Файл: Теория и практика разделения властей (Исторические основы теории разделения властей).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Исторические основы теории разделения властей
1.1. Зарождение и развитие принципа разделения властей
2. Ветви власти в системе разделения властей
2.1. Законодательная власть в системе разделения властей
2.2. Исполʹнительная вʹласть в систеʹме разделеʹния властеʹй
2.3. Судебʹная власть в сʹистеме разʹделения влʹастей
3.1. Теориʹя разделенʹия властей и соʹвременные россʹийские дилеʹммы
И хотя в ноʹвой Конституʹции РФ (ст. 10) по-ʹпрежнему поʹдчеркивалосʹь, что "госуʹдарственнаʹя власть в Россʹийской Федерʹации осущестʹвляется на осʹнове раздеʹления на зʹаконодателʹьную, испоʹлнительную и суʹдебную" и что "орʹганы законоʹдательной, исʹполнительноʹй и судебноʹй властей сʹамостоятелʹьны", суть деʹла от этого и реʹальная дейстʹвительностʹь заметно не изʹменились. Принцип рʹазделения вʹластей проʹдолжал фунʹкционироватʹь лишь номʹинально, формально-юридически. Фактичесʹки же сущестʹвовал скорее прʹинцип технʹического рʹаспределенʹия между рʹазличными госорʹганами преʹдметов ведеʹния, сферы деʹятельности, фуʹнкций, но отʹнюдь не разʹделения влʹастей.
С принятиеʹм Конституʹции России 1ʹ2 декабря 1ʹ993 г. в рʹазвитии и прʹименении теорʹии разделеʹния властеʹй в нашей стрʹане началсʹя новый, третʹий период, которʹый продолжʹается вплотʹь до настоʹящего времеʹни.
Конституция РФ 1ʹ993 г. не тоʹлько декларʹировала прʹинцип раздеʹления властеʹй, но и доʹвольно четʹко закрепиʹла за каждоʹй из них круʹг относящиʹхся к их веʹдению вопросоʹв, их компетеʹнцию.
Согласно Коʹнституции зʹаконодателʹьным и преʹдставительʹным органоʹм Российскоʹй Федерациʹи является Феʹдеральное Собрание - парʹламент.[31] Он состоит из дʹвух палат - Соʹвета Федерʹации и Госуʹдарственноʹй Думы (ст. 94, 95).
Исполнительную вʹласть в стрʹане осущестʹвляет Правʹительство Россʹийской Федерʹации (ст. 110).
Судебная вʹласть осущестʹвляется "посреʹдством констʹитуционного, грʹажданского, аʹдминистратʹивного и уʹголовного суʹдопроизводстʹва" (ст. 118). В сʹистеме госуʹдарственныʹх органов, осуʹществляющиʹх судебную вʹласть, в коʹнституционʹном порядке вʹыделяются следующие.
Конституционный Суʹд Российскоʹй Федерациʹи выступает кʹак судебныʹй орган коʹнституционʹного контроʹля, "самостоʹятельно и незʹависимо осуʹществляющиʹй судебную вʹласть посреʹдством констʹитуционного суʹдопроизводстʹва".[32]
Верховный Суʹд Российскоʹй Федерациʹи является "ʹвысшим судебʹным органоʹм по граждʹанским, угоʹловным, адʹминистратиʹвным и иныʹм делам, поʹдсудным суʹдам общей юрʹисдикции" (ст. 1ʹ26 Конституʹции РФ).
Высший Арбʹитражный Суʹд Российскоʹй Федерациʹи выступает кʹак высший суʹдебный оргʹан "по разреʹшению эконоʹмических сʹпоров и инʹых дел, рассʹматриваемыʹх арбитражʹными судамʹи" (ст. 127 Коʹнституции РФ).
В системе вʹысших властʹных структур соʹвременного россʹийского госуʹдарства особое место зʹанимает инстʹитут презиʹдентства.
Согласно Коʹнституции РФ презʹидент являетсʹя главой госуʹдарства. Оʹн выступает кʹак гарант Коʹнституции, а тʹакже "прав и сʹвобод челоʹвека и граʹжданина". В установлеʹнном Констʹитуцией РФ порʹядке презиʹдент приниʹмает меры по оʹхране сувереʹнитета Россʹии, ее незʹависимости и госуʹдарственноʹй целостностʹи; определʹяет основнʹые направлеʹния внутреʹнней и внеʹшней политʹики государстʹва; обеспечʹивает "согʹласованное фуʹнкционировʹание и взаʹимодействие орʹганов госуʹдарственноʹй власти" (ст. 80 Коʹнституции РФ).
В соответстʹвии со своʹими конституʹционными поʹлномочиями презʹидент назнʹачает с соʹгласия Госуʹдарственноʹй Думы Преʹдседателя Прʹавительствʹа России; прʹинимает реʹшение об отстʹавке Правитеʹльства; имеет прʹаво предсеʹдательствоʹвать на засеʹданиях Праʹвительства; по преʹдложению Преʹдседателя Прʹавительствʹа РФ назначʹает на долʹжность и осʹвобождает от доʹлжности заʹместителей Преʹдседателя Прʹавительствʹа и министроʹв; предстаʹвляет Госуʹдарственноʹй Думе канʹдидатуру дʹля назначения нʹа должностʹь председатеʹля Централʹьного банкʹа России, а тʹакже ставит воʹпрос о его осʹвобождении.
Кроме того, соʹгласно Констʹитуции, Презʹидент выпоʹлняет также рʹяд других поʹлномочий и фуʹнкций. По сʹвоей прироʹде и характеру оʹни являютсʹя в основноʹм исполнитеʹльно-распорʹядительнымʹи полномочʹиями и фунʹкциями. Явʹляясь главоʹй государстʹва, президеʹнт одновреʹменно фактʹически выпоʹлняет функʹции и главʹы Правителʹьства. Сочетʹание полноʹмочий главʹы государстʹва с фактичесʹкими полноʹмочиями глʹавы Правитеʹльства позʹволяет Презʹиденту Россʹии сосредоточʹить в своиʹх руках огроʹмную, поистʹине "суперʹпрезидентсʹкую" властʹь.
П. 2 ст. 117 Коʹнституции РФ гʹласит: Презʹидент Россʹийской Федерʹации может прʹинять решеʹние об отстʹавке Правитеʹльства Россʹийской Федерʹации. При этоʹм не указаʹны даже обʹщие черты возʹможных причʹин отставкʹи. Причины вʹынужденной отстʹавки Правитеʹльства по реʹшению Презʹидента могут бʹыть весьма рʹазные, но, кʹак правило, это — сʹледствие обостреʹния противоречʹий между нʹими. На прʹактике бывʹают случаи, коʹгда Правитеʹльство не жеʹлает уходитʹь в отставʹку добровоʹльно или Презʹидент не преʹдложил такоʹго «дипломʹатического» сʹпособа отстʹавки по собстʹвенному жеʹланию. Отстʹавка Правитеʹльства по реʹшению Презʹидента не требует собʹлюдения каʹких-либо преʹдварительнʹых условий (ʹк примеру, преʹдупреждениʹя об отстаʹвке и т.д.). Оʹна может бʹыть осущестʹвлена в любое вреʹмя и незавʹисимо от отʹношения парʹламента к деʹятельности Прʹавительствʹа. Раньше по Зʹакону «О Соʹвете Министроʹв — Правитеʹльстве Россʹийской Федерʹации» (ст.11) реʹшение об отстʹавке Правитеʹльства по иʹнициативе Презʹидента приʹнималось иʹм с согласʹия парламеʹнта. В этоʹм случае в изʹвестном смʹысле можно гоʹворить о поʹдотчетностʹи Правителʹьства Презʹиденту (таʹк и было зʹаписано в ст.1ʹ22 прежней Коʹнституции).
Но это не озʹначает, что в форʹмально-юриʹдическом, коʹнституционʹном смысле Презʹидент Россʹии как глаʹва государстʹва стоит по сʹвоему статусу не только нʹад исполнитеʹльно-распорʹядительнымʹи, но и наʹд законодатеʹльными и суʹдебными орʹганами.
Конституция РФ в сʹвязи с этиʹм особо огоʹваривает, нʹапример, что в сʹвоей деятеʹльности прʹи определеʹнии основнʹых направлеʹний внутреʹнней и внеʹшней политʹики государстʹва Президеʹнт руководстʹвуется Констʹитуцией и феʹдеральными зʹаконами. В Осʹновном Закоʹне страны особо поʹдчеркиваетсʹя, что "укʹазы и распорʹяжения Презʹидента Россʹийской Федерʹации не доʹлжны протиʹворечить Коʹнституции Россʹийской Федерации и федерʹальным закоʹнам".[33]
Аналогичные по сʹвоему хараʹктеру полоʹжения содерʹжатся также и в теʹкущем закоʹнодательстʹве, Так, в Грʹажданском коʹдексе РФ особо уʹказывается нʹа то, что "ʹв случае протʹиворечия уʹказа Презиʹдента Россʹийской Федерʹации или Прʹавительствʹа Российскоʹй Федерациʹи настоящеʹму Кодексу иʹли иному зʹакону примеʹняется настоʹящий Кодекс иʹли соответстʹвующий закоʹн".[34]
Из сказанноʹго следует, что есʹли указы презʹидента как гʹлавы госудʹарства, соʹгласно Констʹитуции, устуʹпают по своеʹй юридичесʹкой силе зʹаконам, т.е. аʹктам, принʹимаемым высʹшим законоʹдательным орʹганом страʹны - парлаʹментом, то иʹнститут презʹидентства не моʹжет быть по сʹвоему статусу вʹыше парламеʹнта, стоятʹь над парлʹаментом.
Аналогично обстоʹят дела не тоʹлько с закоʹнодательноʹй властью и осуʹществляющиʹми ее высшʹими органаʹми, но и с суʹдебной властʹью. В Констʹитуции РФ прʹямо говоритсʹя о том, что "суʹдебная систеʹма Российсʹкой Федераʹции устанаʹвливается Коʹнституцией Россʹийской Федерʹации и федерʹальным констʹитуционным зʹаконом" и что "суʹдьи независʹимы и подчʹиняются тоʹлько Констʹитуции Россʹийской Федерации и федерʹальному заʹкону".[35]
В формально-ʹюридическоʹм плане это озʹначает, что суʹдебная властʹь, так же кʹак и законоʹдательная, яʹвляется отʹносительно сʹамостоятелʹьной ветвьʹю власти по отʹношению к исʹполнительноʹй власти, и по отʹношению друʹг к другу оʹни оказываʹют сдерживʹающее влияʹние и уравʹновешивают друʹг друга.
Однако, каʹк показывает прʹактический оʹпыт функциоʹнирования вʹластей посʹле принятиʹя Конституʹции России 1ʹ993 г., обʹладая относʹительной сʹамостоятелʹьностью и сʹдерживая в сʹвоей повсеʹдневной деятельности друг другʹа, государстʹвенные властʹи далеко не всеʹгда уравноʹвешивают друʹг друга.
В особенностʹи это касаетсʹя законодатеʹльной и исʹполнительно-рʹаспорядитеʹльной властеʹй. В отношеʹниях между нʹими, равно кʹак и в отноʹшениях с друʹгими ветвяʹми и разноʹвидностями вʹластей, неʹизменно доʹминирует презʹидентская, а, точʹнее, исполʹнительная вʹласть.
Во взаимоотʹношениях с суʹдебной властʹью это предопределяется прежде всего тем, что президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.
В отношениях с законодательной властью доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что Президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписывания и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы.[36]
Согласно Конституции РФ законодательная власть имеет определенные рычаги обратного воздействия ("сдерживания") на исполнительную власть. Среди них наиболее действенными считаются, например, такие, как полномочия Государственной Думы на решение вопроса о доверии Правительству России,[37] право Совета Федерации на основе выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента на решение вопроса об отстранении его от должности, и др.