Файл: Законность и правопорядок (Основные принципы законности ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты законности
1.1.Понятие, структура и требования законности
1.2 Основные принципы законности
2.Теоретические основы правопорядка
2.1. Понятие, признаки и структура правопорядка
3.Взаимосвязь законности и правопорядка
3.1.Гарантии законности и правопорядка
- при этом обеспечивались верховенство закона во всей правовой деятельности, согласованность и соподчиненность всех нормативных правовых актов и содержащихся в них предписаний;
- действующие в стране правовые нормы точно и неуклонно реализовывались самим государством, всеми его органами и служащими, партийными, общественными, религиозными и самодеятельными организациями (движениями, инициативами), гражданами и другими физическими лицами, иными субъектами права;
- в любом правовом регулировании прочно обеспечивались права, свободы, неприкосновенность и юридически значимые интересы граждан и иных участников организуемых жизненных отношений;
- действительно предупреждались и пересекались правонарушения и иные неправомерные действия;
- обеспечивалась неотвратимость, государственных мер принуждения и наказания за отклоняющееся поведение, за ущемление прав, свобод и законных интересов субъектов права.
Эти требования тесно взаимосвязаны, одинаково важны и должны непременно пронизывать все сферы юридической значимой деятельности всех и каждого, начиная с главы государства и кончая рядовым человеком. Они в конечном счете олицетворяют идею и систему реального выражения права в правотворчестве и правореализации, что позволяет расценивать их в качестве непременных основы, мерила и результата демократического развития общества.
1.2 Основные принципы законности
Принципы законности - это идеи, идеалы, которые граждане и организации должны соблюдать в качестве критериев своих действий в сфере отношений, регулируемых законом.
Принципы в качестве исходных начал определяют содержание и место законности в общественной жизни, практической деятельности всех субъектов права, т.е. граждан, организаций и государства[13, с.537].
Необходимо отметить следующие принципы законности: верховенство закона, равенство перед законом, единство законности, обеспечение прав и свобод личности, принцип неотвратимости наказания за нарушения закона и т. д. Рассмотрим их более подробно.
Важнейшим условием упрочения законности выступает идея верховенства закона – основополагающего признака правового государства. Характерно, что в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ говорится следующее: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ». «Указы и распоряжения Президента РФ, – отмечается в ст. 90 Основного Закона, – не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам». [34, с.194].
Отсюда следует, что верховенство закона проявляется прежде всего в соответствии подзаконных актов закону. Конкретнее принцип верховенства закона проявляется в следующем: во-первых, требование точного и неуклонного соблюдения законов всеми, кому они адресованы; во-вторых, требование соблюдать иерархию законов, иных нормативных актов (конституционный закон обладает высшей юридической силой); в-третьих, имеется в виду непререкаемость закона, т.е. требование того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его принял; в-четвертых, должны существовать эффективные формы контроля над исполнением требований закона и в правотворчестве, и в реализации права.
Верховенство (главенство, первенство) закона является сложным понятием, включающее не только вышеупомянутые, но и другие составляющие. Над кем и чем должен главенствовать закон? Прежде всего – над государством и его мощным аппаратом воздействия на человека.
Таким образом, государство не применяет право, как средство власти, а само подчиняется этому праву. Государственная власть должна быть связана законом, подчиняться требованиям законности.
Закон, имеющий высшую юридическую силу, не должен обесцениваться посредством инструкций «уточнения и конкретизации» [41, с. 86].
Реальность в России на данный момент заключается в том, что закон не всегда является первым и основным в разрешении различных вопросов текущей жизни, часто растворяется в ряде подзаконных актов. В конечном счете, если в процессе осуществления применения права судья или другое должностное лицо сталкивается с ситуацией, когда подзаконный акт противоречит закону, тогда он должен отдать предпочтение закону и на его основе вынести соответствующее решение.
Принцип равенства перед законом предполагает, что перед законом все должны быть равны; у всех должна быть равная обязанность соблюдать требования юридических норм; все в равной степени должны нести ответственность перед законом в случае его нарушения. Этот принцип обосновывал еще Цицерон, утверждая, что «под действие закона должны подпадать все» [26, с.139].
Главным моментом этого принципа является то, что никакое должностное, социальное, имущественное положение, прошлые заслуги, принадлежность к той или иной национальности, партии и т.д. не освобождают от соблюдения законов.
Можно заключить, что в рамках этого принципа необходимо реализовать в жизнь заключенную в праве идею справедливости, давать гарантии личности в защите от злоупотреблений со стороны других субъектов, в том числе и представителей власти.
Принцип единства законности в свое время получил достаточное обоснование в юридической литературе. В дореформенный (доперестроечный) период сама законность использовалась как средство жесткой централизации. В этих условиях принцип единства законности служил укреплению административно-командной системы. Единство законности во времени означает установление единого порядка вступления законов и других нормативных правовых актов в юридическую силу (временный аспект) [34, с. 195].
В настоящее время политико-правовая ситуация поменялась. Подтверждением этого служат многие процессы общественной жизни, в том числе приватизация крупных промышленных предприятий, возрастание роли регионов в принятии принципиально важных государственных решений и др.
В настоящее время проблема единства законности приобрела значительную политическую остроту в связи с несогласием многих регионов с тем, фактом, что зачастую существует необоснованное командование из центра, а также в связи с сохраняющейся тенденцией утверждения субъектами Федерации своих суверенных прав. В то же время теоретическая сторона вопроса остается принципиально важной. Если мы видим в законности специальный правовой режим, основанный на четком и неуклонном выполнении требований закона, то, принимая во внимание это, закон должен быть единым во всей Федерации в целом и в каждом регионе отдельно.
Единство законности связано с компетенцией центра в лице его законодательных и исполнительных органов и компетенцией регионов (республик, краев, областей) в лице соответствующих органов. «Требования законности, – отмечает проф. В.В. Лазарев, – едины к центральным органам, обязанным соблюдать не только законы сообщества, но и законы отдельных частей, и к органам республик, которые призваны следовать не только собственным законам, но и законам Федерации» [9, с. 196].
Следовательно, единство законности основывается на единообразное понимание законов и подзаконных актов на всей территории страны и во всех сферах жизни. Кроме того, единство законности не исключает определенной независимости местных органов власти, основывающейся на местных условиях.
Все дело в том, что, учитывая местные особенности, не должно быть никакого отклонения от общего права для всех. Особенность местных условий не должна использоваться для обхода закона или его нарушения. Для Российской Федерации это становится важным, поскольку сепаратистские тенденции становятся все более очевидными.
Можно выделить следующие основные структурные элементы принципа единства законности:
– установление единообразного понимания законов и законности, их толкования и применения;
– соблюдение единых, установленных для всей России нормативных актов, требование их неуклонного исполнения всеми субъектами на ее территории;
– единство юридической основы законности, в качестве которой выступает право, его нормы, о чем свидетельствуют положения ряда нормативных актов РФ.
Как отмечалось выше, единство законности должно быть связано с компетенцией федерального правительства в лице его органов и компетенцией субъектов Федерации, осуществляемой соответствующими органами.
Рассмотрим принцип гарантированности прав и свобод личности. Россия, провозгласив построение демократического правового государства, утверждает права и свободы человека, его честь и достоинство, рассматривает личность как высшую социальную ценность. Показательна в этом плане гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ (ст. 17–64) [1].
В то же время нельзя забывать о грубых нарушениях индивидуальных прав, допущенных в определенные периоды советского государства. На протяжении десятилетий эта сфера социальных отношений была ареной ожесточенной политической и психологической борьбы и международной конфронтации [39, с. 197].
В связи с изменением политической и правовой ситуации в России такая конфронтация была преодолена. В то же время важность рассматриваемого принципа остается высокой. Основа построения демократического правового государства основана на тезисе о приоритете универсальных общечеловеческих ценностей.
Между законностью и правами человека существуют тесные взаимоотношения. Заключается в том, что вне законности без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы. Законность служит их важнейшей гарантией, условием эффективности и реальности. С другой стороны, сами права и свободы, их наличие и осуществление являются индикаторами состояния законности [4, с. 123].
Охарактеризуем принцип неотвратимости наказания за нарушения законности. В этимологическом значении неотвратимость – это свойство, означающее неминуемость, неизбежность наступления вслед за событием того или иного следствия. Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение характеризует юридическую природу законности, определяется деятельностью специальных государственных органов по ее осуществлению. При этом управомоченные органы должны применять меры принуждения в строго индивидуальном порядке на основании фактических доказательств в соответствии с требованиями закона.
Применение наказания к нарушителю -это не единственный способ обеспечения законности, и даже не определяющий. Однако следует помнить, что неотвратимость ответственности играет в этом значительную роль. Должны действовать санкции закона [40, с.160].
Принцип неотвратимости наказания делает законность важным инструментом воздействия на общественные отношения, сознание и мотивы поведения людей. Он призван содействовать демократическим реформам, укреплению дисциплины и организованности, формированию государства, которое постоянно контролирует строгое соблюдение законов [15, с.452].
Делая вывод можно сказать, что законность в широком смысле – принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона и иных нормативно-правовых актов, основанных на законе.
Важное значение имеет качество законодательства: его соответствие реальным условиям жизни; правильность установления потребности правовом регулировании; законность нормативных актов, их соответствие нормам морали; ясность, четкость, доступность правовых норм и т.д. В вопросе обеспечения законности имеет большое значение роль право применения, такая организация деятельности соответствующих органов, которая обеспечивала бы обоснованность, законность, целесообразность и справедливость всех правоприменительных актов.
Законность - это самое важное проявление демократии, поскольку власть народа реализуется при установлении и надлежащем исполнении законов и других правовых актов. Формирование индивидуального сознания происходит под влиянием группового и общественного сознания, поэтому необходимо всячески повышать уровень правовой, моральной, политической, общественной культуры населения. Следовательно, проблема укрепления законности сложна, связана со многими явлениями и процессами общественной жизни общества.
2.Теоретические основы правопорядка
2.1. Понятие, признаки и структура правопорядка
В современной юридической литературе существует множество толкований такого сложного понятия, как правопорядок. Одни авторы определяют его как «порядок общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения законов и основанных на них других юридических актов» [27, с.389] , другие к примеру Н.И. Матузов полагал, что правопорядок есть порядок, основанный на праве, правопорядок выступает как состояние урегулированности общественных отношений [11, с. 421].