Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Факторы, влияющие на работоспособность и функциональные состояния человека в труде).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 329
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Факторы, влияющие на работоспособность и функциональные состояния человека в труде
1.2. Защитная адаптация внешних условий деятельности
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных условиях
2.2 Психологическое особенности поведения личностей в экстремальных ситуациях
3. Общая характеристика ФГПОУ ФСИН №330
3.2. Проблемы психологической подготовки сотрудников службы исполнения наказания
Оптимальная производительность включает в себя:
- Возможность выполнения максимального количества задач с требуемым качеством за единицу времени.
- Продолжительность периода времени, в течение которого наблюдается надлежащий уровень умственной и физической активности. [6]
Поддержание баланса между затратами и восстановлением сил, умелое использование резервов таких сил. Время, необходимое для достижения состояния глубокого расслабления после максимальной нагрузки.
После основных понятий психологического тренинга выделяют несколько этапов, которые осуществляются в деятельности сотрудников ПиС:
1) Подготовительный этап-развитие у сотрудника уголовно-исполнительной системы готовности к действиям в экстремальных условиях. Готовность к обычной форме реагирования на конкретную экстремальную ситуацию называется установкой. Она отражает стабильность и направленность деятельности субъекта в условиях, которые могут измениться в любой момент.
2) прямые действия-психологическая подготовка сотрудника к готовности действовать в экстремальных ситуациях, т. е. сочетание теоретической базы и условий, максимально приближенных к реальным.
3) заключительный этап - на основе смоделированных ситуаций добиться от сотрудника возможности хорошо управлять своими действиями, научить его держать эту ситуацию под контролем. Если в этой деятельности у сотрудника будет выработана определенная, целостная система всех элементов готовности, он полностью подготовлен к самостоятельности, с высокой степенью активности и креативности и сможет справиться практически с любой стрессовой ситуацией.
Можно сделать вывод, что психологическая подготовка должна проходить не формально, а на высоком уровне, ведь важно не только поддерживать правопорядок, но зачастую и жизнь самого сотрудника и окружающих его людей. Основой должно быть сочетание теории и практики. В интересах готовности к действиям в экстремальных условиях целесообразно совершенствовать не только систему профессиональной ориентации, изучать саму профессиональную деятельность, определять ее психофизические требования к личности, создавать методику определения личностных качеств и психофизиологических процессов, адекватных условиям и сложности прохождения службы в органах внутренних дел, но и сочетать ее с физической и боевой подготовкой.
Под психологическим тренингом часто понимается ряд взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование и развитие психологических качеств и условий сотрудников УИС, обеспечивающих хорошее решение их служебных задач. Учитывая опыт сотрудников уголовно-исполнительной системы, можно подчеркнуть, что помимо обычных функций, в экстремальных условиях они выполняют дополнительные обязанности по охране общественного порядка и обеспечению безопасности населения. Эти обязанности в первую очередь направлены на спасение людей, оказание необходимой помощи пострадавшим, предотвращение кризисных и конфликтных ситуаций, слухов, способных вызвать панику у населения, проведение оперативно-розыскных мероприятий и т.д.
В результате усложнения функций возникают дополнительные (не свойственные повседневной служебной деятельности) обязанности: ввод в деятельность специальных оперативных планов и режим усиления. В этих условиях резко возрастает физическая и психическая нагрузка на персонал уголовно-исполнительной системы, а именно: крайняя мобилизация профессиональных, физических, морально-психологических ресурсов. При этом особые нагрузки ложились на руководителей служб и подразделений уголовно-исполнительной системы, сотрудников оперативно-розыскных подразделений. При этом выделяется не столько физическое воздействие на этих сотрудников, сколько в большей степени моральное, психологическое давление на них.
Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно выделить несколько целей психологического тренинга.
Повышение психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы, гарантирующее отличное преодоление психологических трудностей при решении поставленных служебных задач в экстремальных условиях.
Гарантируя отличное выполнение оперативных и служебных задач, и, конечно же, сохранение здоровья сотрудников как исходного состояния физического, психологического и социального благополучия.
Также можно выделить ряд задач психологической подготовки: создание зрелой, адекватной мотивации оперативно-служебной деятельности, психологического сознания и развитой системы отношений личности к различным аспектам экстремальных ситуаций.
1. Растет уровень профессиональных психологических знаний и умений.
2. Рост уровня психологической устойчивости к экстремальным стрессам, укрепление уверенности в себе, самоконтроля, смелости, стойкости, мужества.
3. Формирование навыков психической саморегуляции, снятие эмоционального напряжения, оказание психологической самопомощи и взаимопомощи.
4. Актуализация психологической готовности к несению службы в условиях угрозы совершения и реальных чрезвычайных ситуаций.
По мнению П. В. Кузнецова, сегодня необходимо дальнейшее более углубленное изучение проблем психологической подготовки работников уголовно-исполнительной системы и психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников в чрезвычайных ситуациях, а также в условиях несения службы по усиленному варианту. Данная работа направлена на разработку научно обоснованных нормативов: продолжительности, сменности, учитывающих необходимость предупреждения негативных психологических явлений среди работников уголовно-исполнительной системы.
Существует система мероприятий, направленных на закрепление и обновление необходимых знаний, умений и навыков сотрудников с учетом оперативной обстановки, профиля службы и специфики деятельности. Одним из таких мероприятий является служебно-боевая подготовка, ее основной целью является формирование готовности к успешному преодолению психологических трудностей служебной деятельности и применению психологических знаний умений для эффективного выполнения служебных обязанностей в любой чрезвычайной ситуации. Основной задачей при проведении занятий по психологическому тренингу является систематизация и закрепление знаний об особенностях личностного развития, развитие навыков и мотивации к развитию психологических качеств личности сотрудника, необходимых для качественного роста уровня профессионализма.
Подводя итог, из вышесказанного можно сделать следующие выводы: работник, который хорошо развит психологически, а не физически подготовлен к работе, равнозначен работнику, который физически подготовлен, но не морально готов. Вероятность готовности сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях возрастает, если эта подготовка проводится в комплексе специальных действий: умственных, служебно-боевых,морально-психологических и др.
В результате УИС получит хороших, высококвалифицированных сотрудников, которые будут готовы решать поставленные перед УИС задачи, и не будут потеряны в случае возникновения каких-либо кризисных или экстремальных ситуаций.
2.2 Психологическое особенности поведения личностей в экстремальных ситуациях
Экстремальные ситуации-это те, в которых опасность настолько велика, что человек зачастую не способен действовать правильно, учитывая реальную ситуацию.
Главным признаком такой ситуации является наличие опасности для здоровья и жизни человека. В условиях, угрожающих жизни, не каждый способен действовать (работать) устойчиво и продуктивно. Воздействие экстремальной ситуации на человека проявляется в виде резкого снижения организации поведения, торможения действий и движений. Существует и другая форма проявления воздействия опасной (чрезвычайной) ситуации, которая выражается в повышении эффективности деятельности человека. Последняя форма поведения выражается в соответствующей деятельности, четком восприятии и осмыслении возникших осложнений, их правильной оценке, повышении самоконтроля, принятии адекватных ситуации действий.
Психические расстройства довольно часто наблюдаются у пострадавших в зоне чрезвычайной ситуации. Практически все лица с психическими расстройствами, независимо от тяжести клинической картины, нуждаются в первой медицинской помощи; медицинская помощь нужна 65-100% пострадавших. Сроки лечения пострадавших колеблются от 10 дней (при легких заболеваниях) до двух месяцев и более для лиц с реактивными психозами.
Одной из основных причин негативного проявления воздействия опасности на человека является неподготовленность к действиям в непредвиденных ситуациях. Однако одна и та же ситуация с одинаковой неподготовленностью у одного человека вызывает аффект, у другого не нарушает умственную деятельность.
Опасность может стать постоянной, способной оказывать угнетающее воздействие на человека. Чрезвычайная ситуация всегда характеризуется непосредственной (реальной или мнимой) опасностью, сочетанием кратковременного и длительного воздействия неблагоприятных факторов (травмы, гибель других людей, массовые разрушения и др.). Поведение людей в такой среде определяется характером выполняемых задач, общей обстановкой, силой воли, психической устойчивостью, а в конечном счете - их морально-психологическим состоянием. Психологический состав той или иной группы людей определяется характерами каждого из ее членов, которые в свою очередь зависят от ряда врожденных качеств.
В морально-психологическом факторе неразрывно слиты две стороны - моральная и психологическая. Действуя в определенном направлении, нравственные элементы способствуют концентрации воли, чувств, мыслей. Это показывает взаимодействие и взаимосвязь обеих сторон, выступающих в качестве одного из главных регуляторов поведения человека в экстремальных ситуациях.
В настоящее время морально-психологические основы поведения человека в условиях опасности до конца не исследованы. Очевидно поэтому, что нет точных методов оценки морально-психологического фактора и определенных, специфических способов его учета, например, при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.[7]
При предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо учитывать психологический аспект. Она связана с психологическими причинами, источниками катастроф и стихийных бедствий, влиянием психологических факторов на развитие катастроф, психологическими последствиями катастроф. В первую очередь психологический аспект катастрофических событий зависит от качеств и состояний человеческого сознания (понимание природы и возможных последствий катастроф, переживание, готовность к встрече с катастрофами и др.). Во-вторых, она тесно связана с качествами и состоянием группового сознания, поскольку различные психические реакции зависят как от действующего стимула, так и от внутренней психической устойчивости людей, а также от социально-психологических факторов, обеспечивающих стабильность в группе: сплоченности, лидерства, подражания и др.
Морально-психологический фактор - это человеческий фактор в той или иной экстремальной ситуации. Если опираться на результаты исследований ученых, то морально-психологический фактор включает в себя три составляющие:
- готовность группы людей действовать в нестандартной ситуации профессионально грамотно, уверенно;
- эмоционально-волевая устойчивость людей к воздействию экстремальных факторов;
- психологическая надежность функционирования профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для быстрого и правильного выхода из любой ситуации, будь то бытовая ситуация, землетрясение, пожар и т. д.
Таким образом, готовность действовать в экстремальной ситуации, эмоционально-волевая устойчивость и надежность действий составляют ядро морально-психологического фактора.
Вопрос эффективности практической деятельности систем по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях непосредственно связан с уровнем морально-психологической подготовки населения, его способностью преодолевать в экстремальных условиях панику, организовывать помощь пострадавшим и др.
Подготовка в нравственном смысле - это не позволять себя деморализовать, дезорганизовать, сохранять трезвую оценку ситуации, бодрость и твердость духа. Психологический тренинг основан на изучении влияния чрезвычайной ситуации на психику человека и на выполнение функциональных обязанностей, т. е. под психологическим тренингом следует понимать формирование психологической устойчивости, позволяющей проявлять различные стороны личности в сложных ситуациях (самоконтроль, смелость, отвагу и др.).
Одной из основных задач морально-психологической подготовки является воспитание у людей способности противостоять страху и панике в чрезвычайных ситуациях. Вы не можете полагаться на автоматическую готовность любого человека выполнить опасную для жизни задачу в любой среде. Корни стремления человека к безопасности исторически заложены в его психике. Неопределенность будущего всегда грозит опасностью, вызывает появление страха.
В результате многолетних наблюдений установлено, что реакции людей в условиях катастроф, стихийных бедствий по степени устойчивости и широте охвата делятся на:
- стабильный, активный, охватывающий 15-20 % населения в зоне поражения;
- кратковременный-пассивный, с возможным перерастанием в более активные формы-60-70 %.
- неустойчивые, аффективные, встречающиеся у 15-20 % участников мероприятия.