Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Факторы, влияющие на работоспособность и функциональные состояния человека в труде).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 326
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Факторы, влияющие на работоспособность и функциональные состояния человека в труде
1.2. Защитная адаптация внешних условий деятельности
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных условиях
2.2 Психологическое особенности поведения личностей в экстремальных ситуациях
3. Общая характеристика ФГПОУ ФСИН №330
3.2. Проблемы психологической подготовки сотрудников службы исполнения наказания
ВВЕДЕНИЕ
Функциональное состояние человека характеризует его деятельность в определенном направлении, в определенных условиях, с определенным запасом жизненной энергии. А. Б. Леонова подчеркивает, что понятие функционального состояния вводится для характеристики эффективности деятельности или поведения человека. Речь идет о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, осуществлять определенный вид деятельности.
Актуальность темы исследования. Вопросы психологической подготовки работников системы исполнения наказаний являются одним из важнейших факторов эффективного осуществления ими служебной деятельности. Давно известно, что психологическая составляющая является одной из важнейших составляющих профессионального соответствия и успеха. Этот фактор имеет особое значение в условиях экстремальной деятельности, когда психологическая готовность и профессиональные навыки, закрепленные на уровне автоматизма, иногда имеют решающее значение.
Задачей нашей работы является анализ проблем психологической подготовки работников системы исполнения наказаний при экстримальных условиях и анализ специфики психологического сопровождения персонала. В соответствии с вышесказанным, объектом является человек, профессиональная деятельность которого протекает в особых (усложненных, непривычных) и экстремальных условиях окружающей его обстановки.
Предметом изучения являются закономерности деятельности сотрудника, психические процессы, состояния и свойства личности в их взаимосвязи с предметами и средствами деятельности, с физической и социальной средой.
Общей задачей является углубления знаний о специфике нахождения в особых и экстремальных условиях, о методологических, теоретических и методических основах проведения исследований в данной области знаний.
Основной целью является формирование поведения и деятельности человека, находящегося в условиях воздействия особых и экстремальных факторов.
1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Факторы, влияющие на работоспособность и функциональные состояния человека в труде
Низкая трудоспособность и плохое самочувствие на работе часто могут быть связаны с физическим дискомфортом, который человек испытывает во время выполнения своих прямых обязанностей. К такому несколько неожиданному выводу пришли специалисты Йельского университета.
Условия, в которых мы проводим большую часть дня, оказывают непосредственное влияние не только на наше настроение, но и на наше здоровье. Психологи вышеупомянутого университета выделили несколько факторов, влияющих на работоспособность сотрудников и их продуктивность. Эти факторы будут рассмотрены в нашей статье.
На первом месте стоит обязательная форма одежды, то есть дресс-код. В большинстве случаев одежда, обязательная для всех сотрудников компании, не отличается удобством. Если вы не чувствуете себя достаточно комфортно в своем рабочем наряде, постарайтесь держать в офисе хотя бы смену обуви, которую можно использовать, например, во время работы над отчетом, когда нет необходимости заниматься непосредственно обслуживанием клиентов.
Количество сотрудников, работающих в одном помещении, также оказывает непосредственное влияние на благосостояние каждого человека. Например, если в небольшом помещении работает около десяти человек, ни о каком психологическом комфорте не может быть и речи. Такого рода проблема решается только перепланировкой помещения или "выселением" из него некоторых людей.[1]
Для того чтобы работа приносила желаемый результат, необходимо учитывать и особенности обустройства помещения. Здесь важно все: от рабочего стола до жалюзи на окнах. Если вы хотите, чтобы ваша производительность была высокой, обратите особое внимание на стул. Желательно, чтобы она была мягкой, с регулируемой спинкой и возможностью регулировки высоты, которую следует подбирать исходя из своих физических характеристик.
Чтобы работать хорошо и продуктивно, нужно регулярно проветривать помещение, ведь свежий воздух повышает умственную активность и положительно влияет на работоспособность. Если ваш офис оборудован кондиционером, примите мои искренние поздравления.[2]
Не игнорируйте освещение комнаты. Если источники света расположены не в самых подходящих для этого местах или их недостаточно, это может быть чревато негативными последствиями для всего организма, начиная с нарушения зрения и заканчивая депрессией. Если в помещении недостаточно естественного света, поставьте рядом с собой лампу, благодаря которой вы сможете регулировать степень освещенности рабочего места.
Содержательная характеристика и выявление специфики того или иного состояния личности предполагают прежде всего анализ причин, определяющих особенности процесса формирования реакции индивида. Многообразие картины динамики функциональных состояний объясняется прежде всего многообразием факторов, вызывающих эти изменения. Предпринимаются попытки разработать более или менее полную систематизацию этих влияний путем выделения основных групп факторов. Однако по большей части они либо слишком общие, либо узконаправленные.
Наиболее распространенной и общепринятой является дихотомическая классификация, в основе которой лежит выделение двух основных категорий факторов-внешних и внутренних. В ряде случаев отмечается существование неких промежуточных групповых факторов взаимодействия, отражающих особенности взаимосвязи между характером воздействующей внешней причины и индивидуальными возможностями субъекта. Для каждой из выделенных категорий составляется список качественно разнородных воздействий. Однако недифференцированность исходного насаждения (простое противопоставление внешнего внутреннему) затрудняет разработку по-настоящему емкой и содержательной классификации.
Нам представляется, что определенного прогресса в разработке более содержательной классификации факторов можно достичь, если обратиться к адекватному принципу выделения основных таксономических единиц-анализу структурных компонентов трудовой деятельности.
Несмотря на различия в конкретных формах работы, анализ ее структуры всегда включает в себя следующие основные компоненты:
- человек как субъект труда;
- цель труда, реализованная в реальной или концептуальной форме;
- средства и инструменты;
- трудовой процесс;
- условия труда.[3]
Каждый из этих базовых компонентов имеет сложную структуру и может быть представлен в виде системы взаимодействующих элементов. Выявление характера взаимосвязи между основными компонентами и их структурными элементами приводит к разработке достаточно сложных модельных представлений о структуре трудовой деятельности. Очевидно, что на формирование функционального состояния человека может оказывать влияние структура и содержание каждого из основных компонентов трудовой деятельности. Обратимся к анализу возможных проявлений этих влияний.
Наиболее разработанной является классификация факторов, связанных с условиями трудового процесса. Следует помнить, что к этой группе факторов относятся как характеристики окружающей среды (от физических и химических факторов), так и особенности социально-психологической среды, в который человек осуществляет деятельность.
Факторы среды обитания. Содержание класса факторов среды обитания очень разнообразно. Этот класс факторов является предметом пристального изучения профессиональных гигиенистов, профессиональных физиологов и эргономистов. Следует отметить, что влияние большинства факторов на организм человека хорошо изучено. Существуют подробные обзоры, обобщающие влияние различных групп факторов окружающей среды на человека. Знание этого материала необходимо психологам, работающим на рабочем месте, так как причиной развития ряда дискомфортных состояний являются отклонения различных параметров окружающей среды от оптимальных значений.
К категории факторов внешней среды относятся факторы микроклимата (температурный режим, влажность, скорость движения воздушных масс), барические факторы, газовый состав воздуха, условия освещения, шум, вибрация, радиационное и электромагнитное излучение, наличие токсичных веществ и патогенных агентов. Следует помнить, что во многих случаях неблагоприятные условия окружающей среды обусловлены применением несовершенной технологии или особенностями технологического процесса.
Решение о характере влияния этих факторов на функциональное состояние неизбежно приводит к оценке оптимального и допустимого уровней воздействия каждого из них на организм человека. Для каждого фактора можно выделить четыре основные градации расчетных параметров: оптимальную, допустимую, предельную, максимально переносимую, на основе которых разрабатываются более гибкие схемы нормирования с учетом их влияния на здоровье человека, требований от производственной деятельности, уровня технического оснащения и др.
На выбор оптимального или допустимого уровня влияния того или иного фактора оказывает влияние характер выполняемой человеком деятельности. Особенности содержания трудовых операций позволяют предъявлять достаточно жесткие требования к тем условиям внешней среды,которые непосредственно определяют эффективность труда. Типичным примером такой зависимости является выбор адекватных значений уровня освещенности при выполнении зрительных работ различной степени сложности. Как следует из многочисленных исследований, вид зрительной нагрузки, точность выполняемых операций, размеры обрабатываемого объекта, уровень яркостного контраста и фоновые характеристики составляют основное содержание комплекса факторов, определяющих варьирование оптимальных и допустимых значений уровней освещенности в значительных пределах.[4]
Существуют факторы, которые оказывают опосредованное влияние на производительность. Таким образом, одним из наиболее изученных факторов, существенно изменяющих эффективность работы, является шум, на фоне которого осуществляется практически любая деятельность. Следует помнить, что характер воздействия определенного уровня шума определяется не только абсолютным значением его интенсивности, но и спектральным составом шума.
1.2. Защитная адаптация внешних условий деятельности
Начало любой деятельности, не только проходящей в экстремальных условиях, является сложным и ответственным этапом для работника. Происходят значительные изменения в функционировании организма, затрагивая различные психофизиологические системы, трансформируя многие жизненные стереотипы. Весь комплекс изменений такого рода называется адаптацией.
Понятие "адаптация" от лат. adaptatio-приспособление. Первоначально это означало приспособление функций животных к условиям окружающей среды. Человек как часть животного мира также обладает адаптивными функциями, которые запрограммированы в генетическом коде как фактор самосохранения. Многие из этих функций реализуются автоматически, без участия сознательных уровней регуляции поведения. В данном случае речь идет о поддержании гомеостаза (постоянства внутренней среды организма).
Изучению адаптации человека к стрессовым условиям в последнее десятилетие уделяется большое внимание, как врачами, так и психологами и социологами. Это связано, в частности, с увеличением числа экстремальных ситуаций природного происхождения, а также масштабов и количества техногенных катастроф.
Человек, которому часто приходится находиться в сложных ситуациях, способен выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций. Например, начинающий специалист России в гораздо большей степени может испытывать страх, растерянность при исполнении своих профессиональных обязанностей, что приводит к снижению качества их работы. В дальнейшем постепенно страх, растерянность и другие негативные проявления становятся менее выраженными, происходит адаптация к ситуации.[5]
Профессиональная деятельность в экстремальных ситуациях является для человека фактором, нарушающим процессы привычного функционирования, а это требует соответствующей перестройки организма при определенном напряжении адаптационных резервов. Профессиональная адаптация является важным этапом профессионального становления работника, от профессиональной адаптации необходимо отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы в широком смысле.