Файл: Теория и практика разделения властей (Исторические основы теории разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С точки зрения правоведения, несомненный интерес представляют высказывания Марсилия Падуанского. В обход традиций, Марсилий утверждал, что все законы, для того чтобы стать реально действующими правовыми нормами, должны исходить не из божественного начала, а как раз наоборот – от народа, являющегося, по его мнению, коллективным творцом. Он явно видел различие между исполнительными и законодательными функциями и считал, что император, «избиравшийся на свой пост народом», должен вершить свой суд в полном соответствии с принятыми народом законами. И в случае, если император нарушал закон, народ мог сместить и наказать его. Таким образом, в соответствии с собственной философско-правовой позицией Марсилий явно выходит за рамки традиционных взглядов мыслителей средневековья, согласно которым император мог сосредоточить в своих руках как законодательную, так и исполнительную функции. Более того, рядом современных западных специалистов именно Марсилий Падуанский считается основателем развитого впоследствии английским философом Джоном Локком (1632 – 1704) и французским правоведом и философом Шарлем Луи Монтескье (1689 –1755) учения о разделении властей.[10]

Однако при всей значимости эпохи средневековья следует все же признать, что более важным этапом, подготовившим основные идейные, теоретические и духовные предпосылки для дальнейшей разработки и модернизации концепции разделения властей, стали Реформация и Просвещение.

2. Ветви власти в системе разделения властей

2.1. Законодательная власть в системе разделения властей

Законодательная ветвь власти - неотъемлемая составляющая принципа разделения властей. Формирование, структура, полномочия и взаимоотношения представительной ветви власти с иными ветвями и внутри нее тесно связаны с реализацией принципа разделения властей.

Равновесие властей сохраняется благодаря ключевой составляющей принципа разделения властей - системе сдержек и противовесов.

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.


Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, а в субъектах Федерации, в автономиях политического характера - также местными законодательными органами.

Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия (национальное или народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название "парламент".

В политическую науку парламент[11]вошел как понятие, отражающее одну из сторон государственной власти, а именно ее законодательную функцию, и констатирующее тем самым разделение властей в обществе. Поэтому раскрытие таинства государственной власти путем признания права свободно говорить, публично обсуждать аргументы и контраргументы перед принятием законов означало целую революцию в государственном управлении. Поэтому пʹарламентарʹизм можно рʹассматриватʹь как исторʹическую форʹму переходʹа от частноʹй жизни к обʹщественной, т.е. поʹлитической, кʹак процесс преʹвращения чеʹловека-подʹданного и бесʹправного в чеʹловека-граʹжданина, нʹаделенного поʹлитическимʹи правами, преʹжде всего прʹавом выборʹа власти в обʹществе.

Возвращаясь к определению представительной ветви власти, напомню, что она характеризуется определенной совокупностью черт.

Базовой, по мʹнению авторʹа, являетсʹя системностʹь представʹительной ветʹви власти: оʹна составлʹяет систему преʹдставительʹных органоʹв. Система преʹдставительʹной ветви вʹласти хараʹктеризуетсʹя слабыми, в срʹавнении с сʹистемой исʹполнительноʹй ветви влʹасти, внутрʹисистемнымʹи связями. Сʹистемность преʹдставительʹной ветви вʹласти подтʹверждается нʹаличием едʹиного источʹника властʹи (народа), обʹщими принцʹипами формʹирования и деʹятельности, еʹдиной компетеʹнцией с разʹделением террʹитории возʹдействия. В поʹддержку мяʹгких внутрʹисистемных сʹвязей говорʹит отсутстʹвие императʹива между вʹышестоящим и нʹижестоящим преʹдставительʹным органоʹм - по сутʹи, их и назʹвать таковʹыми нельзя. Обʹщегосударстʹвенный преʹдставительʹный орган не вʹправе распустʹить предстʹавительный орʹган субъектʹа Федерациʹи, автономʹии, администрʹативно-террʹиториальноʹй единицы. Преʹдставительстʹво интересоʹв, выборностʹь - следуюʹщие характерʹные черты иссʹледуемой ветʹви власти. Не остʹанавливаясʹь на деталʹях, сформуʹлируем осноʹвную позицʹию: выборностʹь, являющаʹяся одной из хʹарактерных черт как всей сʹистемы преʹдставительʹной власти, тʹак и ее состʹавляющей - пʹарламента, доʹлжна провоʹдиться на осʹновании смеʹшанной избʹирательной сʹистемы как нʹаиболее деʹмократичноʹй.


Законодательные (ʹпредставитеʹльные) органы обʹладают опреʹделенным объеʹмом функциʹй и полномочʹий, набор которʹых зависит от деʹмократичностʹи строя и реʹализации сʹистемы сдерʹжек и протʹивовесов, прʹинципов парʹламентаризʹма в той иʹли иной отʹдельно взятоʹй стране. Во мʹногих страʹнах парламеʹнт не являетсʹя единствеʹнным общегосуʹдарственныʹм законодатеʹльным оргаʹном: законʹы могут изʹдавать и друʹгие местные преʹдставительʹные органы.

Теория разʹделения влʹастей отнюʹдь не предʹполагает созʹдание "китʹайской стеʹны" между рʹазличными ветʹвями властʹи. Да это и невозможно, посʹкольку речʹь идет о еʹдином инстʹитуте, едиʹной государстʹвенной властʹи. В госудʹарстве не моʹжет быть несʹколько разʹличных по сʹвоей сущностʹи властей: это исʹключается коʹнцепцией государственного суʹверенитета.[12] В условияʹх редкого в исторʹии и краткоʹвременного дʹвоевластия, по суʹществу, имеʹло место переʹплетение рʹазных по сʹвоей сущностʹи властей - поʹлитической и госуʹдарственноʹй. Единство госуʹдарственноʹй власти прʹи необходиʹмом разграʹничении ее ветʹвей порождʹает переплетеʹние некоторʹых элементоʹв, их взаиʹмодействие, взʹаимозависиʹмость, взаʹимопроникноʹвение. Напрʹимер, акты с нʹазванием "зʹаконы" впрʹаве принимʹать за редʹким исключеʹнием только преʹдставительʹный орган нʹарода - парʹламент, олʹицетворяющʹий законодʹательную вʹласть.

В сферу заʹконодательʹной власти вʹмешиваются верʹховные и коʹнституционʹные суды, коʹнституционʹные советы. Оʹни вправе объʹявлять закоʹны неконстʹитуционнымʹи и тем саʹмым лишать иʹх юридичесʹкой силы.

В свою очереʹдь парламеʹнт тоже моʹжет осущестʹвлять отдеʹльные испоʹлнительные и суʹдебные фунʹкции. Так, оʹн иногда поʹдменяет исʹполнительнуʹю власть, обʹладает некоторʹыми судебнʹыми функциʹями: в однʹих странах оʹн наделен поʹлномочием нʹа принятие обʹвинительноʹго заключеʹния и предʹания суду вʹысших должʹностных лиʹц, в другиʹх рассматрʹивает дело в порʹядке импичʹмента по прʹавилам судебʹного процессʹа.


Основополагающее место преʹдставительʹной ветви вʹласти в реʹализации прʹинципа разʹделения влʹастей опреʹделяет норʹмативное зʹакрепление веʹдущей роли пʹарламента. Пʹарламент кʹак носителʹь верховноʹй законодатеʹльной властʹи занимает прʹивилегировʹанное полоʹжение в систеʹме высших орʹганов госуʹдарственноʹй власти. Коʹнституция Россʹии устанавʹливает: "Феʹдеральное Собрʹание - парʹламент Россʹийской Федерации - яʹвляется преʹдставительʹным и закоʹнодательныʹм органом Россʹийской Федерʹации".

Выделив и проʹанализировʹав основные чертʹы законодатеʹльной ветви властʹи, можно преʹдложить ее оʹпределение.

Представительная (зʹаконодателʹьная) ветвʹь власти - веʹдущая из треʹх ветвей - соʹгласно приʹнципу раздеʹления властеʹй представʹляет собой сʹистему колʹлегиальных вʹыборных орʹганов госуʹдарства, вʹыполняющих зʹаконотворчесʹкие, предстʹавительские и иʹные функциʹи в зависиʹмости от реʹализации сʹистемы сдерʹжек и протʹивовесов, прʹинципов парʹламентаризʹма в конкретʹной стране в оʹпределенныʹй историчесʹкий период, осʹнованную нʹа свободноʹм или имперʹативном маʹндате, огрʹаниченном сроʹке полномочʹий.

2.2. Исполʹнительная вʹласть в систеʹме разделеʹния властеʹй

Именно испоʹлнительная вʹласть, на верʹшине котороʹй находитсʹя правителʹьство, сосреʹдоточивает в сʹвоих руках неʹизмеримо боʹльшие по срʹавнению с друʹгими ветвяʹми государстʹвенной властʹи финансовʹые, материʹально-технʹические, теʹхнико-техноʹлогические, орʹганизационʹные, людскʹие и иные ресурсʹы.


Именно она обʹладает сегоʹдня наиболее поʹлной, если не сʹказать исчерʹпывающей, иʹнформацией о проʹцессах, проʹисходящих во всеʹх сферах жʹизнедеятелʹьности общестʹвенного орʹганизма и нʹа междунароʹдной арене. Кʹак не вспоʹмнить здесʹь ставшее уʹже крылатыʹм изречение: "ʹКто владеет иʹнформацией, вʹладеет мироʹм".

Кроме того, прʹавительство сеʹгодня распоʹлагает чрезʹвычайно боʹльшими возʹможностями возʹдействия нʹа все другʹие государстʹвенно-властʹные структурʹы, и прежде всеʹго на парлʹамент. Так, в чʹастности, оʹно активнеʹйшим образоʹм вторгаетсʹя в сферу, трʹадиционно счʹитавшуюся сфероʹй исключитеʹльной компетеʹнции высшеʹго предстаʹвительного учреʹждения, а иʹменно в заʹконодательʹный процесс.

Центральный исʹполнительнʹый орган преʹвратился в осʹновной источʹник законоʹдательной иʹнициативы. ( ПРИЛОЖЕНʹИЕ 1) В Западной Еʹвропе от 70 до 90% зʹаконопроектоʹв исходят от прʹавительствʹа.

М.В. Баглай считает что, в исполнитеʹльной властʹи заключено то зʹвено госудʹарства, которое прʹактически орʹганизует жизʹнь каждого нʹарода.[13]

Верховенство исʹполнительноʹй власти в поʹлитической сʹистеме совреʹменного общества обусʹловлено рядом сущестʹвенных обстоʹятельств. В первую очереʹдь это - эволюционирование цивилизацʹии, особенʹно в послеʹднее время, соʹпряжено с неуʹклонным обʹновлением и, боʹлее того, рʹасширением круʹга явлений и проʹцессов, поʹдлежащих уʹправлению со стороʹны государстʹва. В орбиту госуʹдарственноʹго управлеʹния втянутʹы все новые и ноʹвые, в недʹалеком проʹшлом неведоʹмые человечестʹву феноменʹы его нынеʹшнего бытиʹя. Речь идет о необʹходимости прʹинятия упрʹавленческиʹх решений в сʹвязи со стреʹмительным рʹазвитием иʹнформационʹных технолоʹгий, загрязʹнением окруʹжающей среʹды, угрозоʹй ядерной воʹйны, продоʹлжающимся ростоʹм употреблеʹния наркотʹиков и мноʹгими другиʹми обществеʹнно значимʹыми явлениʹями и процессʹами, характерʹизующими сеʹгодня жизнь как всего мʹирового сообʹщества, таʹк и отдельʹных государстʹв. Разумеетсʹя, в принятʹии подобноʹго рода реʹшений участʹвуют все ветʹви власти - и зʹаконодателʹьная, и суʹдебная, и исʹполнительнʹая, но в рʹазной степеʹни. Очевидʹно, что имеʹнно последʹняя в силу сʹвоей специфʹики (мощи, оʹперативностʹи, информироʹванности и т.ʹп.) играет зʹдесь наибоʹлее активнуʹю роль.