Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В заключение параграфа можно отметить, что, несмотря на то, что личные права и свободы - высшая ценность, признаваемая, соблюдаемая и защищаемая государством, а личные нрава и свободы принадлежат на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того, является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, дня современной Российской Федерации попрежнему свойственны и широко распространены нарушения личных прав и свобод. Конечно, особенно характерен такой отрыв для вновь созданных государств, еще не имеющих демократических традиций и корней, таких как новая Россия. Когда принимается новый закон, это еще не значит, что на следующий день все в государстве идет по букве закона. Основная проблема практической реализации прав и свобод граждан и их защиты заключается в правовом нигилизме абсолютного большинства граждан России. Попрежнему большинство граждан Российской Федерации считают, что отстаивать свои нравы бесполезно. Поэтому и получается, что не создаются прецеденты защиты прав, продолжаются нарушения.

Таким образом, для того чтобы в России изменилось отношение к личным правам и свободам, необходимо развивать правосознание общества и каждого конкретного человека.

2.2. Политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

В дореволюционный период значительная часть населения была лишена основных политических прав и свобод. Первые выборы в парламент, которые проводились на куриальной (четыре курии) неравноправной основе (землевладельцы, городские жители, крестьяне и рабочие) состоялись только в 1906 году и предусматривали жесткие избирательные цензы. Да и возможности избираемого органа были весьма ограничены властью императора[22].

Принятие новой Конституции и выборы 12 декабря 1993 года способствовали формированию политико-правовой определенности в государственном строе России, открывали новые возможности для дальнейшего развития института политических прав и свобод человека и гражданина.

Основная особенность политических прав и свобод заключается в том, что они самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают ярко выраженным политическим содержанием. Все это позволяет выделить следующие наиболее общие характеристики политических прав и свобод граждан Российской Федерации:


  • во-первых, политические права и свободы являются средством реализации народовластия в Российской Федерации;
  • во-вторых, политические права и свободы являются способом привлечения каждого гражданина к участию в реализации, как государственной власти, так и местного самоуправления;
  • в-третьих, в отличие от гражданских (личных) прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного государства[23].

Так, к политическим правам человека и гражданина относятся следующие (см. рисунок 2.4). В соответствии с представленной схемой, можно сделать вывод о том, что к политическим правам человека и гражданина относятся: равенство перед законом; свобода совести (право иметь любые политические убеждения); свобода слова и печати; свобода собраний; свобода союзов; право обращений.

Политические права

Равенство перед законом

Свобода союзов

Свобода совести

Свобода слова и печати

Свобода собраний

Право обращений

Рисунок 2.4 Политические права человека и гражданина в Российской Федерации[24]

В зависимости от форм, способов реализации политические права и свободы можно разделить на две группы. Права, реализуемые непосредственно (путем прямого волеизъявление гражданина) - право избирать на выборах и на референдуме; право быть избранным в органы государственной власти; право на обращения; право на информацию; свобода мысли и слова; право на объединение; свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. Права, реализуемые через представителей (действующих от имени гражданина и принимающих решения, выражающие его волю) - право на участие в управлении делами государства через выборных должностных лиц.

Важнейшую роль в контексте политических прав и свобод человека и гражданина имеют обращения, служащие своеобразным средством взаимодействия и коммуникации человека (гражданина) и государственной власти. Процесс становления института права обращения граждан был довольно долгими проходил несколько этапов. Еще в дореволюционный период формировалось само право на обращение, уточнялись субъекты обращений, порядок работы с челобитными во властных структурах, меры ответственности должностных лиц и жалобщиков.


Также, следует отметить, что обращения граждан выполняют три функции (см. рисунок 2.5).

Правозащитная

Партиципаторная

Инфорационная

Рисунок 2.5 Функциональные особенности обращений граждан[25]

Сущность первой заключается в том, что обращения как юридический институт являются одним из средств защиты прав граждан: они позволяют предупредить правонарушение, а если оно уже совершено, то устранить его последствия и восстановить нарушенное право. Вторая функция состоит в том, что обращения граждан являются ценнейшим источником сведений для государственного аппарата о проблемах граждан. Наконец, третья заключается в следующем: обращения граждан могут быть средством коммуникации между государством и гражданами, служить своего рода каналом воздействия, с помощью которого граждане участвуют в процессе принятия властных решений.

Работа с обращениями граждан включает в себя выполнения следующих операций:

  • личный прием граждан;
  • прием и первичная обработка письменных обращений; - регистрация обращений;
  • рассмотрение обращений руководством;
  • подготовка проекта ответа на обращение;
  • уведомление заявителя о направлении обращения в другие учреждения, организации;
  • уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения; - контроль за сроками исполнения документов и выполнением принятых по ним решений; - ответ гражданину;
  • информационно-справочная работа по обращениям;
  • формирование дел и текущее хранение обращений; - анализ поступивших обращений[26].

Характеризуя теоретические основы работы исполнительных органов государственной власти с обращениями граждан, необходимо рассмотреть типологию обращений, которая включает в себя несколько классификаций, опирающихся на различные признаки. Например, по признаку сущности обращения оно может различаться в рамках трех видов (см. рисунок 2.6).

Обращения граждан

Предложение


Заявление

Жалоба

Рисунок 2.6 Виды обращений граждан в исполнительные органы[27]

Под предложением понимается такое обращение гражданина, которое содержит в себе рекомендации и предложения для исполнительных органов власти, направленные на совершенствование законодательства, улучшение благоустройства и прочих сфер жизнедеятельности, интересующих гражданина. Заявление призвано задействовать органы исполнительной власти в целях защиты законных интересов гражданина. Жалоба, в отличие от заявления, направляется в том случае, когда права и интересы гражданина уже нарушены, и он просит исполнительные органы власти содействовать в их восстановлении.

Отметим, что некоторыми авторами, в частности, Кабашовым С. Ю. выделяется еще один вид обращений - ходатайства. Ранее действовавшее законодательство субъектов Российской Федерации также содержало регламентацию подобного вида обращения. Под ходатайством в законодательстве субъектов Российской Федерации обычно понималось обращение, содержанием которого является просьба о признании за лицом определенного правового статуса, прав, свобод, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих. Однако в настоящий момент эти акты утратили свою силу. В то же время, во многих зарубежных государствах данная форма обращений продолжает успешно использоваться в рамках взаимодействия общества и органов государственной власти[28].

Также, в данном контексте исследования необходимо отметить, что взаимодействие граждан и государственной власти с целью реализации политических прав первых, может осуществляться не только напрямую, но и через соответствующие общественные организации некоммерческого типа (НКО).

Обращаясь к рисунку 2.7, на котором систематизированы общественные объединения в процентном соотношении, можно утверждать, что именно общественные организации являются наиболее распространенным видом общественных объединений, причем их количество гораздо превышает наличие иных видов общественных объединений в государстве, позволяющих организовывать и осуществлять профессиональную коммуникацию между гражданином и государством с целью защиты его прав и свобод политической категории.

Рисунок 2.7 Соотношение видов общественных объединений Российской Федерации[29]


В данном контексте исследования необходимо выделить и функции, которые выполняют общественные объединения, в частности - общественные организации, поскольку именно функции отождествляют основные направления деятельности организаций, и обеспечивают задачи их существования, непосредственно связанные с поддержкой политических прав и свобод граждан страны (см. рисунок 2.8).

1

Выявление общих интересов отдельных социальных групп

населения;

2

Ориентация органов власти на учет этих интересов в разработке и

реализации публичной государственной политики;

3

формирование общественного мнения по различным аспектам

общественной жизни.

Рисунок 2.8 Основные функции деятельности общественных объединений[30]

Таким образом, подводя итоги параграфа, можно сделать вывод о том, что основной формой реализации политических прав и свобод человека и гражданина является непосредственное взаимодействие граждан с государственными органами, которое может осуществляться как на прямую (посредством формирования обращений граждан) или через общественные организации. Политические права человека и гражданина позволяют поддерживать установленные политические ценности государственного строя, что обуславливает их важнейшую роль в системе конституционного права Российской

Федерации.

2.3. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

На данном этапе исследования был осуществлен анализ социальноэкономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Появление социально-экономических прав в общей совокупности прав человека наряду с правами гражданскими и политическими стало вынужденным ответом на вызов, связанный с революционной деятельностью трудящихся и угрозой свержения существующего строя. Политическая подоплека признания социально-экономических прав очевидна, их закрепление в законодательстве в некоторых случаях было прямой уступкой рабочему движению и сопровождалось политическим расчетом удержать революционно настроенные массы от радикальных мер. Поэтому требования социальноэкономических прав всегда были самыми «ходовыми» лозунгами революционной борьбы, используемыми для достижения политических целей[31].