Файл: Корпоративная культура в организации (Неэффективное ведение корпоративной культуры и основные ошибки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Толочек В.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Методики профессионального отбора : уч. пособие для вузов / Толочек В.А. – М.: изд. Юрайт. – 2018. – С.186. – 35с.

Глава 2. Корпоративная культура в современном мире

2.1. Основные принципы и роль корпоративной культуры в управлении персоналом

Перво-наперво необходимо определить и назвать свойства корпоративной культуры, чтобы в дальнейшем разбирать ее влияние и роль в управлении персоналом:

  1. Корпоративной культуре свойственна динамичность. Это постоянно развивающаяся и совершенствующаяся отрасль менеджмента, на которую возлагаются большие надежды.
  2. Корпоративная культура представляет собой сложную взаимосвязанную систему. Она объединяет разрозненные элементы управленчества в единую совокупность.
  3. Корпоративная культура иерархична и упорядочена, каждая единица имеет свою приоритетность и насущность.
  4. Корпоративная культура неоднородна. Внутри нее могут существовать множество локальных культур, делящихся по возрастным группам, уровням, национальным группам и другим признакам, а также существуют оппозиционные культуры (контркультуры).[34]
  5. Корпоративная культура постоянно пересматривает себя, совершенствуется, привносит в себя что-то новое извне, соотносит себя с окружающей действительностью, т.е.является актуальной.[35]
  6. Дементьева, А.Г. Управление персоналом: учебник / А.Г. Дементьева.—М.: Магистр,— 2014.—С. 274.
  7. Коломина А.В., Перфильева Е.М. Роль корпоративной культуры в управлении персоналом организации // Молодой ученый. – 2017. - №19(153). – С.131-132. – 132с.
  8. Корпоративная культура существует и развивается только тогда, когда ее постулаты принимаются персоналом.[36]
  9. Корпоративная культура адаптивна. Она способна противостоять негативным влияниям извне и одновременно с этим принимать положительные изменения, не теряя эффективности.[37]

Также корпоративная культура имеет ряд определенных

характеристик, наиболее значимыми из которых являются: нормы и правила поведения; тип управления компанией; нормы делового этикета; нормы трудового этикета; культура коммуникации в коллективе; система коммуникаций; традиции компании; понимание персонала своего места в общей системе; система полномочий и ответственности; тип коллективной деятельности.[38]


Александр Васильевич Спивак определил основные функции корпоративной культуры так:

  1. Воспроизводство лучших из составляющих уже накопленной культуры и ориентация новых ценностей на пополнение этих элементов культуры.
  2. Сравнение реального поведения индивида или коллектива относительно поставленных идеалов поведения и оценка действий
  3. Использование культуры как регулирующий фактор поведения индивида или коллектива в целом.[39]
  4. Короткевич А.В. Корпоративная культура как основа репутационного капитала: методология построения, новые методы и формы воздействия / А.В. Короткевич // Маркетинг и маркетинговые исследования.— 2013.— № 4.— С. 302.
  5. Коломина А.В., Перфильева Е.М. Роль корпоративной культуры в управлении персоналом организации // Молодой ученый. – 2017. - №19(153). – С.131-132. – 132с.
  6. Иванов И.Н. Менеджмент корпорации: учебник / И.Н. Иванов; Государственный Университет Управления. – изд. Москва : ИНФРА-М, 2004. – С.368. – п. 5.1. URL: https://www.cfin.ru/management/people/culture/corporate_culture.shtml (Дата обращения: 10.01.2020).
  7. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак. - СПб.: Питер. – 2001. – С.352. – 29-30с.
  8. Формирование мировоззрения, ценностей и идеалов у сотрудников
  9. Обучение новоприбывшего участника коллектива, способствование его адаптации, включению в деятельность коллектива, определяет будущую успешность
  10. Использование корпоративной культуры в качестве средства коммуникации между сотрудниками
  11. Накопление и хранение полученного предприятием опыта, знаний, информации
  12. Корпоративная культура должна быть актуальной и значимой для сотрудников, для легкого ее восприятия и принятия[40]

Эффективная корпоративная культура должна работать на предприятие, решать определенные задачи и проблемы. Хорошая корпоративная культура:

  1. Формирует имидж компании (имидж корпорации в первую очередь есть ее внешний образ, целенаправленно сформированный самой корпорацией в представлении целевой аудитории, потенциальных партнеров, конкурентов, инвесторов и др. Также существует оборотная сторона имиджа – то, что происходит внутри компании, то, какое мнение о ней необходимо сложить в сознании самих сотрудников[41])
  2. Делает правильную рекламу и формирует мнение о компании на рынке
  3. Поддерживает авторитета руководства предприятия[42]
  4. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак. - СПб.: Питер. – 2001. – С.352. – 29-30с.
  5. Шалагина Е.В. Имиджелогия: создание корпоративного имиджа / Е.В.Шалагина; ФГБОУ ВПО «Урал.гос.пед.ун-т». – Екатеринбург. - 2015. – С.112. – 7с.
  6. Гулимова А. Корпоративная культура: создать нельзя исправить //  ЖУРНАЛ "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. - №9. – 2010. URL: https://www.top-personal.ru/issue.html?2409 (Дата обращения: 11.01.2020).
  7. Формирует у сотрудников понимание целей, ценностей и стратегии компании
  8. Создает «прозрачности» действий, то есть информирует сотрудников обо всем произошедшим в компании
  9. Формирует у сотрудников понимание значимости своей работы, удовлетворенности и гордости
  10. Взращивает в коллективе «командный дух», сплачивает сотрудников, помогает в нахождении общего языка
  11. Вызывает у сотрудников верность к предприятию, любовь к нему и готовность совершенствоваться[43]
  12. Создает стремление сотрудников меняться и развиваться вместе с компанией[44]

Значение корпоративной культуры для любого предприятия сложно переоценить.

Во-первых, корпоративная культура сплачивает коллектив, формирует каждому сотруднику представление о компании, о ее целях и способах их достижения. Это создает у каждого участника предприятия уверенность в компании, ощущение надежности своего положения и социальной защищенности.

Во-вторых, корпоративная культура помогает молодым сотрудникам вжиться как в коллектив, так и в само предприятие, правильно понимать и трактовать происходящие в компании события, выделять из них основное и важное.[45]

  1. Современная организационная психология. Модульный курс : учебное пособие для обучающихся в гуманитарных вузах (бакалавры, магистры) / Б.Р. Мендель. — М.-Берлин : Директ-Медиа, 2016. — С.446 – 108-110с.
  2. Гулимова А. Корпоративная культура: создать нельзя исправить //  ЖУРНАЛ "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. - №9. – 2010. URL: https://www.top-personal.ru/issue.html?2409 (Дата обращения: 11.01.2020).
  3. Зверева Т.В. Функции корпоративной культуры / ИВД: Инженерный Вестник Дона. – 2009. – №4. URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/issue/81 (Дата обращения: 11.01.2020).

В-третьих, корпоративная культура воспитывает в сотрудниках самосознание, чувство важности и полезности своего дела, высокую ответственность за него. А система поощрений мотивирует работника к еще более высокой продуктивности.[46]

Из приведенной выше информации можно заключить, что роль корпоративной культуры крайне велика в современном мире, хоть она и приобретает самые разные формы.

Именно за корпоративной культурой, как и за эффективно налаженными связями с общественностью, лежит будущее современного маркетинга. Корпоративная культура определяет эффективность, способствует формированию репутации и адаптации организации к каждой отдельной культуре, в которой разворачивается деятельность компании или лица.

Корпоративная культура в современном мире не только помогает наладить климат внутри организации, обжиться сотрудникам и повысить продуктивность, но и крайне положительно влияет на репутацию компании в мире.

Способность мировых франшиз сохранять свою индивидуальном и при этом адаптироваться под каждую страну, где открываются филиалы, является одним из основополагающих факторов успеха.

Более того, в современном мире корпоративная культура является одним из важнейших факторов формирования имиджа, который является лицом бренда и для незнакомых с продукцией определяет ее качество, влияет на уровень доверия и многие другие показатели.


С пониманием значения корпоративной культуры в современном мире куда проще перейти к формированию ее в отдельном коллективе.

  1. Зверева Т.В. Функции корпоративной культуры / ИВД: Инженерный Вестник Дона. – 2009. – №4. URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/issue/81 (Дата обращения: 11.01.2020).

2.2. Основные инструменты корпоративной культуры

Спивак А.В. очень точно и определил, что же есть «культурное предприятие» - это современная по всем стандартам корпорация, с высокой и отвечающей актуальному времени развитой культурой, как материальной, так и духовной. Все элементы ее культуры гармоничны между собой, соответствуют поставленным предприятием задачам, целям и способам их достижения.

В культурной организации всегда есть определенные законы, которые соблюдаются всеми сотрудниками вне зависимости от иерархического положения. Законность гарантирует справедливость и защиту.

Культурная организация в первую очередь опирается на современные научные достижения как в технических сферах, так в социальных и экономических.

В культурной организации акцент делается на человека, на его личность и психологическое состояние, так что компания организует сплоченность сотрудников на психологическом уровне.

Культурная организация постоянно развивается, постоянно обогащает себя новыми знаниями и информацией, строит свои взаимоотношения с партнерами и конкурентами по принципу их понимания и принятия.[47]

Поговорим подробнее о том, как же корпоративная культура проявляет себя на деле и каковы ее основные инструменты.

Отвечая на эти вопросы, можно обратиться как к истории корпоративной культуры, так и к ее современности. Но без реального понимания, из чего состоит корпоративная культура, чем она представлена и как можно влиять ей на продажи, атмосферу в коллективе и многие другие показатели, можно понять только из практики.

  1. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак. - СПб.: Питер. – 2001. – С.352. – 27-28с.

Как правило к основным инструментам корпоративной культуры относят:

  • Символы – материальное проявление единства компании. Это может быть дизайн кабинетов и офисов, фирменные значки, единые марки служебных машин и др. Такой инструмент корпоративная культура использует как самый простой и видимый способ сотрудникам почувствовать себя единым целым.
  • Мифы и легенды – история о возникновении организации, о жизни основателей или особенно отличившихся сотрудников, передаваемые устно всеми участниками предприятия. Часто это реальная, но приукрашенная история, которая должна вдохновлять и транслировать необходимые ценности.
  • Героический пример – пример сотрудника-героя, выставляемый как образец для подражания, транслирующий самые поощряемые предприятием качества и ценности. Часто такие образы возникают сами собой, однако этот процесс можно контролировать и незаметно управлять настроениями и мотивацией сотрудников. Героическим примером может быть как вымышленный образ, так и реальный человек.[48]
  • Девизы и слоганы – краткие фразы, в полной мере выражающие главные ценности предприятия, мотивирующие и вдохновляющие сотрудников. Это может быть как известный афоризм, так и фирменный уникальный слоган. Главное, чтобы все сотрудники его знали и понимали.[49]

  1. Варфоломеева И.В. Инструменты развития корпоративной культуры // Cabinet : HR-менеджмент. – 2017. URL: https://sdo-regional.ru/prof-post/instrumenty-razvitiya-korporativnoj-kultury (Дата обращения: 17.01.2020).
  2. Зельдович Б.З., Сперанская Н.М. Активные методы обучения : учеб. Пособие для вузов // Москва : изд. Юрайт. – 2019. – С201. – 86с.
  • Церемонии и ритуалы – особые мероприятия организации, которые проводятся для сотрудников в качестве публичных поощрений, продвижения корпоративных ценностей и демонстрации достижений. Зачастую такие мероприятия проводятся в честь важных событий или праздников. Необходимо соблюдать определенную периодичность и проводить такие церемонии несколько раз в год.
  • Нормы и рамки поведения – установившиеся принципы делового поведения сотрудников, согласно которым они коммуницируют друг с другом, с начальством, партнерами и клиентами.[50]Такие рамки могут возникнуть неосознанно под влиянием самого коллектива или же задаваться целенаправленно начальством в виде правил и законов, чтобы постепенно войти в привычку. Номы – это то, чему доверяют сотрудники, во что верят и сами поддерживают. Существуют также позитивные и негативные нормы поведения, которые нужно соответственно или поддерживать и культивировать, или искоренять.[51]

Как вы видите, основой корпоративной культуры выступают такие элементы, которые воздействуют на психику и подсознательное как сотрудников, так и внешнего зрителя. Использование всех этих разнообразных инструментов является залогом формирования эффективной и успешной корпоративной культуры в организации.

Любой менеджер должен выступать для своей аудитории еще и как сказочник, работая с ценностями и воображением своих сотрудников.

  1. Варфоломеева И.В. Инструменты развития корпоративной культуры // Cabinet : HR-менеджмент. – 2017. URL: https://sdo-regional.ru/prof-post/instrumenty-razvitiya-korporativnoj-kultury (Дата обращения: 17.01.2020).
  2. Управление персоналом: Учеб.пособие для вузов / ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. - 1998. – п.6.2. URL: http://www.aup.ru/books/m152/ (Дата обращения: 17.01.2020).

Глава 3. Корпоративная культура на практике

3.1. Успешное ведение корпоративной культуры

В качестве успешного примера ведения корпоративной культуры хочу привести компанию Xiaomi.