Файл: Корпоративная культура в организации (Неэффективное ведение корпоративной культуры и основные ошибки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В нынешнее время одним из важнейших аспектов осуществления успешного функционирования предприятия является корпоративная культура. Она влияет на заинтересованность сотрудников, их вовлеченность в дела предприятия, результативность их труда и многие другие аспекты, во многом определяющие успешность организации в целом. Ошибки в формировании и поддержании корпоративной культуры могут привести к печальным последствиям, ведущим к убыткам и даже кризисам. Уметь избежать их – одна из важнейших функций современного менеджера.

Основной целью данной работы является анализ успешного и неэффективного ведения корпоративной культуры, нюансы ее формирования и способы избежания различных распространенных проблем, которые существенно препятствуют успешному функционированию организации.

Среди задач работы выступают:

  1. Определение и типологизация корпоративной культуры
  2. Способы ее формирования и внедрения
  3. Определение роли организационной культуры в управлении персоналом
  4. Демонстрация удачного примера корпоративной культуры
  5. Свод ошибок в ведении корпоративной культуры.

В рамках этой работы мы хотим рассмотреть историю корпоративной культуры, ее инструментарий, а также различные термины и закономерности, которые могут оказаться полезны современному управляющему. Будет приведен пример успешного осуществления корпоративной культуры и подведены основные примеры ошибок, допускаемых в работе с внутренней аудиторией своей компании.

Репрезентация всего этого важна в том плане, что поможет в практическом ведении корпоративной культуры.

Глава 1. Корпоративная культура как залог успешного управления персоналом

1.1. Определение и сущность корпоративной культуры

Впервые понятие «корпоративная культура» появилось в XIX веке немецким фельдмаршалом Мольтке. Термин характеризовал взаимоотношения в офицерской среде, которые регулировались сводом определенных правил, как писаных, так и гласных.

Существует большое количество различных определений термина «организационная культура» (она же «корпоративная культура»). Представлю некоторые


В «Управлении персоналом» под ред.Т.Ю. Базарова корпоративная культура есть взаимозависимая система предположений, которая принимается всем коллективом и задающая направленность поведения.[1]

М.К. Жемчугов определяют организационную культуру как иерархическую систему, на вершине которой стоят общие представления, идеалы и ценности и которая направлена на реализацию задач организации.[2]

Эллиот Джекс называл организационную культуру ставшим традицией образ мышления и исполнения задач, который следовало разделять всем работникам предприятия и который помогал новичкам влиться в коллектив.

По Шварцу и Дэвису такая культура есть общие для участников организации цели, ожидания и убеждения, которые и формируют соответствующие нормы поведения.[3]

  1. Управление персоналом: Учеб.пособие для вузов / ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. - 1998. – п.6.2. URL: http://www.aup.ru/books/m152/ (Дата обращения: 17.01.2020).
  2. Жемчугов М. К. Организационная культура // Проблемы экономики и менеджмента. — 2012. — № 10.
  3. Современная организационная психология. Модульный курс : учебное пособие для обучающихся в гуманитарных вузах (бакалавры, магистры) / Б.Р. Мендель. — М.-Берлин : Директ-Медиа, 2016. —

С.446

Элдридж и Кромби считали корпоративную культуру уникальным сводом норм, ценностей и образцов поведения, которые объединяют всех участников предприятия в слаженную организацию для достижения определенных целей.

Оучи сформировал определение, согласно которому корпоративная культура сообщает представления об убеждениях и ценностях через определенные церемонии, мифы и символы.

К. Голд назвал корпоративной культурой уникальные особенности организации, выделяющих ее из всех других в общей отрасли.

Погребняк назвал организационную культуру специфической отраслью организационной реальности, которая включает в себя системы специализированных и особым образом систематизированных материальных и нематериальных ценностей, результатов и достижений. Они несут в себе совокупность установившихся со временем взаимоотношений между людьми, взаимосвязи различных явлений и процессов в организации .Внутри них осуществляется процесс преобразования ресурсов и усилий в конечный продукт деятельности на трех культурных уровнях: производственном, экономическом и социальном и осуществляется целенаправленно и упорядоченно самими же работниками.[4]

По определению модели Дила-Кеннеди организационная культура представляет собой устойчивое собрание ценностей, символов, ритуалов, историй, с помощью которых можно управлять людьми на их рабочих местах.[5]


  1. Современная организационная психология. Модульный курс : учебное пособие для обучающихся в гуманитарных вузах (бакалавры, магистры) / Б.Р. Мендель. — М.-Берлин : Директ-Медиа, 2016. — С.446 – 104с.
  2. Управление персоналом: Учеб.пособие для вузов / ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. - 1998. – п.1.1. URL: http://www.aup.ru/books/m152/ (Дата обращения: 20.12.2019).

По Мишону и Штерну организационная культура это система мифов, ритуалов и алгоритмов действий, которые соответствуют основным ценностям организации и передаются как жизненный опыт между участниками организации.[6]

У А.Я. Кибанова корпоративная культура зовется философией организации и представляет собой совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации.[7]

По Э. Шейну организационная культура представляет собой общие настроение организации, особые способы коммуникации с людьми, а также культивируемые этой культурой ценности и порядки. Культура, которая связана с определенными ценностями, насаждаемыми менеджерами в организации. Также предполагается то, что существуют лучшие и худшие, сильные и слабые культуры, и то, что эффективность работы организации определяется наличием или отсутствием «надлежащей» культуры.[8]

Все определения сходятся в одном: корпоративная или организационная культура представляет собой совокупность определенных и уникальных ритуалов, традиций и рамок поведения, которые формируют коллектив, отношение к общему делу и которые направлены на достижение целей организации или предприятия.

Хорошо организованная и отлаженная корпоративная культура проявляется во всех сферах предприятия, начиная от проведения собраний и

  1. Современная организационная психология. Модульный курс : учебное пособие для обучающихся в гуманитарных вузах (бакалавры, магистры) / Б.Р. Мендель. — М.-Берлин : Директ-Медиа, 2016. — 446с.
  2. Управление персоналом организации Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 638 с. — (Высшее образование).
  3. Шейн Э.Х. / Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. — СПб: Питер, 2002. — 336 с.

тренингов и заканчивая фирменными значками. В такой среде каждый участник предприятия ощущает себя причастным к единому общему делу, любит это дело, готов вкладывать свои ресурсы (физические, эмоциональные и материальные) и уверен, что получит от этого личную выгоду.


​​​​​​​1.2. История формирования корпоративной культуры, ее развитие и значение

Понятие «Корпоративная культура» впервые было применено еще в XIX веке немецким военным теоретиком и фельдмаршалом Хельмутом Карлом Бернхардом фон Мольтке. Она характеризовала особые взаимоотношения в офицерской среде, в которой существовал определенный свод правил, как писаных, так и устных, за нарушение которых нарушителя часто исключали из сообщества.[9]

Философия организации (она же организационная или корпоративная культура) как система ценностей, целей и правил поведения всех членов предприятия сформировалась в Японии в середине XX века, в таких крупных компаниях как Mitsubishi, Toyota, Sony. Позднее принципы корпоративной культуры стали активно применяться в США в компаниях IBM, General Motors, McDonald's.

Основатель компании Sony Corporation Акио Морита сформулировал следующие принципы предприятий нового типа:

  1. Выбор масштабных целей и обозначение научно-технических задач (например, создание транзисторного приемника, домашнего видеомагнитофона, портативного плеера, лазерной звукозаписи)[10]
  2. Кокуева Ж.М., Бородина Л.В. О корпоративной культуре // Российское предпринимательство. – 2000.

Том 1. – № 5. – С. 10-15

  1. Управление персоналом организации Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — 3-е изд., доп. и перераб.

— М.: ИНФРА-М, 2005. — 638 с. — (Высшее образование). 87-88с.

  1. Формирование принципа патернализма, то есть воспитание у всех участников предприятия чувства, что все они члены одной семьи(например, пожизненный наем сотрудников, карьерный рост, неформальное общение с руководством, фирменная одежда и прочее)
  2. Поощрение творческой инициативы сотрудников и сознательный отказ от составления жестких планов (например, выявление и поддержка энтузиастов, параллельные исследовательские группы)[11]

В своей книге «Sony. Сделано в Японии» Акио цитирует своего компаньона и товарища Масарау Ибуку, который сформировал нововведения для компании таким образом: «Если бы удалось создать условия, в которых люди могли бы объединиться с твердым намерением совместно трудиться и использовать свои технические способности для осуществления своих сокровенных желаний, то такая организация могла бы принести огромное наслаждение и пользу».[12]


Однако первенство Японии на этом поприще осваивают Соединенные Штаты. Генри Форд, основатель автомобильной компании Ford, сформулировал принципы организационной культуры еще в начале XX века. В своей книге «Моя жизнь, мои достижения» Форд пишет: «Цель моя состояла в том, чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью… обеспечивать максимум зарплаты, иначе говоря, достигать максимальную покупательную способность».[13]

  1. Управление персоналом организации Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — 3-е изд., доп. и перераб.

— М.: ИНФРА-М, 2005. — 638 с. — (Высшее образование). 87-88с.

  1. Sony. Сделано в Японии / Акио Морита ; При участии Эдвина М. Рейнголда и Мицуко Симомуры;

Пер. с англ. — 3-е изд. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. — 288с. URL: http://litresp.com/chitat/ru/%D0%9C/morita-akio/sony-sdelano-v-yaponii (Дата обращения: 23.12.2019).

  1. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения / Г.Форд – ЛитРес, 2013. - 280с.

Также Форд писал: «Всем, чему мы научились с течением времени, всем нашим умением и искусством мы обязаны нашим сотрудникам. Я убежден, что если людям дать свободу развития и сознания служебного долга, они всегда приложат все свои силы и все свое умение даже к самой незначительной задаче».[14]

Такой подход полностью меняет стереотипное представление о Генри Форде как о изобретателе конвейерной системы. Внимательное отношение к персоналу своей фирмы оправдало себя мировой известностью и ошеломительным успехом на автомобильном рынке. Форд строил частные школы и оплачивал обучение в них одаренных детей своих сотрудников. Это проявление человечности сильно повлияло и на его репутацию, и на отношение сотрудников к самому предприятию.[15]

В ХХ веке Россия шла своим уникальным путем развития. В соответствии с этим в РСФСР сформировался особый корпоративный стиль.

На предприятиях старались не только грамотно мотивировать рабочих на добросовестный труд, а также воспитывать их в морально-нравственном отношении. Так, например, многие заводы открывали свои библиотеки, где рабочие могли отдыхать в перерывы, учиться параллельно с работой и собираться для обсуждения важных вопросов (Курский завод тракторных запчастей, он же КЗТЗ).

  1. Морально-нравственное воспитание рабочих (открытие на предприятии библиотек, малотиражных местных газет и др.)[16]
  2. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения / Г.Форд – ЛитРес, 2013 – 280с.
  3. Управление персоналом организации Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 638 с. — (Высшее образование). – 88с.
  4. Салтык Г.А., Лукаш А.И. Становление корпоративной культуры в советской и постсоветской России: история и современность // Ученые записки. Курский государственный университет. – 2018г. - №2(46). – С.8/ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-korporativnoy-kultury-v-sovetskoy-i-postsovetskoy-rossii-istoriya-i-sovremennost/viewer (Дата обращения: 23.12.2019).
  5. Спортивная и физкультурно-оздоровительная работа (организация добровольных спортивных организаций (ДСО), коллективные