Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Факторы, влияющие на работоспособность и функциональные состояния человека в труде).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом человек адаптируется как целостная структура: как организм (физиологическая адаптация), как индивид (психологическая адаптация), как личность (социальная адаптация), как субъект труда (профессиональная адаптация).

Комплекс изменений в ответ на неблагоприятные воздействия Г. Селье назвал общим адаптационным синдромом (ОАС), а само состояние человека — стрессом. Этот термин стал настолько популярным в последние десятилетия, что потребовалась специальная работа, чтобы определить сферу применения этого понятия и предложить специальные классификации различных видов стресса.

Повседневная работа сотрудников различных специальных ведомст и госслужащих России, таких как МВД, ФСБ, УИН, МЧС связана с принятием важных решений, от которых может зависеть жизнь человека. Даже небольшой сбой в механизме, с помощью которого осуществляется процесс принятия решений, может привести к непредвиденным последствиям. Это может помешать оказанию полной помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации и нанести ущерб их здоровью. Деятельность личного осуществляется в условиях, близких к экстремальным, а также оказывает существенное влияние на психику и действия личного состава.

Организм человека может спокойно переносить различные психологические воздействия, но до тех пор, пока они не превышают допустимого уровня и продолжительности. В противном случае может возникнуть психическое расстройство, которое обязательно отразится на работе важного сотрудника.

Независимо от конкретных форм экстремальных условий деятельности психическая адаптация подчиняется чередованию следующих этапов:

1-й-подготовительный;

2-й-начало умственного напряжения;

3-я-острые психические реакции.;

4-й-перестроиться;

5-й-заключительный психический стресс;

6-я-острые психические реакции.;

7-й-переадаптация.

Модель адаптации к экстремальным условиям хорошо прослеживается на примере профессиональной деятельности спасателей.

Таким образом, на" подготовительном этапе "собирается информация, позволяющая сформировать представление об экстремальных условиях, осмысливаются задачи, решаемые в этих условиях, осваиваются профессиональные навыки," привыкают " к ролевым функциям, отрабатываются навыки, обеспечивающие совместную деятельность, устанавливается система взаимоотношений с другими членами группы.

Содержание этого этапа с точки зрения адаптации носит преимущественно когнитивный характер. Накапливает определенный информационный запас об условиях предстоящей деятельности. В зависимости от индивидуально-психологических особенностей спасателя, когнитивное поведение может быть активно-целенаправленным или пассивным.


Стадию стартового психического напряжения можно считать стартовым моментом срабатывания механизма перенастройки. На этом этапе происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для их последующего использования в организации нового уровня психической деятельности в экстремальных условиях деятельности, которые являются условиями ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, где каждый специалист испытывает большие, а иногда и экстремальные нагрузки, выполняя необходимые профессиональные действия.

Чем ближе во времени человек подходит к барьеру, отделяющему нормальные условия от экстремальных ("стадия начального психического напряжения"), тем сильнее начинает проявляться психическое напряжение, выражающееся в болезненных переживаниях, субъективном замедлении течения времени и вегетативных изменениях. Среди причин повышения психического напряжения при приближении к этим барьерам четко прослеживаются информационная неопределенность, предвосхищение возможных чрезвычайных ситуаций и мысленное воспроизведение соответствующих действий при их возникновении. Исходя из этого, становится ясно, что в ситуации недостаточной востребованности во время дежурства возникает застой на стадии стартового психического напряжения, который может определять проявление неблагоприятных условий.

Стадия острых психических реакций - это стадия адаптационного процесса, на которой спасатель непосредственно начинает испытывать влияние психогенных факторов экстремальных условий: нехватка времени; высокие нагрузки (умственные, эмоциональные, волевые, физические); риск; высокая стоимость ошибки и др.

Пребывание в состоянии острой психической реакции "входа" может сопровождаться выраженными эмоциональными реакциями, нарушением координации движений (тремор, неконтролируемый Тремор). Эти изменения вызывают сдвиг либо в сторону активации, либо торможения отдельных психических процессов. Влияние особых условий определяется не только объективной сложностью и опасностью рабочей ситуации, но и отношением к ней специалиста – какое значение она имеет для него, какие пути он сформировал для адаптации к этой ситуации.

Этот этап предполагает два возможных варианта развития адаптационного процесса:

1. Стадия перестройки, или перехода в состояние устойчивой адаптации к условиям экстремальной ситуации. Критерием этого этапа является устойчивая способность адекватно действовать в экстремальной ситуации.


2. Стадия неустойчивой психической деятельности, которая в свою очередь может привести к глубоким психическим изменениям. Психическая дезадаптация в экстремальных условиях проявляется в нарушении восприятия пространства и времени, в проявлении необычных психических состояний и сопровождается выраженными вегетативными реакциями. Иными словами, дезадаптация человека - это дезорганизация его психической деятельности и, как следствие, дезорганизация поведения.

При благоприятном развитии адаптационного процесса наступает стадия окончательного психического напряжения. Характерным содержанием этой стадии является своеобразная подготовка психики к возвращению в привычные условия. В данном случае речь идет о возвращении в домашние условия, к родственникам и друзьям. В этот период снова появляются симптомы напряжения, тревоги.

Безусловно, объективными факторами являются условия профессиональной деятельности спасателей, и их стрессовое воздействие не может быть устранено, но может быть сведено к минимуму. Для этого создана система психологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников России.

Вывод: успешное выполнение служебного задания зависит, прежде всего, от умения пожарного правильно понимать и оценивать ситуацию, т. е. от его психических особенностей. Психологические качества пожарного не являются чем-то застывшим. Занятия и тренинги, внутригрупповое взаимодействие и др. способны изменять и развивать определенные психологические черты.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

2.1 Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных условиях

В последние годы органы внутренних дел все чаще сталкиваются с различными экстремальными условиями, создающими опасность для жизни и здоровья граждан, их имущественного и морально-психологического здоровья, нарушениями нормальной деятельности органов государственной власти или наступлением иных общественно опасных последствий. В местах лишения свободы к ним могут относиться такие чрезвычайные обстоятельства, дезадаптирующие и деизолирующие деятельность исправительных учреждений, как побеги, беспорядки, захват заложников, вооруженные нападения и т.д.


Успешность функционирования правоохранительных органов в экстремальных условиях во многом зависит от готовности сотрудников выполнять задачи в нестандартных условиях.

Служба сотрудников уголовно-исполнительной системы проходит в сложных, часто меняющихся ситуациях, связанных с воздействием ряда экстремальных внешних и внутренних психологических факторов, требующих от сотрудников уголовно-исполнительной системы мобилизации всех систем и резервов организма, высокого профессионализма, выносливости, самообладания, решительности и мужества. Сильные стрессовые условия и (или) экстремальные ситуации в ОИТ на практике возникают тогда, когда осужденные или заключенные перестают подчиняться законным требованиям и начинают противодействовать им. Чрезвычайные ситуации подразумевают систему внешних факторов по отношению к работнику уголовно-исполнительной системы, побуждающих и опосредующих его деятельность и переживаемых им как сложные, трудные, связанные с огромным риском работы, ситуации.

Под внешними факторами понимаются физические, материальные, бытовые, социальные и групповые обстоятельства, определяющие психологическую готовность работников.

В этой ситуации особую роль играет работа кадрового аппарата по отбору новых сотрудников для уголовно-исполнительной системы, которая осложняется общественным мнением о том, что Служба в УИС не престижна, мало оплачивается, из-за этого люди приходят сюда с небольшим интересом к службе, а отделы кадров берут эту категорию людей, иногда не обращая на нее внимания, а потом устраивают их на работу. Отсюда следует, что некоторые виды деятельности, которые проводят психологи, - незначительны и почти бесполезны.

И конечно же, физическая подготовка сотрудников, их готовность действовать в экстремальных условиях, направлена на приобретение навыков, способствующих успешному выполнению оперативно-служебных задач, поддержанию высокой работоспособности и включает общефизические упражнения (сила, скорость, выносливость, ловкость) и служебно-прикладные упражнения (боевые приемы, преодоление препятствий и др.).

Внутренними факторами рассматриваются личные впечатления, воспоминания, переживания, мысли и намерения сотрудника уголовно-исполнительной системы, которые устанавливают его ситуационную подготовку к судебным действиям в неоднозначных условиях выполнения своих служебных обязанностей.

Не все сотрудники уголовно исполнительной системы готовы действовать в чрезвычайных ситуациях на психологическом уровне


Работа сотрудников уголовно-исполнительной системы складывается из комплекса и большого количества задач, определяемых элементами внезапности, требующих немедленного решения в заданный период времени, против действий представителей спецагента и других лиц. Все это предъявляет большие требования к работникам пенитенциарной системы, которые должны выполнять воспитательные и учебные функции.

При работе в экстремальных условиях страхуется не только сотрудник УИС, но и другие лица. Поэтому приобретение этого опыта сопряжено с пробами и ошибками, что на практике является не лучшим способом. Психологи говорят, что нужно и можно научиться действовать в экстремальных условиях, но всегда с условиями, близкими к реальным. Например, можно передать опыт более зрелым сотрудникам, которые работают уже много лет и были в таких ситуациях, а также непосредственно применяли на практике различные методы и приемы обучения. Но не стоит забывать, что у каждого человека свой подход, поэтому гораздо важнее понять, почему было принято такое решение, для дальнейшей адаптации модели поведения более опытного сотрудника.

Особое внимание во внутренних факторах уделяется психологической подготовке, которая должна быть на высоком уровне среди работников уголовно-исполнительной системы.

По мнению Е. Е. Калистратовой, на данный момент психологическая подготовка является важнейшим компонентом глобальной готовности сотрудников пенитенциарной системы к применению практической деятельности в особых условиях, однако в пенитенциарной системе еще не сформирована конкретная система психологической готовности сотрудников.

Мы раскроем часть психологических концепций, без которых психологическая подготовка не может существовать.

Психологическая устойчивость работника - это свойство личности не поддаваться неблагоприятным психологическим обстоятельствам решаемых задач, не снижать качество выполняемых под их влиянием профессиональных действий. В качестве основного признака психологической устойчивости выделяют успешность или эффективность деятельности. Она связана с развитием познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, мотивационной структуры.

Профессиональная бдительность определяется как способность замечать значимые для профессии, характерные, а также малозаметные свойства предметов, предметов и явлений. Это элемент правильного профессионального образования действительности, состоящий из сенсорного усвоения опыта, который определяется значимыми признаками, остающимися в памяти человека и в дальнейшем используемыми в профессиональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы. Не менее важным является развитие внимания, которое обеспечивает целостное восприятие предметов, предметов или явлений. Критерием профессиональной бдительности можно считать хорошее решение задач поиска и успешной идентификации конкретного объекта, предмета или явления, имеющих мало выраженные признаки. Профессиональная деформация личности работника - это негативное изменение психологических и социально-психологических характеристик личности работника в процессе служебной и правоохранительной деятельности. Однако иногда это может быть естественным образом связано с адаптацией к сложным, экстремальным обстоятельствам самой службы и специфическим условиям ее организации. Это не означает, что профессиональная деформация будет мешать работнику в выполнении его профессиональных обязанностей.