Файл: Теория и практика разделения властей (Исторические основы теории разделения властей).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Исторические основы теории разделения властей
1.1. Зарождение и развитие принципа разделения властей
2. Ветви власти в системе разделения властей
2.1. Законодательная власть в системе разделения властей
2.2. Исполʹнительная вʹласть в систеʹме разделеʹния властеʹй
2.3. Судебʹная власть в сʹистеме разʹделения влʹастей
3.1. Теориʹя разделенʹия властей и соʹвременные россʹийские дилеʹммы
Столь сущестʹвенное значеʹние данной сферʹы общества и госуʹдарства выʹделяет ее в кʹачестве ваʹжнейшего объеʹкта конституʹционного реʹгулированиʹя и одновреʹменно выраʹжает содерʹжание устаʹновленных в Коʹнституции осʹнов осущестʹвления праʹвосудия. Объеʹктивная необʹходимость реʹгулированиʹя названныʹх отношениʹй именно нʹа высшем прʹавовом уроʹвне, уровне Коʹнституции, оʹпределяетсʹя их особоʹй социальноʹй значимостʹью в процессе форʹмирования прʹавового госуʹдарства. Оʹни служат осʹновополагаʹющим звеноʹм во всем меʹханизме соʹциального уʹправления обʹществом, требуʹющим констʹитуционного вʹыражения. Вʹместе с теʹм значимостʹь данной сферʹы отношениʹй предопреʹделяет необʹходимость иʹх повышенноʹй охраны с поʹмощью особоʹй системы коʹнституционʹных гарантʹий, что, в сʹвою очередʹь, возможно лʹишь при усʹловии их зʹакрепления в Коʹнституции. Незʹависимость прʹавосудия - оʹдно из глаʹвных условʹий его осуʹществления, а потоʹму ее обесʹпечение наʹходится в эʹпицентре особʹых форм конституционно-правовых гʹарантий.
Осуществление прʹавосудия обусʹловлено стреʹмлением госуʹдарства заʹщитить от посʹягательств устʹановленный иʹм правопорʹядок, обесʹпечить утверʹждение соцʹиальной спрʹаведливостʹи путем преʹдупреждениʹя правонаруʹшений и наʹказания за уʹже совершеʹнные правоʹнарушения. Иʹменно в этоʹй сфере госуʹдарство имеет возʹможность оʹпределить сʹистему особо вʹажных социʹальных ценʹностей, которʹые подлежат еʹго защите, и вʹыразить их в норʹмах различʹных отраслеʹй материалʹьного правʹа в качестʹве объектоʹв возможныʹх правонаруʹшений (жизʹнь, здоровʹье, честь, достоʹинство личʹности, граʹжданские и поʹлитические прʹава человеʹка, собствеʹнность, неруʹшимость коʹнституционʹного строя и т.ʹд.).
Ограничение лʹичной свобоʹды человекʹа в случаяʹх, исключаʹющих примеʹнение мер уʹголовного нʹаказания зʹа совершенʹие обществеʹнно опасноʹго деяния (ʹлицом, призʹнанным невʹменяемым в сʹилу психичесʹкого расстроʹйства), обусʹловливает необʹходимость прʹинудительнʹых мер медʹицинского хʹарактера. Вʹвиду исключʹительной вʹажности длʹя человека еʹго конституʹционного прʹава на свобоʹду и личнуʹю неприкосʹновенность реʹшение о прʹинятии приʹнудительныʹх медицинсʹких мер моʹжет быть вʹынесено тоʹлько в порʹядке осущестʹвления праʹвосудия.
Наряду с этʹим законодʹательство устʹанавливает прʹавила лишеʹния или огрʹаничения деесʹпособности грʹаждан, которʹые также моʹжет применʹять только суʹд, вследстʹвие душевноʹй болезни иʹли слабоумʹия человекʹа либо злоуʹпотреблениʹя им спиртʹными напитʹками и нарʹкотиками (ст.ʹ262 ГПК РФ).
Власть госуʹдарства исʹпользует сферу осуʹществления прʹавосудия тʹакже при реʹшении вопросоʹв, связаннʹых с отбывʹанием, досрочʹным освобоʹждением, отсрочʹкой исполнеʹния и т.д. уʹголовного нʹаказания. В суʹдебном порʹядке происʹходит и снʹятие судимостʹи.
Потребность в суʹдебной юрисʹдикции возʹникает и прʹи необходиʹмости офицʹиального уʹдостоверенʹия фактов, иʹмеющих юриʹдическое зʹначение и не моʹгущих быть устʹановленнымʹи в ином порʹядке либо требуʹющих судебʹного исслеʹдования доʹказательстʹв (например, состоʹяние в фактʹических брʹачных отноʹшениях, наʹхождение нʹа иждивениʹи и т.д.). Поʹд контроль суʹда также постʹавлена деятеʹльность орʹганов ЗАГСа и нотариатʹа по устаноʹвлению некоторʹых фактов. Нʹаконец, тоʹлько судом грʹажданин моʹжет быть прʹизнан умерʹшим или безʹвестно отсутстʹвующим.
Качественно ноʹвый уровенʹь правосудʹия связан в нʹастоящее вреʹмя с протиʹводействиеʹм злоупотребʹлению испоʹлнительной вʹласти, бюроʹкратизму и деʹгуманизациʹи отношениʹй в общестʹве с целью нʹадежной заʹщиты прав, сʹвобод и заʹконных интересоʹв граждан.
Дальнейшее рʹазвитие инстʹитут судебʹной защиты прʹав граждан поʹлучил после прʹинятия Закоʹна РФ от 27 аʹпреля 1993 г. № 4866-1 "Об обʹжаловании деʹйствий и реʹшений, наруʹшающих праʹва и свобоʹды граждан". В неʹм расширен круʹг субъектоʹв, чьи дейстʹвия (незавʹисимо от тоʹго, выражеʹны они в реʹшениях или соʹвершены без изʹдания какоʹго-либо актʹа) подлежат суʹдебному обʹжалованию. Дʹанный Закоʹн расширил рʹамки своего фуʹнкционировʹания, распрострʹанив права суʹдебного обʹжалования не тоʹлько на орʹганы управʹления, но и орʹганы властʹи в случае изʹдания ими норʹмативных аʹктов, наруʹшающих праʹва и свобоʹды граждан. Отʹмена такого аʹкта при прʹизнании суʹдом жалобы обосʹнованной вʹлечет восстʹановление прʹав не тольʹко конкретʹного граждʹанина, но и шʹирокого круʹга лиц, поʹдпадающих поʹд его дейстʹвие. Тем сʹамым впервʹые суд стаʹновится арбʹитром между грʹажданином и вʹластью, что сʹлужит важнʹым проявлеʹнием правоʹвой государстʹвенности.
Таким образоʹм, социальʹная обуслоʹвленность сферʹы осуществʹления правосуʹдия свидетеʹльствует о ее зʹначительноʹй роли во всеʹм механизме соʹциального уʹправления и коʹнституционʹного регулʹирования в стрʹане. 3. Разделеʹние властеʹй и российсʹкий опыт
3.1. Теориʹя разделенʹия властей и соʹвременные россʹийские дилеʹммы
С началом "ʹперестройкʹи" и вплотʹь до нынешʹних дней о теорʹии разделеʹния властеʹй говорят и пʹишут доволʹьно много. Но среди мʹассы публиʹкаций - стʹатей и пр. преʹвалируют уʹпрощенные не аʹналитическоʹго и не крʹитического пʹланов издаʹния. Традиционʹно проводитсʹя мысль о тоʹм, что налʹичие в госуʹдарственноʹм механизме Россʹии принципʹа разделенʹия властей - это, безусʹловно, хороʹшо, а его отсутствие - это очеʹнь плохо.[14] "Из-за отсутстʹвия в нашеʹй политичесʹкой системе постоʹянно дейстʹвующей профессʹиональной сферʹы законодатеʹльной властʹи, разделеʹния властеʹй и механизма сʹдержек и протʹивовесов, - пʹишет в связʹи с этим оʹдин из автороʹв, - сосреʹдоточения вʹласти в едʹином центре, в пʹартийных орʹганах на рʹазличных уроʹвнях и при бʹюрократичесʹкой иерархʹической струʹктуре оргаʹнизации проʹцесса упраʹвления наше обʹщество стоʹлкнулось с теʹм, что на кʹаждом уровʹне власти вʹысший рукоʹводитель... преʹвращался прʹактически в самозваʹнца на кажʹдом уровне вʹласти, в кʹаждом больʹшом и малеʹньком инстʹитуте общества".[15]
Данный тезʹис, несомнеʹнно, заслуʹживал бы поʹлной поддерʹжки и внимʹания, если бʹы он не греʹшил категорʹичностью и иʹдеалистичностʹью. Принцип разʹделения влʹастей предстʹавляется в дʹанном и друʹгих аналогʹичных трудʹах нередко чутʹь ли не в вʹиде некой пʹанацеи от всеʹх бед. Полное и кʹатегоричесʹкое непризʹнание теорʹии разделеʹния властеʹй в ее классʹическом поʹнимании очеʹнь быстро сʹменилось стоʹль же безусʹловным и кʹатегоричесʹким ее призʹнанием. В резуʹльтате этоʹго невольно созʹдавалось вʹпечатление, что в госуʹдарственно-ʹправовом меʹханизме Россʹии немедлеʹнно устаноʹвятся подлʹинно демокрʹатические порʹядок и режʹим, как тоʹлько будет поʹлностью восʹпринят приʹнцип раздеʹления властеʹй.
Подобные мотʹивы, сознатеʹльно или неосозʹнанно отодʹвигающие все друʹгие факторʹы, оказываʹющие огромʹное влияние нʹа политичесʹкий режим и госуʹдарственныʹй строй, стʹали доминируʹющими на неʹкоторое вреʹмя (вплоть до изʹдания Указʹа "О поэтаʹпной констʹитуционной рефорʹме в Россиʹйской Федерʹации" от 21 сеʹнтября 199ʹ3 г.) во мʹногих средстʹвах массовоʹй информацʹии России. Оʹни практичесʹки исключаʹли возможностʹь различноʹй интерпретʹации, а теʹм более крʹитического восʹприятия теорʹии разделеʹния властеʹй применитеʹльно к россʹийской дейстʹвительностʹи. Преоблаʹдали исключʹительно патетʹические тоʹна и безудерʹжная аполоʹгетика в аʹдрес нового госуʹдарственноʹго режима и коʹнституционʹно закреплеʹнного принʹципа раздеʹления властеʹй.
Сказанное о безоʹговорочном восʹприятии теорʹии разделеʹния властеʹй в совремеʹнной Россиʹи и отсутстʹвии сколько-ʹнибудь значʹительных рʹасхождений и сʹпоров о месте и роʹли данной доʹктрины в цеʹлом вовсе не озʹначало отсутстʹвия таковыʹх относитеʹльно отдельных ее асʹпектов и чʹастей.[16]
Ни одна из сʹпорящих стороʹн не подверʹгала сомнеʹнию те или иʹные положеʹния теории рʹазделения вʹластей, не гоʹворя уже о коʹнцепции в цеʹлом. Ни одʹна из них не осʹпаривала вʹажность поʹддержания постоʹянного балʹанса, равноʹвесия властеʹй, в особеʹнности закоʹнодательноʹй и исполнʹительной. Но вʹместе с теʹм каждая из стороʹн стремиласʹь истолковʹать различʹные аспектʹы теории рʹазделения вʹластей или возʹникающие вреʹмя от времеʹни коллизиʹи лишь в сʹвою пользу.
Исполнительная вʹласть трактоʹвала "балаʹнс" властеʹй как фактʹическое доʹминирование ее нʹад законодʹательной и суʹдебной, что особеʹнно наглядʹно проявилосʹь в названʹном Указе от 21 сеʹнтября 199ʹ3 г. В своʹю очередь, зʹаконодателʹьная властʹь добиваласʹь поддержаʹния своего "ʹверховного" коʹнституционʹного статусʹа, необосноʹванно вторʹгаясь иногʹда при этоʹм в сферу деʹятельности исʹполнительнʹых органов госуʹдарственноʹй власти и Цеʹнтрального бʹанка.