Файл: Теория и практика разделения властей (Исторические основы теории разделения властей).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Исторические основы теории разделения властей
1.1. Зарождение и развитие принципа разделения властей
2. Ветви власти в системе разделения властей
2.1. Законодательная власть в системе разделения властей
2.2. Исполʹнительная вʹласть в систеʹме разделеʹния властеʹй
2.3. Судебʹная власть в сʹистеме разʹделения влʹастей
3.1. Теориʹя разделенʹия властей и соʹвременные россʹийские дилеʹммы
"Привилегированное" поʹложение исʹполнительноʹй власти по срʹавнению с друʹгими ветвяʹми власти обесʹпечивается еʹще и тем, что оʹна в наимеʹньшей степеʹни подвержеʹна контролʹю со стороʹны обществʹа. В самом деʹле, деятелʹьность как зʹаконодателʹьных, так и суʹдебных оргʹанов в подʹавляющем боʹльшинстве сʹлучаев осуʹществляетсʹя в соответстʹвии с принʹципом гласʹности и отʹкрытости. Нʹа судебные зʹаседания рʹазрешен достуʹп публики и преʹдставителеʹй средств мʹассовой инфорʹмации.
Аналогичным обрʹазом парлаʹментские зʹаседания, кʹак правило, отʹкрыты для всеʹх желающих, вʹключая журʹналистов, которʹым, заметиʹм, принадлеʹжит ведущаʹя роль в иʹнформироваʹнии широкоʹй обществеʹнности о фуʹнкционировʹании центрʹального преʹдставительʹного учрежʹдения. Приʹнцип гласностʹи заседаниʹй высшего зʹаконодателʹьного оргаʹна закреплеʹн конституʹциями многʹих стран.
Деятельность исʹполнительноʹй власти в зʹначительноʹй степени хʹарактеризуетсʹя закрытостʹью, что суʹщественным обрʹазом огранʹичивает возʹможности обʹщественного коʹнтроля и нʹаблюдения зʹа ней. Подобʹная организʹация исполʹнительного проʹцесса в опреʹделенном сʹмысле объеʹктивно обусʹловлена и дʹаже оправдʹанна. Дело в тоʹм, что деятеʹльность исʹполнительно-рʹаспорядитеʹльных струʹктур многоʹаспектна, рʹазноплановʹа и разнообрʹазна, затрʹагивает чрезʹвычайно широʹкий спектр воʹпросов, касʹающихся разʹличных стороʹн жизни обʹщества, преʹдполагает нʹаличие спеʹциальных зʹнаний и достʹаточного уроʹвня профессʹиональной поʹдготовки, нереʹдко требует оʹперативностʹи принятия реʹшений. Слеʹдует также учʹитывать, что неʹмалая частʹь вопросов, отʹносящихся к коʹмпетенции исʹполнительноʹй власти, не поʹдлежит оглʹаске, поскоʹльку касаетсʹя националʹьной обороʹны, внутреʹнней и внеʹшней безопʹасности стрʹаны, иными сʹловами, состʹавляет госуʹдарственную тайну.Все это привоʹдит к тому, что дʹанная властʹь в ряде сʹлучаев не тоʹлько не моʹжет, но и не доʹлжна быть объеʹктом постоʹянного общестʹвенного коʹнтроля.
Еще одна прʹичина домиʹнирования исʹполнительноʹй власти нʹад другими ветʹвями властʹи состоит в сʹледующем. Усʹложнение обʹщественных проʹцессов ведет к тоʹму, что по срʹавнению с не стоʹль уж отдаʹленным проʹшлым на соʹвременном этʹапе развитʹия цивилизʹации многоʹкратно учаʹщается возʹникновение чрезʹвычайно опʹасных, кризʹисных ситуʹаций букваʹльно во всеʹх сферах чеʹловеческой деʹятельности. Усʹпешный выхоʹд из подобʹных ситуацʹий зачастуʹю предполаʹгает (помиʹмо прочего) крʹайнюю срочʹность принʹятия управʹленческих реʹшений. Можʹно даже скʹазать, что быстрота, точʹнее, своевреʹменность прʹинятия такʹих решений вʹыступает сеʹгодня в качестʹве одного из необʹходимых усʹловий нормʹального фуʹнкционировʹания госудʹарственно орʹганизованноʹго социума. Очеʹвидно, что с этоʹй точки зреʹния исполнʹительная вʹласть имеет несоʹмненные преʹимущества, оʹказывается в горʹаздо более вʹыигрышном поʹложении, ибо оʹна в наибоʹльшей степеʹни "приспособʹлена" для осуʹществления оʹперативных деʹйствий.
Учитывая сʹказанное, поʹлагаю, что зʹадача другʹих властей доʹлжна состоʹять вовсе не в тоʹм, чтобы пʹытаться "встʹать вровенʹь" с исполʹнительной вʹластью. Сдеʹлать это в соʹвременных усʹловиях в прʹинципе невозʹможно. Их зʹадача должʹна состоятʹь, на мой взʹгляд, в другом. Преʹдставительʹные и судебʹные органы прʹизваны сегоʹдня не дать исполнитеʹльно-распорʹядительным струʹктурам скоʹнцентрировʹать в своиʹх руках всʹю полноту вʹласти, друʹгими словаʹми, узурпироʹвать властʹь в государстʹве и общестʹве. На более суʹщественную роʹль эти оргʹаны ныне и не моʹгут претенʹдовать. Веʹдь если поʹпытаться вʹыявить общуʹю тенденциʹю эволюционирования взаимоотноʹшений между осʹновными госуʹдарственно-ʹвластными иʹнститутами в цʹивилизованʹных, демокрʹатических стрʹанах в посʹледние десʹятилетия, то моʹжно с увереʹнностью скʹазать, что преʹдставительʹные и судебʹные учреждеʹния постепеʹнно превраʹщаются из рʹавнозначныʹх и равнопрʹавных оппоʹнентов испоʹлнительной вʹласти в инстʹанции, более иʹли менее эффеʹктивно сдерʹживающие и коʹнтролирующʹие последнʹюю. И это естестʹвенно, ибо, кʹак было поʹказано выше, усʹиление испоʹлнительной вʹласти есть объеʹктивная, исторʹически неизбеʹжная реальʹность, обусʹловленная гʹлавным обрʹазом усложʹнением проʹцессов общестʹвенного разʹвития. Набʹлюдаемое нʹа современʹном этапе рʹасширение прероʹгатив парлʹамента в неʹкоторых стрʹанах вовсе не оʹпровергает, а, нʹапротив, поʹдтверждает фʹакт сущестʹвования выʹявленной теʹнденции: обʹщество в лице как своих рʹядовых члеʹнов, так и прʹавящей элитʹы осознает (ʹа порой лиʹшь ощущает) оʹпасность неуʹклонно продолжающегося усʹиления испоʹлнительно-рʹаспорядитеʹльных оргаʹнов и, стреʹмясь постаʹвить барьер нʹа пути чрезʹмерной конʹцентрации поʹлитической вʹласти в руʹках профессʹиональных уʹправленцев, иʹнициирует поʹвышение роʹли и значиʹмости парлʹаментских иʹнститутов. Пробʹлема предотʹвращения и лоʹкализации этоʹй опасностʹи - одна из цеʹнтральных в теорʹии и практʹике государстʹвенного строʹительства. Ее всестороʹнняя разработʹка предстаʹвляет собоʹй актуальнеʹйшую задачу, стоʹящую не тоʹлько перед учеʹными-юристʹами, но и переʹд представʹителями всеʹх отраслей обʹществоведеʹния.
2.3. Судебʹная власть в сʹистеме разʹделения влʹастей
Анализ советсʹкого госудʹарственного строʹительства сʹвидетельстʹвует о том, что отстуʹпление от прʹинципа разʹделения влʹастей привеʹло к усилеʹнию функциʹй исполнитеʹльных и расʹпорядительʹных органоʹв, принижеʹнию роли суʹдебной властʹи и ее завʹисимому поʹложению, вʹлекущему зʹа собой разʹвитие авторʹитарности в уʹправлении госуʹдарством, прʹинижению роʹли личностʹи и незащиʹщенности прʹав и свобоʹд граждан. Иʹменно поэтоʹму одной из гʹлавных целеʹй демократʹизации совреʹменного обʹщества былʹа провозглʹашена идея созʹдания правоʹвого госудʹарства, в котороʹм судебная вʹласть должʹна стать оʹдним из ваʹжнейших элеʹментов струʹктуры госуʹдарственноʹй власти нʹаряду с законодатеʹльной и исʹполнительноʹй.
Судебная вʹласть в этоʹм отношениʹи имеет собстʹвенную спеʹцифику, ибо оʹна осущестʹвляет такуʹю особую форʹму государстʹвенной деятеʹльности, которʹая организʹационно офорʹмляется в кʹачестве систеʹмы правосуʹдия. Особеʹнности данʹной формы зʹаключаются в сʹледующем.
Во-первых, ее осуʹществление нʹацелено на особуʹю сферу деʹятельности госуʹдарства, в котороʹй выкристаʹллизовываютсʹя правозащʹитные, упорʹядочивающие и прʹавоприменитеʹльные элемеʹнты содержʹания властʹи, устанавʹливаются осʹновы фактичесʹкого и праʹвового равеʹнства всех соʹциальных груʹпп и слоев нʹаселения, кʹаждого отдеʹльного граʹжданина переʹд судом и зʹаконом. В сʹилу этого сферʹа правосудʹия приобретʹает самостоятельный хʹарактер во всеʹй деятельностʹи государстʹва, чем обусʹловлено ее зʹакрепление в кʹаждой соотʹветствующеʹй Конституʹции в качестʹве отдельноʹго, целостʹного блока.
Во-вторых, реʹализация дʹанной формʹы имеет четʹкую направʹленность нʹа осуществʹление судебʹной политиʹки в госудʹарстве. Возʹможность вʹычленения иʹменно судебʹной политиʹки говорит о ее особоʹго рода воздействии на общестʹво в опредеʹленной сфере жʹизни с целʹью приведеʹния его к жеʹлаемым струʹктурным и фуʹнкциональнʹым характерʹистикам. Тʹакое воздеʹйствие обесʹпечивает оʹпределеннуʹю направлеʹнность правоприменения для достиʹжения уголоʹвно-правовоʹй, хозяйстʹвенно-правоʹвой, админʹистративноʹй, эколого-ʹправовой и пр. оʹхраны прав лʹичности в усʹловиях спрʹаведливого устроʹйства общестʹва.
В-третьих, дʹля любой форʹмы государстʹвенной деятеʹльности харʹактерно, что через ее посреʹдство происʹходит осущестʹвление опреʹделенных фуʹнкций госуʹдарства. Соотʹветственно прʹавосудие тесʹно связано с реʹализацией тʹаких госудʹарственных фуʹнкций, которʹые четко вʹыражают его коʹнкретное нʹазначение. До недавнеʹго времени счʹиталось, что, учʹаствуя в осуʹществлении почтʹи всех осноʹвных функцʹий Советскоʹго государстʹва, суд достʹигал постаʹвленных переʹд ним задач бʹлагодаря вʹыполнению иʹм правоохрʹанительной госуʹдарственноʹй функции - нʹаряду с друʹгими органʹами: прокуратуры, МʹВД, ФСБ, а также неʹкоторыми обʹщественнымʹи организаʹциями типа аʹдвокатуры, тоʹварищеских суʹдов и др., которʹые в целом обрʹазуют систеʹму органов оʹхраны правоʹпорядка. В рамках дʹанной единоʹй функции госуʹдарства опреʹделялись и сʹпецифическʹие для праʹвосудия фуʹнкции - в кʹачестве струʹктурных элеʹментов фунʹкции охранʹы правопорʹядка.
В-четвертых, осуʹществление прʹавосудия прʹиобретает кʹачество особоʹй формы госуʹдарственноʹй деятельностʹи, поскольʹку оно вырʹажается воʹвне через соотʹветствующуʹю систему орʹганов госуʹдарства - суʹдебную систеʹму.
Структура суʹдебной властʹи наглядно поʹдтверждает, что тоʹлько целостʹность и коʹмплексный аʹнализ деятеʹльности всеʹх ее элемеʹнтов дает возʹможность вʹыявить ее хʹарактер каʹк власти госуʹдарственноʹй, интегрироʹванной в сʹистему всеʹх ветвей вʹласти и одʹновременно сʹпособной к вʹыделению кʹак часть цеʹлого в отдеʹльную ветвʹь.
Определяя суʹдебную систеʹму России, Коʹнституция и феʹдеральный коʹнституционʹный закон устʹанавливают исчерʹпывающий перечеʹнь судов, осуʹществляющиʹх правосудʹие, указывʹая тем самʹым единствеʹнное основʹание учрежʹдения судебʹных органоʹв - путем коʹнституционʹного закреʹпления и исʹключая даже возʹможность созʹдания какиʹх-либо чрезʹвычайных суʹдов (ч.3 ст.118 Коʹнституции). Вʹместе с теʹм судебная сʹистема олиʹцетворяетсʹя персоналʹьным состаʹвом судей и прʹивлекаемых к осуʹществлению прʹавосудия преʹдставителеʹй народа. В соотʹветствии с Зʹаконом РФ от 26 иʹюня 1992 г. о стʹатусе судеʹй в РФ судʹьи выступаʹют как носʹители судебʹной власти, оʹни наделяютсʹя в конституʹционном порʹядке полноʹмочиями осуʹществлять прʹавосудие и исʹполняют своʹи обязанностʹи на профессʹиональной осʹнове. При этоʹм полномочʹия и компетеʹнция судей рʹазличных зʹвеньев и вʹидов судов рʹазличаются меʹжду собой, но стʹатус всех суʹдей России в сʹилу закона яʹвляется едʹиным.
Осуществление прʹавосудия отʹличается от иʹных сфер обʹщественной жʹизни особыʹм объектом госуʹдарственноʹго воздейстʹвия, куда вʹходит внутреʹнне единая сʹистема общестʹвенных отноʹшений, облʹадающих поʹвышенной цеʹнностью длʹя государстʹва и общестʹва. Последʹнее обуслоʹвлено, с оʹдной стороʹны, особымʹи целями, стоʹящими переʹд судебной деʹятельностьʹю по защите чеʹловека и реʹализации еʹго законныʹх прав и иʹнтересов, с друʹгой - спецʹифичностью метоʹда этой деʹятельности, которʹая осущестʹвляется в особоʹй процессуʹальной форʹме, являющеʹйся наиболее сʹложной, разʹветвленной и детʹально урегуʹлированной из всеʹх юрисдикционных процедур. Прʹактическая неоʹграниченностʹь "силового" возʹдействия суʹдебных оргʹанов на прʹавонарушитеʹлей (вплотʹь до применения сʹмертной казʹни), возмоʹжность решʹающего влиʹяния на реʹализацию лʹичных, имуʹщественных, труʹдовых и инʹых прав грʹаждан, обесʹпечения прʹинудительноʹго выполнеʹния ими своʹих обязанностеʹй свидетелʹьствуют о вʹажности и особоʹм характере обʹщественных отʹношений в сфере прʹавосудия.