Файл: Документирование и инвентаризация (на примере ООО «РостовОргСинтез»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 360

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы документирования и инвентаризации

1.1 Понятие и виды инвентаризации и документирования в бухгалтерском учете

1.2 Общие правила проведения инвентаризации имущества и обязательств

1.3 Отражение результатов инвентаризации имущества и обязательств в бухгалтерском учете

Глава 2 Проведение инвентаризации имущества и обязательств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете ООО «РостовОргСинтез»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «РостовОргСинтез»

2.2 Оценка практики проведения инвентаризации имущества и обязательств и бухгалтерского учета результатов инвентаризации

2.3 Оценка результатов инвентаризации на ООО «РостовОргСинтез»

Глава 3 Направления совершенствования инвентаризации имущества и обязательств ООО «РостовОргСинтез»

3.1 Рекомендации по совершенствованию инвентаризации имущества и обязательств ООО «РостовОргСинтез»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется на основании Плана счетов и Инструкции по его применению, которые установлены законодательно. На его основе на предприятии разработан и утвержден рабочий план счетов.

Регистры, которые используются в бухгалтерском учете, предназначены для формирования бухгалтерской информации и необходимы при отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и при формировании отчетности предприятия.

Валюта учета имущества и обязательств предприятия – российский рубль. Составление бухгалтерской отчетности также осуществляется в данной валюте, показатель – тысячи рублей.

Все операции, которые проводятся на предприятии, должны быть подтверждены оправдательными документами, включаемыми в состав первичных документов, используемых на предприятии. Записи в регистры бухгалтерского учета ООО «РостовОргСинтез» вносятся на основании первичных документов.

Контроль учетного процесса осуществляется главным бухгалтером – руководителем структурного подразделения «Бухгалтерия». Требования главного бухгалтера в части оформления документов, которые работники представляют в бухгалтерию, должны быть обязательными не только для работников бухгалтерии, но и для других работников предприятия, которые осуществляют заполнение и передачу данных документов.

Бухгалтерия не принимает к исполнению документы, которые составлены неверно или не подписаны уполномоченными лицами.

Сделки, которые проводит ООО «РостовОргСинтез» с другими контрагентами, обязательно должны быть подтверждены договорами, заключенными в письменном виде в соответствии с требованиями Гражданского кодекса и закона «О бухгалтерском учете».

Данные договора должны быть своевременно переданы в бухгалтерию предприятия для обработки.

Процесс инвентаризации в ООО «РостовОргСинтез» состоит из 3-х основных этапов:

1. Подготовка приказа о проведении инвентаризации, составление плана проведения инвентаризации и формирование инвентаризационной комиссии;

2. Проведение инвентаризации.

3. Оформление и утверждение результатов инвентаризации.

На предприятии в период инвентаризации имущества и финансовых обязательств создается центральная постоянно действующая инвентаризационная комиссия, которая разрабатывает план инвентаризации. Персональный состав комиссии, в который включаются представители администрации предприятия, работники бухгалтерской службы и другие специалисты (техники, экономисты и т.д.), утверждается руководителем предприятия. Документ о составе инвентаризационной комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируются в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.


На 1 января 2017 года в инвентаризационной комиссии ООО «РостовОргСинтез» состоят:

- главный бухгалтер;

- юрист;

- заместитель директора по общим вопросам;

- заведующий хозяйственной частью.

Перед проведением инвентаризации на предприятии издается приказ (приложение 3).

Перед началом инвентаризации осуществляют подготовительные мероприятия: материальные ценности рассортировываются и укладываются по наименованиям, сортам размерам; в местах хранения вывешиваются ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей. Все документы по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического учета.

От материально ответственных лиц необходимо получить расписку об отсутствии неоприходованных и не списанных в расход ценностей.

Пример расписки от кладовщика Лукина В.А. представлен в Приложении 4. Данная расписка, как правило, прилагается к инвентаризационной описи, по которой комиссия сверяет товарно-материальные ценности.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложения к отчетам и указывает «До инвентаризации на (дата)». Такая запись служит основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учтенным данным.

Наличие средств в натуре проверяют при обязательном участии материально ответственных лиц. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносят в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах, которые подписывают все члены комиссии.

Пример инвентаризационной описи по проверке основных средств приемной представлен в Приложении 5. Так, проводилась проверка основных средств, находящихся в приемной руководителя, под материальной ответственностью офис-менеджера Галины Александровны Новиковой. По Приложению 5 видно, что основных средств в приемной только два: многофункциональное устройство и моноблок-компьютер, остальные товарно-материальные ценности не являются основными средствами, так как их стоимость менее 100 тыс.руб. (по учетной политике предприятия).

Также по результатам проверки составляется акт инвентаризации. Рассмотрим в Приложении 6 акт инвентаризации денежных средств в кассе, в результате которого обнаружены излишки. Если фактическое наличие имущества не совпадает с учетными данными, то от материально-ответственных лиц необходимо взять объяснение. В данном случае кассир объяснила излишки мелочи тем, что это обусловлено тем, что незначительные суммы (копейки) получатели обычно не забирают, оставляя в кассе, это и приводит к расхождениям.


Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость.

В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения – излишек или недостача. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а стальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Формы сличительных ведомостей, а также прочих ведомостей и журналов учета результатов инвентаризации утверждены Постановлением Госкомстата России № 88.

На предприятии ООО «РостовОргСинтез» используются: ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств», ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей», ИНВ-24 «Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей», ИНВ-25 «Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций».

Весь вышеизложенный общий порядок инвентаризации можно представить схематически (рисунок 6).

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

Подготовительные работы

Приказ руководителя о составе комиссии, сроках, объектах

Проверка технических паспортов, инвентарных карточек и т.д. по всем объектам

Письменное подтверждение материально ответственных лиц о передаче всех документов в бухгалтерию

Завершение разноски документов по счетам, выведение в них остатка

Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов

Инвентаризационные описи (подписи членов комиссии и материально ответственных лиц)

Сличительные ведомости, сверка фактического наличия с данными учета по объектам

Акт выявления результатов

Протокол комиссии (подписи руководителя и материально ответственных лиц) – заключение о результатах, которые отражаются в учете

Пересортица – взаимозачет недостач ценностей излишками

Недостачи – отнесение на виновных лиц или списание на затраты и убытки

Излишки – приходуются в доход предприятия


Рисунок 6. Порядок проведения инвентаризации в ООО «РостовОргСинтез»

В заключении инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации.

Выводы и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете.

2.3 Оценка результатов инвентаризации на ООО «РостовОргСинтез»

При проведении инвентаризации кассы в июне 2017 года по данным комиссии, было насчитано денежных средств на сумму 46743 рубля 32 копейки. При сравнении этой суммы с данными кассовой книги выявлено расхождение. Сумма, указанная в кассовой книге, составляла 47743 рубля 32 копейки. Таким образом, при плановой полугодовой инвентаризации от 17 июня 2017 года в кассе была обнаружена недостача в размере 1000 рублей.

В ходе проверки контролируют правильность записей в кассовой книге, их соответствие содержанию приходно-расходных документов, полноту оприходования денежной наличности, полученной в банке или из других источников. Результаты инвентаризации оформляются актом, который подписывается всеми членами комиссии.

Так, результаты инвентаризации заносятся в Акт инвентаризации наличных денежных средств формы ИНВ-15. В указанном акте устанавливаются наличие наличных денег, марок, ценных бумаг и их фактическая сумма. При этом выявляются излишки и недостача в соответствующих суммах. Кроме того, указываются последние номера приходных и расходных кассовых ордеров.

Материально ответственное лицо подтверждает, что денежные средства, перечисленные в акте, находятся на его ответственном хранении. В этом же акте материально ответственное лицо в письменном виде дает объяснение причин излишков или недостач денежных средств.

В данном случае обнаруженную недостачу взыскивают с материально-ответственного лица (кассира). Оформляются следующие проводки:

Дебет 94 Кредит 50.01 – 1000 рублей на сумму недостачи

Дебет 73.2 Кредит 94 – 1000 рублей – недостача отнесена на кассира

Рассмотрим такой вариант, когда в кассе оказался излишек. 27 декабря 2017 года, в результате проведенной плановой инвентаризации, в кассе выявлен излишек в сумме 1 рубль 30 копеек, который необходимо зачислить в доходы организации. В связи с этим, оформляются следующие проводки:


Дебет 50.01 Кредит 91.1 – 1,3 рублей – на сумму излишка.

Согласно учетной политики, инвентаризация основных средств в ООО «РостовОргСинтез» проводится ежегодно, а также в случаях, предусмотренных законодательством (например, при смене материально ответственных лиц).

Перед началом инвентаризации осуществляют подготовительные мероприятия:

- материальные ценности рассортировываются и укладываются по наименованиям, сортам размерам;

- в местах хранения вывешиваются ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей.

Все документы по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического учета.

От материально ответственных лиц необходимо получить расписку об отсутствии неоприходованных и не списанных в расход ценностей.

Если по результатам инвентаризации обнаружена недостача основных средств, корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации представлена в таблице 6 (по данным за 2017 год).

Таблица 6

Проводки по проведению инвентаризации основных средств

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Выявлена недостача основных средств – программный блок Urban инв.номер 000076:

1.1.

Списана первоначальная стоимость объекта

158900

01 «Выбытие»

01

1.2.

Списана амортизация по основному средству

141476

02

01 «Выбытие»

1.3

Учет недостачи по остаточной стоимости

17424

94

01 «Выбытие»

2

Списание недостачи за счет виновных лиц

2.1

Отнесение остаточной стоимости на виновника

17424

73-2

94

2.2

Получена сумма в счет погашения недостачи

17424

50

73-2

По таблице 6 видно, что при проведении инвентаризации выяснилось, что материально-ответственное лицо допустило утрату оборудования. По результатам инвентаризации сумма недостачи отнесена на материально-ответственное лицо, сумма недостачи взыскана с виновника.