Файл: Право потребителей на информацию о товарах (ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы по товару и товарной информации
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ТОВАР» И ТОВАРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
1.2 ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.3 ТРЕБОВАНИЯ К ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ГЛАВА 2. ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ИНФОРМАЦИЮ О ТОВАРАХ
2.1 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РФ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРАХ
2.2 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРАХ
6) Достаточность информации -может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает представление как неполной, так и излишней информации.
Неполная информация – это отсутствие определенных сведений о товаре. Зачастую неполная информация обусловливает ее недостоверность. Например, на российском потребительском рынке очень часто встречаются товары, произведенные совместными предприятиями в России или странах ближнего зарубежья, без указания страны происхождения или наименования изготовителя.
Эта неполная информация одновременно является и недостоверной, а товары, выдаваемые за импортные из стран дальнего зарубежья, –фальсифицированными.
Упомянутый ранее шоколад «Доллар» имеет маркировку, которая нарушает все требования «Три Д». Информация на маркировке не только недоступна, но и неполна, и недостоверна.
Излишняя информация – это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интерес для ее пользователей.
Средства товарной информации (СТИ) предназначены для доведения сведений о товаре, его характеристиках до пользователей - изготовителей, продавцов и потребителей. Кроме этой основной функции, многие средства товарной ин формации выполняют идентифицирующую функцию.
Сущность ее заключается в распознавании, отождествлении товара с определенными потребительскими свойствами, в первую очередь органолептическими (внешним видом, цветом, для пищевых продуктов – вкусом и запахом, для некоторых непродовольственных товаров - запахом).
Эта функция наиболее присуща таким средствам, как маркировка, нормативные и технические документы. Классификацию средств товарной информации можно представить в следующем виде:
- информационные ресурсы;
- специальная литература;
- маркировка;
- реклама.
Таким образом, в зависимости от назначения средства товарной информации подразделяют на группы: информационные ресурсы, специальная литература, маркировка и реклама.
В свою очередь, группы подразделяются на подгруппы в зависимости от носителей информации, а последние -на виды носителей информации.
Информация о товаре доводится до сведения потребителя с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товару, или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Маркировка – это часть информации, которая наносится изготовителем (продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки, листки–вкладыши и пр. [8]
Содержание и способы нанесения маркировки для каждого вида товара указываются в стандартах. Маркировка в зависимости от характера наносимых знаков и символов может содержать текстовую и цифровую информацию, а также штрих-коды, пиктограммы, объемно-пространственные изображения.
Пиктограммы (символы, информационные знаки) в образной форме представляют определенную информацию о товаре, его свойствах, способах ухода и пр.
С учетом все возрастающих объемов международной торговли такая маркировка особенно удобна, так как пиктограммы в сжатой образной форме способны представлять определенную информацию о товаре.
В целом пиктограммы (символы) маркировки делятся на товарные знаки, знаки соответствия, манипуляционные знаки, экологические знаки, знаки безопасности и пр.
Товарный знак – это обозначения (словесные, изобразительные, объемные, а также их комбинации), позволяющие отличить товары одних изготовителей от однородных товаров других изготовителей.
Товарный знак – это визитная карточка предприятия.
Товарным знаком (именно такой термин употребляется в российском законодательстве) «является обозначение.
Способное отличать товары и услуги одних юридических или индивидуальных предпринимателей от однородных товаров и услуг других юридических или индивидуальных предпринимателей».
Целью товарного знака является охрана индивидуального символа, который обозначает товары или услуги и запоминается в глазах потребителей.
Однако товарный знак нужен не только, чтобы выделять (индивидуализировать) продукты среди других товаров и услуг на рынке[9].
У него есть и иные функции, представлена на таблице 2.
Таблица 2
Значение товарных знаков
№ п/п |
Товарные знаки |
Значение знаков |
1 |
информационная |
товарный знак отсылает потребителя к определенному производителю |
2 |
гарантийная |
товарный знак может гарантировать потребителю определенный набор свойств и характеристик продукта, его репутацию на рынке |
3 |
рекламная |
товарный знак одновременно может являться и рекламным брендом |
4 |
ограничительная |
владелец товарного знака может запретить или разрешить третьим лицам использовать товарный знак |
Всё это делает товарный знак незаменимым для тех, кто инвестирует в свой бизнес, имеет оригинальное название, логотип и не желает, чтобы заработанной репутацией воспользовались другие недобросовестные производители. Интерпретация товарных знаков представлена в таблице 3.
Таблица 3
Интерпретация товарных знаков
№ п/п |
Товарные знаки |
Пояснение |
1 |
словесными |
слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания |
2 |
изобразительными |
изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости |
3 |
объемными |
трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур |
4 |
комбинированными |
комбинации элементов разного вида: изобразительных, словесных, объемных и т.д. |
5 |
и другие |
возможно именно Вы придумаете такое средство индивидуализации, которое раньше никем другим не использовалось |
Для охраны товарного знака его необходимо зарегистрировать в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
Не все названия и логотипы могут быть зарегистрированы. Для регистрации товарный знак должен быть:
- оригинальным -такой знак никто раньше не использовал для заявляемых видов деятельности,
- обладать различительной способностью (не быть ни описательным, ни общеупотребимым)[10].
Товарный знак регистрируется для определенных видов товаров и/или услуг, которые сформированы в перечень МКТУ (Международный классификатор товаров и услуг).
Охрана товарного знака, который регистрируется в Роспатенте, действует только на территории Российской Федерации.
Знаки соответствия -это обозначения, которые наносятся на товар и (или) упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям нормативных или технических документов.
Знаки соответствия классифицируются на международные, региональные и национальные. Примером регионального знака соответствия может служить знак европейского экономического сообщества «СЕ». Манипуляционные знаки наносят в основном на транспортную тару или упаковку. Эти знаки дают указания по выполнению погрузочно-разгрузочных работ.
Некоторые особенности эксплуатации или потребления товаров также могут маркироваться с помощью соответствующих знаков. Такая маркировка может указывать на способы обращения с товаром и с упаковкой, на способы ухода за товарами, способы его хранения и использования.
Предупредительные знаки наносятся на ярлыки, упаковку или транспортную тару тех товаров, которые способны причинить вред человеку. Они уведомляют потребителя об опасности при эксплуатации (потреблении), транспортировании и хранении товара. Наиболее распространены системы маркировки, используемые при транспортировке опасных веществ и материалов и основанные на рекомендациях ООН.
Для краткой характеристики опасности и описания советов по безопасному обращению с веществом рекомендуется использовать основные выражения и соответствующие им коды (R-фразы с соответствующими R–кодами) и (S-фразы с соответствующими S-кодами). Например,:
R-29 – при контакте с водой выделяется токсичный газ;
S-30 – избегать контакта содержимого с водой.
Если малые размеры упаковки с веществом не позволяют разместить на этикетке всю предупредительную информацию, то на ярлыке помещаются:
- наименование вещества;
- сигнальное слово; символы опасности;
- R- и S-коды и, если позволяют размеры этикетки, то еще и стандартные R- и S-фразы;
- данные поставщика;
- обозначение партии продукции; указание о том, где можно найти более полную информацию по безопасному обращению с веществом.
Основные требования, которые предъявляются к товарной информации – достоверность, доступность и достаточность, также стоит обратить свое внимание на языковую доступность, востребованность и понятность.
Средства товарной информации предназначены для доведения сведений о товаре (идентификации), его характеристиках до пользователей – это основная функция. Классификация средств товарной информации состоит из информационных ресурсов, специальной литературы, маркировки и рекламы.
Деятельность по стандартизации требований к маркировке и знакам осуществляется на международном и национальных уровнях такими организациями, как Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Европейский комитет по стандартизации (СЕН), Американский национальный институт стандартов (АНСИ) и др., в России - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).
Стоит отметить, что различия требований к маркировке товаров в разных странах являются препятствием для международной торговли. В законодательных актах устанавливаются лишь общие требования к маркировке товаров. Конкретные требования к составу маркировки, ее месту и способам нанесения устанавливаются в нормативно-технической документации или договорах на поставку продукции[11].
А так же, я хочу рассказать про штрихи. Штриховой код считывается сканером (контрольное число предназначено для проверки правильности считывания кода).
Для товаров небольших размеров существует структура кода EAN-8, являющаяся укороченной модификацией EAN-13. Этот код состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа.
Штриховое кодирование способствует повышению конкурентоспособности товара, увеличивает спрос на него, так как потребитель уверен в том, что это не фальсификат. В ряде стран без штрихового кода продукция не принимается к реализации.
Он повышает престиж товара, играет роль рекламы, улучшает культуру обслуживания. Кроме того, штриховой код способствует организации эффективного контроля за товародвижением, начиная с предприятия-изготовителя и до склада магазина. Он применяется также для учета и контроля товаров в пределах предприятия.
Штриховое кодирование является важнейшей частью маркировки товара. С внедрением электронно-вычислительной техники возросла необходимость внедрения кодирования товаров. С помощью кодов легче систематизировать, найти и распознать любой товар среди множества других. Присвоение штрих кода продукции.
Рисунок 1. Штриховой код EAN-13
Штриховой код EAN-13 включает тринадцать знаков. Рассмотрим, что они обозначают.
Первые 2-3 цифры обозначают страну происхождения товара, иногда называются «флагом».
Следующие 4-5 цифр - код фирмы изготовителя товара. Затем еще 5 цифр обозначают код товара. Последняя цифра Контрольная, применяется для проверки правильности предшествующих 12 цифр.
ГЛАВА 2. ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ИНФОРМАЦИЮ О ТОВАРАХ
2.1 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РФ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРАХ
Закон о защите прав потребителей предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). Определяя, что в случае, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге).