Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Структура и элементы).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ
1.1 Определение понятия «организационная культура»
1.2 Структура и элементы организационной культуры
1.3 Типология организационной культуры
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ООО «ПИВОВАРНЯ КОЖЕВНИКОВО»
2.1 Краткая характеристика ООО «Пивоварня Кожевниково»
2.2 Анализ организационной культуры предприятия ООО «Пивоварня Кожевниково»
2.3 Оценка воздействия организационной культуры и ее роль в деятельности ООО «Пивоварня Кожевниково»
Введение
Культура является социальным феноменом, который обусловлен поступками людей и их взаимодействиями и проявляется, в первую очередь на уровне поведения.
Феномен организационной культуры сегодня завоевал признание, как ученых, так и практиков в сфере управления во всем мире. Организационная культура не только отличает одну компанию от другой, но и в целом предопределяет успех деятельности организации или предприятия в долгосрочной перспективе.
Организационная культура может выступать как действенный инструмент, который обеспечивает настрой персонала организации на высокое качество и высокую производительность в финансово-хозяйственной деятельности. Формирование и поддержание организационной культуры, которая бы повышала производительность персонала организации, способствовала повышению ее конкурентоспособности и эффективности является одной из самых главных стратегических задач высшего руководства организации. [8,с. 12].
Зарубежными специалистами накоплен большой объем исследований в области организационной культуры. Ведущими специалистами являются Э.Шейн, И.Ансофф, М.Альберт, Ф.Хедоури, Г.Десслер и Ф.Лютенс. В российской системе управления термин «организационная культура» возник сравнительно недавно и в силу ряда экономических, социальных и иных обстоятельств недостаточно изучен в отличие от западного бизнеса. Среди отечественных работ в сфере организационной культуры можно назвать труды Н.П. Аникеева, В.В. Бойко, А.Ф. Гольдштейна, Р.А. Золотникова, А.Г. Ковалева, Л.Н. Когана, Н.И. Лапина, В.Н. Панферова, Г.Б. Рыбина.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что организационная культура играет особо важную роль в деятельности любой организации. Она порождает согласованность в поведении сотрудников и усиливает их организационную сплоченность. В связи с данными обстоятельствами организационная культура должна являться предметом пристального изучения со стороны руководства и менеджеров предприятий.
Менеджмент соответствует организационной культуре предприятия и сильно зависит от нее, и при этом он в свою очередь может оказывать воздействие на ее формирование и развитие.
Цель курсовой работы состоит в изучении содержания организационной культуры и анализе ее влияния на развитие организации.
Объект исследования курсовой работы – ООО «Пивоварня Кожевниково».
Предметом исследования курсовой работы являются теоретические и практические аспекты функционирования организационной культуры фирмы.
Для достижения поставленной цели в ходе написания курсовой работы необходимо решение следующих задач:
– охарактеризовать понятие «организационная культура»;
– исследовать структуру организационной культуры и ее основные типы;
– проанализировать особенности организационной культуры на примере ООО «Пивоварня Кожевниково»;
– изучить роль организационной культурой в компании ООО «Пивоварня Кожевниково».
Методическую основу курсовой работы составили публикации в области менеджмента научного и практического характера. Методологические базой курсовой работы являются работы таких авторов, как: Т.Ю. Базарова, В.А. Шаховой, Б.Л. Еремина, С.А. Шапиро, А.Я. Кибанова, Е.П. Ильина и другие известные авторы.
Методы исследования реализуемы в курсовой работе: наблюдение, анкетирование, анализ данных, а также количественная и качественная обработка данных.
Структура курсовой работы соответствует поставленным задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ
1.1 Определение понятия «организационная культура»
Организационная культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписаными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации.
Вполне очевидно, что если культура организации согласуется с ее общей целью, она может стать важным фактором организационной эффективности. Поэтому современные организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие.
Иными словами, об организационной культуре можно говорить только в случае, когда высшее руководство демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации.
Чаще всего в компаниях формируется культура, в которой воплощаются ценности и стиль поведения их лидеров. В этом контексте организационная культура может быть определена как совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации. [9,с. 15].
Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности.
Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.
Характеристика организационной культуры охватывает:
индивидуальную автономность – степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации;
структуру – взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
направление – степень формирования целей и перспектив деятельности организации;
интеграцию – степень, до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности;
управленческое обеспечение – степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным;
поддержку – уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;
стимулирование – степень зависимости вознаграждения от результатов труда;
идентифицированность – степень отождествления работников с организацией в целом;
управление конфликтами – степень разрешаемости конфликтов;
управление рисками – степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска.
Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие измерения. Та или иная организация может быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных выше параметров и свойств.
Обобщая сказанное, можно дать более общее определение организационной
культуре. Организационная культура – это система общественно- прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития. [9,с. 20].
Исследование темы организационной культуры становится одной из ключевых с 80-х гг. ХХ века в мировой управленческой литературе. Основной интерес к данной проблеме был обусловлен следующими факторами:
– динамизм и неопределенность внешней среды;
– возрастание особой значимости интеллектуального фактора в развитии организации;
– коллегиальные формы управления и принятия управленческих решений, что требует особого психологического климата в организации;
– увеличение доли труда, в которых присутствуют высокие результаты и эффективность достигается не только трудолюбием, но и за счет творческого подхода, стратегического мышления, за счет внедрения компьютерных систем, обслуживание которых требует сотрудников думающих и независимых;
– смена ценностных ориентаций, при которых административные воздействия в дальнейшем при наличии жестких инструментов управления неэффективны.
А.И.Пригожин считает, что «умелое определение функции, мотивации, развитие отношений между работниками, вовлечение работников в выработку определенных целей, даст возможность развить организационную культуру до уровня корпоративной, когда интересы работников в своем большинстве ориентированы на цели организации в целом».
Имеются также и более узкие и широкие толкования. Кубанейшвили А. приравнивая организационную культуру к корпоративной, даёт следующее её определение: «Под организационной культурой можно понимать совокупность ценностей, принципов и правил деятельности организации, которые разделяются большинством сотрудников и передаются из поколения в поколение» .
Так же на равнозначность организационной и корпоративной культуры указывает Иванова С.В. «Организационная (корпоративная) культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются членам организации через символические средства духовного и материального окружения организации». [10,с. 30].
Однако, есть противоположные взгляды на идентичность корпоративной и организационной культуры. Так, директор консультативной фирмы «Пятёрка», Шустерман Д.М., объясняет: «Организационную культуру очень часто путают с корпоративной. Корпоративная культура – это некоторые придуманные правила, которые сотрудники на работе должны выполнять: как одеваться, как приходить вовремя на работу и ещё что-то. Организационная культура – это культура, выражающая себя в сложившейся в данной организации системе отношений, которая чаще всего начинается как история некоторого круга лиц, которые начали эту организацию. Это история организации, где были какие-то успехи, ставшие некими правилами этой организации, часто даже неосознанными. В сущности, организационная культура, как и всякая культура, не осознаётся, а выражается через те типовые решения, которые люди принимают».
На наш взгляд, определения, отделяющие корпоративную и организационную культуру, являются однобокими и не охватывают понятие организационной культуры полностью. Организационная культура, по нашему мнению, есть совокупность определённых установленных правил, принципов и ценностей данной организации, которые обладают стабильностью и поддерживаются сотрудниками организации.
При этом следует принять, что культура организации не что иное, как сложная композиция важных предположений, которые в большинстве случаев не поддается формулированию организованной общности людей, часто называемой кратко «организацией». Таким образом можно сказать что одно из частных мнений ряда авторов заключается в утверждении, что организационная культура – это шаблонный образ мыслей, ощущений и реакций, присущих членам организации. Основу деятельности людей в любой организации принадлежит общим целям, интересам, ценностям, где одной из главных на сегодняшний день является ее культура, как главный аспект жизнедеятельности.
Организационная культура представляет собой совокупность общественно-прогрессивных норм, правил и стандартов, которая принята и поддерживается в организации. Организационная культура является весьма подвижной категорией, которая зависит от мирового общественного развития: развития страны, компании и т.д. [10,с. 42].
1.2 Структура и элементы организационной культуры
Анализируя структуру организационной культуры, Е. Шейн выделяет три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный. Знакомство с организационной культурой начинается с поверхностного уровня, включающего такие внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.
Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, внутренний уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей.