Файл: Теория и практика разделения властей (Исторические основы теории разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разумеется, кʹаждая из стороʹн при этом, нʹагнетая поʹлитические стрʹасти, обвиʹняла другую в узурпацʹии всей госуʹдарственноʹй власти. Кʹаждая из нʹих при этоʹм, прикрывʹаясь демокрʹатическими лозуʹнгами и заботоʹй о благе обʹщества и нʹарода, пресʹледовала лʹишь свои собстʹвенные эгоʹистические цеʹли и интересʹы, а точнее, цеʹли и интересʹы стоящих зʹа ними относʹительно небоʹльших групʹп людей.

Именно такʹая ситуациʹя создаласʹь (вначале форʹмально - юрʹидически, а зʹатем и фактʹически) в Россʹии в сентябре - оʹктябре 199ʹ3 г. Начавʹшийся было вʹнедряться в деʹйствующее зʹаконодателʹьство и в поʹлитическую прʹактику приʹнцип раздеʹления властеʹй юридичесʹки был блоʹкирован Указом "О поэтʹапной констʹитуционной рефорʹме в Россиʹйской Федерʹации", а позʹднее, после рʹазгона 3-4 оʹктября 199ʹ3 г. парлаʹмента и преʹкращения деʹятельности Коʹнституционʹного Суда, бʹыл фактичесʹки ликвидироʹван.

Логикой саʹмих событиʹй в России еʹще раз непроʹизвольно поʹдтвердился тезʹис, развивʹавшийся в соʹветской литерʹатуре еще в 20- 30-е гоʹды, о том, что осʹновные, наʹиболее острʹые проблемʹы, связаннʹые с принцʹипом раздеʹления властеʹй, возникаʹют, как прʹавило, лишʹь в период борʹьбы различʹных классоʹв и политичесʹких группировок за вʹласть.[17] С оговоркоʹй, естествеʹнно, о том, что речʹь шла о борʹьбе за властʹь не внутрʹи правящих круʹгов Советсʹкого Союза иʹли России, а меʹжду нарождʹающейся бурʹжуазией и феоʹдалами.

Говоря о взʹаимоотношеʹниях законоʹдательной и исʹполнительноʹй властей и о зʹачатках теорʹии разделеʹния властеʹй в совремеʹнной Россиʹи, необходʹимо исходитʹь из сущестʹвования треʹх относитеʹльно самостоʹятельных перʹиодов станоʹвления и рʹазвития даʹнного процессʹа.


Первый перʹиод хронолоʹгически очерчеʹн рамками: аʹпрель 1985 г. - сеʹнтябрь 199ʹ3 г. Характерʹным для неʹго являютсʹя не только форʹмально-юриʹдическое зʹакрепление (ʹв Конституʹции и другʹих норматиʹвно-правовʹых актах) прʹинципа разʹделения влʹастей, но и нʹачало его реʹального воʹплощения в жʹизнь. О харʹактере взаʹимоотношенʹий различнʹых ветвей вʹласти и их прʹавовом опосредовании свидетельстʹвуют многочʹисленные нʹаучные статʹьи, газетнʹые материаʹлы, различʹные норматʹивно-правоʹвые акты.

Данный перʹиод отличаʹлся тем, кʹак справедʹливо отмечʹалось в литерʹатуре, что шʹло "постояʹнное и актʹивное измеʹнение сущестʹвующих госуʹдарственноʹй и правовоʹй систем, поʹлитической сʹистемы общестʹва в целом и, не в посʹледнюю очереʹдь, хотя и весʹьма противоречʹивое и своеобразное, дʹвижение в стороʹну восприятʹия многих обʹщепризнаннʹых в мире прʹизнаков госуʹдарственностʹи, функциоʹнирующей нʹа основе принципа разʹделения влʹастей".[18]

В самом начʹале данного перʹиода по инерʹции продолʹжало доминʹировать восʹприятие госуʹдарственноʹй власти в лʹице Советоʹв как явлеʹния единого и неʹделимого. Трʹадиционно счʹиталось, что в пʹлане примеʹнения теорʹии разделеʹния властеʹй к российсʹкой действʹительности "рʹазделению" поʹдлежат не сʹами ветви госуʹдарственноʹй власти, а лʹишь властнʹые функции. Прʹичем нередʹко вопрос о рʹазделении фуʹнкций переʹносился с госуʹдарственноʹй сферы жизʹни на партʹийную и обʹщественную.

В конце 80-ʹх-начале 90-ʹх годов в отʹношении к прʹинципу разʹделения влʹастей наметʹился резкиʹй поворот. И это зʹаметно проʹявилось не тоʹлько в теорʹии, но и нʹа практике.

Так, в частʹности, учреʹждение в 1ʹ991 г. инстʹитута презʹидентства в Россʹии и образоʹвание Констʹитуционного Суʹда свидетеʹльствовало, поʹмимо всего прочеʹго, о реалʹьном выделеʹнии и укреʹплении в меʹханизме госуʹдарственноʹй власти Россʹии наряду с зʹаконодателʹьной - испоʹлнительной и суʹдебной властеʹй.


Закрепление же в Коʹнституции Россʹии в 1992 г. поʹложения о тоʹм, что "систеʹма государстʹвенной властʹи в Российсʹкой Федераʹции основаʹна на принʹципах раздеʹления закоʹнодательноʹй, исполнитеʹльной и суʹдебной властеʹй" (ст. 3 Коʹнституции РСФСʹР), свидетеʹльствовало об офʹициальном прʹизнании этоʹй теории.

Таким образоʹм, применитеʹльно к госуʹдарственно-ʹправовой жʹизни рефорʹмируемой Россʹии в данныʹй период прʹинцип раздеʹления властеʹй признаваʹлся не толʹько формалʹьно, теоретʹически, но и шʹаг за шагоʹм стал вопʹлощаться в реʹальную жизʹнь.

Второй перʹиод адаптаʹции теории рʹазделения вʹластей приʹменительно к россʹийской дейстʹвительностʹи охватывает проʹмежуток вреʹмени с сентʹября 1993 г. (с моʹмента издаʹния Указа от 21 сеʹнтября 199ʹ3 г. N 1400) и до деʹкабря этого же гоʹда (включаʹя день проʹведения рефереʹндума по проеʹкту новой Коʹнституции и вʹыборов 12 деʹкабря 1993ʹг.).

Характерной особеʹнностью этоʹго периода было прежде всеʹго то, что в этот перʹиод, как отʹмечали эксʹперты, "быʹло покончеʹно с неприʹкосновенностʹью граждан. Поʹкончено не тоʹлько с двоеʹвластием, но и с троевластием, т.е. с коʹнституционʹным принципом разʹделения влʹастей".[19]

В чем послеʹднее выражʹалось? Еслʹи говорить крʹатко, то - в лʹиквидации деʹятельности всеʹй системы орʹганов закоʹнодательноʹй власти и Коʹнституционʹного Суда и устʹановлении, кʹак отмечалʹи независиʹмые экспертʹы, верховеʹнства испоʹлнительной вʹласти, а точʹнее, единовʹластия презʹидента.[20] Одна ветвʹь - исполнʹительная вʹласть - поʹдмяла под себʹя все остаʹльные ветвʹи власти.

Указом "О поэтʹапной констʹитуционной рефорʹме в Россиʹйской Федерʹации" с 21 сеʹнтября 199ʹ3 г в целяʹх "сохранеʹния единстʹва и целостʹности Россʹийской Федерʹации, вывоʹда страны из эʹкономическоʹго и политʹического крʹизиса, обесʹпечения госуʹдарственноʹй и общестʹвенной безоʹпасности Россʹийской Федерʹации, восстʹановления аʹвторитета госуʹдарственноʹй власти" бʹыло "прервʹано" осущестʹвление закоʹнодательноʹй, распоряʹдительной фуʹнкций Съезʹдом народнʹых депутатоʹв и Верховнʹым Советом стрʹаны.[21]


Этим же актоʹм было "преʹдложено" Коʹнституционʹному Суду РФ "ʹне созыватʹь заседаниʹя до началʹа работы Федерʹального Собрʹания".[22] Считать фʹактически нʹастоящий Уʹказ по юриʹдической сʹиле превосʹходящим действовавшую тоʹгда Конституʹцию, ибо оʹна продолжʹала функциоʹнировать лʹишь в той чʹасти, "в котороʹй не противоречила нʹастоящему Уʹказу".[23]

Оценивая дʹанный Указ с юрʹидической и друʹгих точек зреʹния, отечестʹвенные и зʹарубежные юрʹисты недвусʹмысленно отʹмечали, что еʹго положенʹия находилʹись в явноʹм противоречʹии с Констʹитуцией[24] и что такоʹго рода антʹиконституцʹионные актʹы могут иметʹь отдаленнʹые неблагоприятные посʹледствия.[25]

Издавая даʹнный Указ, сʹправедливо поʹдчеркивал И.ʹГ. Шаблинский, "президеʹнт открыто вʹышел за раʹмки Конституʹции и, более тоʹго, объявиʹл некоторые ее вʹажнейшие главы не имеющиʹми юридичесʹкой силы. Тʹакие решенʹия не моглʹи не иметь шоʹкирующего эффеʹкта, особеʹнно если учестʹь, что приʹмерно с 1988 г. россʹийское общестʹво переживʹало возрожʹдение интересʹа к либераʹльным, классʹическим преʹдставленияʹм о праве и правоʹвом государстʹве".[26]

Разделяя реʹшение Констʹитуционного Суʹда от 21 сеʹнтября 199ʹ3 г. по этоʹму вопросу, аʹвтор вполне обосʹнованно заʹключает, что, соʹгласно дейстʹвовавшему в тот перʹиод законоʹдательству, Презʹидент не иʹмел права нʹи на изданʹие данного Уʹказа N 1400, нʹи на изданʹие других, посʹледовавших за нʹим указов.[27]

Однако такоʹго рода укʹазы, несмотрʹя на официʹальную оцеʹнку Указа N 1400, дʹанную Констʹитуционным Суʹдом, как протʹиворечащего деʹйствовавшеʹй Конституʹции, продоʹлжали издаʹваться. В нʹих нашли сʹвое дальнеʹйшее закреʹпление и рʹазвитие мноʹгие положеʹния, которʹые были прʹизнаны антʹиконституцʹионными.


Так, в наруʹшение дейстʹвовавшего зʹаконодателʹьства Указоʹм "О Констʹитуционном Суʹде Российсʹкой Федераʹции" от 7 оʹктября 199ʹ3 г. в разʹвитие Указʹа от 21 сеʹнтября 199ʹ3 г. была коʹнстатироваʹна "невозмоʹжность деятеʹльности" Коʹнституционʹного Суда Россʹии "в непоʹлном состаʹве" и было преʹдложено не созʹывать его зʹаседания "ʹдо принятиʹя новой Коʹнституции Россʹийской Федерʹации".[28]

Указом "О рефорʹме предстаʹвительных орʹганов властʹи и органоʹв местного сʹамоуправлеʹния в Россʹийской Федерʹации" от 9 оʹктября 199ʹ3 г. была форʹмально-юриʹдически и фʹактически рʹазрушена сʹистема местʹных органоʹв государстʹвенной властʹи, а "испоʹлнительно-рʹаспорядитеʹльные функʹции, закреʹпленные заʹконодательстʹвом Российсʹкой Федераʹции за Советʹами народнʹых депутатоʹв", были возʹложены на "ʹадминистраʹцию соответстʹвующего субъекта Россʹийской Федерʹации".[29]

Наконец, Уʹказом "О порʹядке назначеʹния и освобоʹждения от доʹлжности глʹав администрʹации краев, обʹластей, автоʹномной облʹасти, автоʹномных окруʹгов, городоʹв федеральʹного значеʹния" от 7 оʹктября 199ʹ3 г. был отʹменен дейстʹвовавший порʹядок выборʹности глав аʹдминистрацʹий органамʹи государстʹвенной властʹи. Прерогатʹива в решеʹнии данных воʹпросов переʹшла от оргʹанов законоʹдательной вʹласти к орʹганам испоʹлнительной вʹласти.

Наряду с нʹазванными в этот перʹиод были прʹиняты и друʹгие акты - уʹказы, ставʹящие своей цеʹлью полный деʹмонтаж сущестʹвовавшего до 21 сеʹнтября 199ʹ3 г. механʹизма госудʹарственной вʹласти и упрʹавления, а вʹместе с ниʹм и окончатеʹльного выхоʹлащивания принципа рʹазделения вʹластей.[30] На основе и во исʹполнение поʹдобных указоʹв на территорʹии России складывалась сʹистема своеобрʹазной сопоʹдчиненностʹи - исполнʹительной вʹласти всех друʹгих государстʹвенных властеʹй.