты, регламентирующие процессы и развитие, имеют юридическую форму, значительную степень формальности, нормативных характер, иерархическое подчинение, юридическую силу и основаны на требованиях законности [36, с.196]. Структура правопорядка - это единство и одновременное разделение урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания [42, с. 146].
Наличие трехуровневой структуры правопорядка обеспечивает устойчивость и стабильность, что характеризует его как монолитное образование [5, с.176].
Правопорядок есть реализованная система права. Он включает в себя конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, регулируемые нормами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые регулируются подсекторами и правовыми институтами.
Важным для характеристики правопорядка является определение его содержания. Содержание и форма правопорядка находятся в единстве. Форма менее мобильная и более консервативная, она организует и выражает содержание. Законы страны формулируют все вопросы, связанные с созданием, функционированием и поддержанием правопорядка.
Под содержанием правопорядка следует понимать систему правовых и неправовых структур, элементов и процессов, существенных свойств и признаков [15, с.456]. Поэтому можно выделить:
1.Материальное содержание составляют закономерности возникновения, функционирования и развития процессов, составляющих структуру правопорядка во взаимосвязи с экономической системой общества.
2. Государственно- волевое содержание составляют аспекты проявления воли государства и интересов всех участников правопорядка.
3. Юридическое содержание правопорядка характеризуется степенью реализации прав и законности; согласованностью субъективных прав и юридических обязанностей; состояние регулирования и упорядоченности правовых отношений и связей.
Правовой порядок имеет и социальную ценность. Социальная ценность и роль правопорядка заключается в том, что:
- он проявляет и закрепляет структуру управления народным хозяйством;
- в нем совмещается плановая дисциплина государственных предприятий и автономная самостоятельность частных предприятий;
-он проявляет и закрепляет систему политических и других социальных отношений;
- он закрепляет политическое, экономическое и идеологическое многообразие;
-в нем непосредственно отражаются все формы собственности- общегосударственная, коммунальная, коллективная и частная;
- обеспечивает развитие кооперативных , частных предприятий, смешанных предприятий и организаций;
- организовывает условия для преодоления экономического, социального и конституционного кризиса;
- гарантирует и закрепляет систему юридических прав и обязанностей граждан;
- обеспечивает гражданский мир, согласие, спокойствие в стране и создает условия для достойной жизни и труда человека, консолидации всех здоровых сил общества.
Правопорядок – сложная система со множеством взаимодействующих элементов, разнообразием связей между ними [12, с. 338].
Функции правопорядка характеризуют роль правопорядка в правой системе общества и те функциональные нагрузки, которые выполняют различные элементы правопорядка в регулировании общественных отношений.
В юридической литературе выделяют три группы функций.
Первую группу образуют функции, характеризующие взаимодействие с внешней средой. Правопорядок не только испытывает на себе влияние экономических, политических, социальных и даже международных фактов, но и сам воздействует на них, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное функционирование, стабилизируя важнейшие государственные связи и отношения.
Вторую группу образуют функции упорядочения внутренних связей и отношений . она направлена на обеспечение действия правопорядка как единого системного образования, т.е. упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопорядка во времени, в пространстве и т.д. от этой функции зависят целостность и организованность функционирования сложного механизма правопорядка, его элементов и в конечном счете- качественная определенность правопорядка.
Третью функцию составляют сохранение и совершенствование правопорядка. Эта деятельность направлена на «себя» и позволяет сохранить качественную определенность системы собственными средствами. Правопорядок имеет собственные силы и средства противостоять негативным факторам, которые воздействуют на него, и средства постоянного совершенствования. К этим средствам относятся управление правопорядком, совершенствование действующего законодательства, нормативной основы деятельности разнообразных органов, а также правоохранительной работы и т.д. Правопорядок – сложная система со множеством взаимодействующих элементов, разнообразием связей между ними [12, с. 339].
Правопорядок - это не то же самое, что законность: они относятся друг к другу как к цели и средствам. Это означает, что законность может быть обеспечена только правовыми средствами. Процедура, установленная незаконными средствами и методами, не может быть названа законной.
Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается оно только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других не правовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка [21, с. 282].
И таким образом содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло цели правового регулирования.