Файл: Законность и правопорядок (Основные принципы законности ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правопорядок состоит из реализации не только принципа законности, но и всех других принципов правового государства и гражданского общества.

Реальность правопорядка и его единство обеспечивается системой принципов, которые формируют правопорядок и являются основой его функционирования.

Принципы правопорядка – исходные положения и идеи, определяющие содержание правопорядка и обеспечивающие понимание его природы и сущности [16, с.352].

По характеру и значимости принципы классифицирую на:

- общесоциальные;

- общеправовые;

- специальные.

Общесоциальные принципы определяются закономерностями и тенденциями общественного развития и характеризуют правопорядок как общественную категорию, функционирующую в обществе и обеспечивающую его системность. Это принципы демократизма, гуманизма, справедливости, верховенства интересов общества, получают правовое закрепление и оказываются в существующем порядке [36, с.196]. Общеправовые принципы характеризуют все правовые реалии, обеспечивая единство права и отражая особенности отдельных правовых понятий. Они непосредственно определяют правопорядок как политико-правовое явление. Основными среди них являются: равенство перед законом: обязательность закона для всех субъектов; верховенство Конституции; законность, верховенство прав человека и гражданина; неотвратимость ответственности и тому подобное [38, с. 166].

Специальные принципы характеризуют правопорядок как самостоятельную и качественно обособленную структуру. Основными среди них являются:

- определенность обеспечивает закрепление требований правопорядка и его функционирования на основе формально- определенных правовых предписаний. Это обеспечивает определенность общественных отношений, регулируемых правом и сферы действия правопорядка;

- системность обеспечивает наличие системы отношений, регламентируемых правом, формируются и функционируют под влиянием единых экономических, политических и социальных факторов, основываются на единой сущности права и обеспечиваются силой единой государственной власти. Именно эти отношения и составляют правопорядок;

- устойчивость правопорядка обеспечивается государством путем закрепления его положений правовыми нормами, создание условий для его реализации, требований правопорядка и деятельности правоохранительных органов по стабилизации и охраны правопорядка;

- единство правопорядка обеспечивается его обоснованностью на единых политических и правовых принципах, гарантированностью единственной государственной волей и законностью, распространенности правопорядка на территории всего государства и взаимодействием его элементов;


-принцип конституционности означает, что правопорядок составляют конституционно закрепленные положения. Реализация правопорядка обеспечивается законодательно, а нарушение его требований влечет применение нормативно закрепленных средств ответственности;

- принцип законности обуславливает назначение законности как условия возникновения и функционирования правопорядка. Законность является основной юридической характеристикой правопорядка, предопределяет все стороны его функционирования;

- принцип целостности и структурности определяет правопорядок как сложную динамическую систему, как целостный и сложный механизм, который характеризуется целенаправленным взаимодействием многочисленных структурных элементов. Целостность и структурность выступают теми жизненно необходимыми свойствами правопорядка, предоставляющих возможность свести воедино существующие нормативные акты многочисленных субъектов в одно целостное образование-общество;

- принцип субординации определяет четкое подчинение и иерархическую субординацию элементов структуры правопорядка, взаимодействие участников по функциям, их компетенцией, правами и обязанностями. Этот принцип характеризует связи структуры правопорядка по вертикали с учетом иерархической субординации и по горизонтали как равноценные составляющие. Названный принцип обеспечивает: субординацию органов государства, должностных лиц и организаций по социальному назначению, функциями и место в механизме государства; подчинение нормативных актов по юридической силе; подчинение актов реализации права и их соответствие нормам закона;

- принцип гарантированности правопорядка имеет несколько аспектов. Во- первых, это гарантированность прав и интересов человека, удовлетворение которых является основанием вступления субъектов в взаимодействие в области права. Во- вторых, это гарантированность правовых предписаний, что обеспечиваются государством и правомерным поведением субъектов права; в – третьих, гарантируются возможности быт участником правопорядка путем использования субъективных прав и добровольного исполнения обязанностей. В –четвертых, гарантируется возможность достижения правомерными средствами законного результата как основы стабильного правопорядка;

- принцип подконтрольности обеспечивает нормальное функционирование правопорядка. Постоянный, общий и универсальный контроль осуществляется обществом в процессе реализации демократических институтов, государством- в процессе регулятивного воздействия на общество и гражданами- в процессе реализации ими прав по управлению обществом. Контроль правопорядка осуществляется путем проверки качества законов, соответствия подзаконных актов, эффективности правореализационной практики; степени реализации прав и свобод человека; добровольностью выполнения юридических обязанностей и степени достижения цели правового регулирования.


Указанные принципы распространяются на все сферы проявления правопорядка, обеспечивая его стабильность, качество, полноту, эффективность и единство структурных элементов [36, с.196-198].

Можно сделать вывод: правопорядок (правовой порядок)- это система правоотношений, которая складывается в результате реализации режима законности, правовых принципов, системы права и законодательства всеми субъектами общественных отношений и характеризуется состоянием правонарушений и преступности в обществе. Правовой порядок- это часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права и находятся под защитой закона и охраняются государством. Правовой порядок характеризуется наличием трехуровневой структуры. Элементами структуры правопорядка являются: правовая структура общества, правовые отношения и связи и атрибутивные элементы правопорядка.

Реализация людьми и гражданами своих юридических обязанностей является одним из условий становления правового порядка. Этому способствуют правовое сознание и культура граждан, верховенство права, соответствующие условия, созданные государством, в том числе функционирования законности. Правопорядок нарушается, когда граждане не воспринимают и не выполняют своих обязанностей по собственному желанию, когда они не могут выполнить определенные обязанности из-за отсутствия надлежащих условий, а также когда не обеспечена юридическая ответственность за их невыполнение, что усиливает ощущение безнаказанности и вседозволенности.

3.Взаимосвязь законности и правопорядка

3.1.Гарантии законности и правопорядка

Законность и правопорядок находятся между собой в неразрывной связи. Правопорядок без законности существовать не может, при этом поддерживать и укреплять правопорядок можно только законными средствами [35, с. 31]. Взаимосвязь рассматриваемых категорий полностью проявляется и в единстве необходимых для их существования предпосылок и условий — гарантий законности и правопорядка:

- материальные гарантии — такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ, их интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке;


- политические гарантии законности и правопорядка — все элементы политической системы общества (государство, его органы, общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы) поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития;

- юридические гарантии законности и правопорядка — деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка; а также совокупность особых правовых средств, направленная на обеспечение законности и правопорядка: юридическая ответственность, правовое принуждение, поощрение;

- нравственные гарантии законности и правопорядка — благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям [35, с. 32].

Наряду с рассматриваемыми явлениями законности и правопорядка в нашей жизни имеется еще один неотъемлемый компонент, обеспечивающий в целом органичность и гармонизированность общественных отношений. Это дисциплина, т.е. определенный порядок поведения людей, соответствующий нормам права и морали, требованиям конкретной организации или вида деятельности. [4, с.78].

Если идея соблюдения всех законов лежит в основе требований законности, дисциплина является более многогранным явлением, а законность является лишь одним из ее компонентов. Поскольку, наряду с требованиями важнейших нормативных правовых актов, содержание дисциплины включает требования моральных норм, высокие деловые качества и т.д.

Дисциплина «предполагает инициативное, ответственное отношение к делу, проявление активности, предприимчивости» (С.Н. Кожевников). И если законность едина в масштабе всей страны, то дисциплина является категорией многоплановой. Это качество выражается в существовании таких ее разновидностей, как исполнительская, технологическая, трудовая, учебная, военная, финансовая (бюджетная, налоговая, валютная, кассовая), договорная и другие виды дисциплины.

Центральным элементом здесь является концепция государственной дисциплины как требование строгого соблюдения всеми организациями и гражданами порядка государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, созданных государством для выполнения возложенных на них обязанностей.


Несложно заметить, что если законность и правопорядок предусматривают реализацию как прав, так и обязанностей субъектов, то дисциплина — это, прежде всего, надлежащее исполнение возложенных обязанностей.

3.2.Соотношение законности и правопорядка

В отрасли права трудно найти определения менее взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Очевидно, что правопорядок, пожалуй, самая близкая по смыслу к законности категория. Общность законности и правопорядка определена единством задач, а также тем, что оба представляют основой, средой функционирования государственной власти. По отношению к законности правопорядок выступает результатом, фактическим состоянием правовой действительности.

В целом можно сказать, что соотношение законности и правопорядка необходимо искать в плоскости диалектики философских категорий должного и сущего. Законность как основное требование, предъявляемое к поведению субъектов права, преследует важную цель- достижение правопорядка в стране. «Законность и правопорядок, - как отмечает Т.Н. Радько, - близки друг к другу, используются в одном понятийном ряду, но не совпадают по смыслу… Правопорядок обозначает реальное обеспечение и реализацию субъективных прав, соблюдение юридических обязанностей всеми гражданами, юридическими лицами, органами и организациями» [18, с. 569].

Законность – это необходимая юридическая предпосылка, предчета правопорядка, а правопорядок- следствие осуществления законности, ее реализации в общественных отношениях, урегулированных правом, результат претворения законности в жизнь. [2, с.428].

Все-таки было бы неправильно думать, что только законность выступает подлинным и тем более единственным гарантом создания и укрепления правового порядка в обществе.

Обеспечение правопорядка- это сложный непрерывный процесс, охватывающий самые разнообразные сферы, факторы, условия, гарантии. Любая из форм проявления законности имеет определенного рода последствия. Такие последствие не правильно включать в определение законности, так же как и нельзя смешивать эти понятия.

Исполнение законности приводит к стабильным правоотношениям, обеспечивающий правовой порядок. Поэтому соблюдение норм права и есть осуществления законности.

Законность в правоотношениях играет роль правового средства в осуществления государственной власти со стороны народа и государства по обеспечению и установлению правопорядка. Это требование является условием его нормального функционирования и определяет характерные особенности правопорядка как свойство и состояние жизни общества. Эти особенности являются антиподом к таким понятиям как правонарушение, преступность, беззаконие и т.д.