Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Факторы, влияющие на работоспособность и функциональные состояния человека в труде).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях включает разработку, апробацию и тщательный отбор видов подготовки населения к действиям в экстремальной ситуации и методов мобилизации духовных сил, как руководителей, так и исполнителей в интересах устранения биологического страха и растерянности.

Практикуются два вида подготовки населения к действиям в экстремальных ситуациях.

1. Длительная морально-психологическая подготовка, которая включает в себя:

  • обеспечение населения информацией о различных экстремальных факторах и характере их воздействия на население;
  • создание системы тренировок и упражнений, в ходе которых приобретаются первичные навыки и умения действий в экстремальных ситуациях;
  • создание в соответствующих структурах управления Банка данных об опыте принятия решений, действий и выходов из экстремальных ситуаций в прошлом.[8]
  1. Прямая морально-психологическая подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях. Это в большей степени относится к структурам, включенным в оперативные действия по предотвращению или локализации экстремальной ситуации. Центральным звеном считается обучение на тренажерах, деловые игры, эксперименты на полигонах, то есть все те мероприятия, которые обеспечивают оперативную готовность соответствующих спасательных структур.
  2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ФСИН НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 330 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

3. Общая характеристика ФГПОУ ФСИН №330

История Биробиджанской воспитательной колонии восходит к сороковым годам прошлого века. До 1941 года участок занимали небольшие ремонтные мастерские, механический и литейный цеха. В годы Великой Отечественной войны на базе цехов был организован завод по производству мин, который получил название "Завод-33". В послевоенные годы завод продолжал работать в мирных целях, в работе участвовали военнопленные немцы и японцы. Приказом НКВД СССР от 02.09.1946 г. на базе биробиджанских авторемонтных мастерских была создана учебно-трудовая колония (ВТК) для несовершеннолетних осужденных мужчин.

Начальник-Митяев Станислав Олегович, подполковник внутренней службы

Аремовский переулок, 10, Биробиджан, 679000, тел. 8(42622) 6-18-38.


E-mail: bvk@79.fsin.su

3.1. Обучение

На базе колонии функционирует Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа и Федеральное государственное профессиональное образовательное учреждение № 330 Федеральной службы исполнения наказаний. В 2015-2016 учебном году будут обучаться профессии строительного столяра, штукатура, плиточника-плиточника.

Медицинское обеспечение осуществляется МСЧ № 27 Федеральной службы исполнения наказаний России, при необходимости осужденные доставляются в учреждения здравоохранения г. Биробиджана.

В заведении есть клуб, библиотека. Организована работа внутренней сети кабельного телевидения, в общежитиях оборудованы радиоузлы, выпускается стенгазета. На территории колонии есть стадион, регулярно проводятся спортивные мероприятия. Самые популярные игровые виды спорта: футбол, волейбол, настольный теннис. В отрядах есть настольные игры.[9]

"Учреждение" является юридическим лицом, имеет печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и его полным наименованием, угловую печать и бланки установленной формы. Он вправе осуществлять любую деятельность, не противоречащую его целям (задачам) и не запрещенную законом. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается на праве оперативного управления закрепленным за ним в установленном порядке имуществом, принимает все необходимые меры для его сохранения и рационального использования.

Основными задачами "института" являются:

1. Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы.

2. Обеспечение правопорядка в "учреждении", безопасности осужденных, персонала, должностных лиц и других граждан на территории" учреждения", а также охрана "учреждения".

3. Обеспечение точного и безусловного исполнения приговоров, определений и постановлений суда в отношении осужденных, содержащихся в "учреждении".

4. Оказание медицинской помощи осужденным в установленном порядке.

5. Обеспечение охраны изоляции заключенных, постоянного надзора за ними, а также специальной транспортировки осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

6. Обеспечение охраны объектов "учреждения".

7. Привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда, организация их начального и профессионального образования и обучения.

8. Обеспечение надлежащих условий отбывания наказания в "учреждении", охрана здоровья осужденных.


9. В пределах своей компетенции оказывать содействие правоохранительным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

10. Жизнеобеспечение "учреждения", Развитие материально-технической базы и социальной сферы "учреждения".[10]

Колония является одной из крупнейших в этом районе. В настоящее время осужденные занимаются швейным и обувным производством, изготовлением пластиковых окон, кровельных листов, стеклопакетов, ритуальных изделий, деревообработкой, металлообработкой. В колонии развивалось производство сувенирной продукции и изделий из винограда, валяной обуви, открывался современный мельничный комплекс, производство продуктов питания (хлеб, мука, крупы) и сельскохозяйственной продукции, оказывались услуги по обслуживанию систем теплоснабжения. Также осужденные привлекаются к контрагентской работе в сторонних организациях, разместивших свое производство на территории учреждения.

3.2. Проблемы психологической подготовки сотрудников службы исполнения наказания

Психологическая подготовка работников должна носить системный и систематический характер и осуществляться в сферах формирования личностных качеств, знаний, умений и навыков, способствующих наиболее эффективному выполнению служебных функций, и осуществляться профессионально подготовленными психологами.

Психологическая подготовка сотрудников невозможна без постоянного мониторинга проблем, которые существуют в работе, и адекватного реагирования на них, что является непосредственной задачей службы психологической поддержки персонала «учреждения».

Под пристальным вниманием психологической поддержки должны находиться как особенности несения службы в относительно спокойных условиях, так и чрезвычайные ситуации. Кратко рассмотрим основные риски, возможные в этих режимах.

Особенности повседневной службы в относительно привычных, стабильных условиях предполагают снижение уровня контроля и эмоциональной готовности к непредвиденным обстоятельствам, возникает "рутинная усталость", иногда чрезмерное расслабление и безразличие, в условиях, предполагающих наблюдение, важные детали могут ускользнуть, а некоторые незначительные моменты отвлекают внимание от восприятия общей картины. В том случае, когда человек находится в постоянно повторяющейся ситуации, уровень личностной готовности к изменениям минимизируется, скорость автоматизированных навыков замедляется, возможна некоторая хаотичность в движениях, их ошибка или медлительность, иногда, возможно рассеивание внимания с последующим дополнительным временем для концентрации и адекватной реакции.


Условия труда в чрезвычайных ситуациях требуют от сотрудников максимальной готовности, концентрации, знания алгоритмов действий и автоматизированных навыков, управляемых трезвым умом и анализом необходимости тех или иных действий, наличия вариативности реагирования, расчета возможных рисков, мобильности и умения работать в изменяющейся ситуации, дополнительных вызовов, невозможности использовать привычный метод реагирования. Иногда ситуация требует максимальной концентрации и принятия важных решений в ограниченном времени, пространстве и ресурсах.

Принимая во внимание особенности несения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы, среди которых обычным является работа в неблагоприятной внешней среде, риск, режим, дополнительная ответственность и регламентированная деятельность, необходимо учитывать социально-гигиенические, физиологические, психологические составляющие, а именно: отсутствие межсменного отдыха, систематическое нарушение режима "сон - бодрствование", необходимость присутствовать в определенном месте, ограниченность передвижения, отсутствие полноценного общения с внешним миром.

Кроме того, весь личный состав должен находиться в состоянии постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях: меры по борьбе с массовыми эксцессами, операции по освобождению заложников, нападения на охраняемые объекты, конфликтные ситуации, возможность шантажа, самоповреждения, суицидального поведения и др.

Условия служебной деятельности подразумевают постоянную необходимость совершенствования навыков владения оружием, приемов самообороны, управления транспортными средствами, умения оказывать первую медицинскую помощь, разрешать конфликтные ситуации, не провоцировать агрессивное поведение, минимизировать риски.

Для того чтобы эффективно справляться с задачами службы необходим комплекс психологических компонентов на разных этапах службы и личностных уровнях, а именно: уровень соответствия личностных характеристик требуемым показателям и наличие специальной подготовки, в том числе овладение конкретными навыками.

Психологическое сопровождение служебной деятельности может носить разноуровневый характер, в том числе психологический отбор, при котором определяющее значение имеют личностные качества и характеристики, затем в обязательном порядке приобретаются базовые навыки и наличие специальной подготовки в зависимости от специфики службы.

Особенности психологической подготовки персонала «учреждения» заключаются в формировании комплексной системы личностных и профессиональных качеств, обеспечивающих надежность служебной деятельности сотрудника. Особое внимание следует уделить подготовке личного состава, несущего службу с оружием. Структурно такая система может быть представлена как целостность, состоящая из отдельных компонентов, имеющих базовое и личностно-индивидуальное содержание:


  • психофизиологические особенности;
  • морально-психологические качества;
  • когнитивные процессы и интеллектуальные качества;
  • эмоционально-волевые качества;
  • коммуникативные навыки;
  • особенности удовлетворения эксплуатационных требований;
  • личная стабильность и мобильность.

Чрезвычайно важным обстоятельством является предъявление каждым работником по отношению к себе высоких нравственных требований, четкое осознание соответствия собственных возможностей требованиям профессиональной деятельности, профессиональной подготовленности и наличия ресурсов для саморазвития.

В спектре психологической подготовки сотрудников должны быть когнитивные и интеллектуальные качества личности. Известно, что хорошо развитые качества восприятия и внимания позволяют работнику получать достаточную информацию о текущей ситуации, о личности осужденного. К числу необходимых когнитивных качеств сотрудников «учреждения» следует отнести:

  • быстрое распределение внимания и умение обнаружить главное звено в ситуации;
  • стабильность и концентрация;
  • пространственная ориентация;
  • умение прогнозировать направление и содержание действий осужденного в процессе наблюдения;
  • знание паттернов адаптации различных органов чувств;
  • способность снимать усталость в процессе наблюдения;
  • возможность обеспечить камуфляжное наблюдение за заключенными.

Профессиональная память на лица, внешность человека, номера (даты рождения, номера автомобилей и др.), содержание конкретной информации о заключенном. Основными качествами, обеспечивающими продуктивность памяти, являются: объем; скорость воспроизведения информации; точность информации; длительность удержания необходимой информации в памяти.

Задачей психолога по работе с персоналом в этом направлении является обучение сотрудников специальным приемам, обеспечивающим лучшее запоминание и воспроизведение информации (мнемонические приемы).

Не менее значимым фактором личностной готовности персонала к выполнению служебных функций является наличие развитых мыслительных способностей.

К числу основных качеств, характеризующих продуктивность профессионального мышления работника, относятся: гибкость, широта, глубина, критичность, быстрота мышления, инициативность, сообразительность, самостоятельность, прогностичность, эвристичность. Высокоразвитые интеллектуальные качества позволяют принимать нестандартные решения в критических ситуациях, которые часто оказывают неожиданное воздействие на осужденного.