Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Структура и элементы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационная культура – один из важнейших факторов эффективности организации. Личная вера, ценности и стиль поведения руководителя организации во многом определяет культуру организации. На формирование, ее содержания и отдельных параметров оказывают влияние факторы внешнего и внутреннего окружения. Для поддержания культуры в организации использую ряд методов. Среди которых можно выделить: лозунги; истории, легенды, мифы и обряды; внешние и статусные символы; поведение руководства; кадровая политика и др. [11,с. 49].

Факторы, влияющие на организационную культуру.

Формирование и изменение организационной культуры происходит под влиянием многих факторов. Один из признанных специалистов в области организационной культуры, Эдгар Шейн, считает, что существует пять первичных и пять вторичных факторов, которые определяют формирование организационной культуры. В соответствии с его концепцией к первичным относятся следующие факторы:

- Точки концентрации внимания высшего руководства. Обычно то, на что обращают серьезное внимание руководители, постепенно превращается в предмет внимания и заботы сотрудников и включается в число норм, на базе которых складывается критериальная база поведения людей в организации.

- Реакция руководства на критические ситуации, возникающие в организации. В случае, когда в организации возникают критические ситуации, сотрудники организации испытывают обостренное чувство беспокойства. Поэтому то, как руководство подходит к разрешению проблем кризисной ситуации, находит свое дальнейшее проявление в формировании системы ценностей и верований.

- Отношение к работе и стиль поведения руководителей. В силу того, что руководители занимают особое положение в организации и на них обращено внимание сотрудников, стиль их поведения, их отношение к работе приобретают характер эталона для поведения в организации. Работники организации сознательно или неосознанно подстраивают свои действия под ритм работы руководителя, дублируют его подход к выполнению своих обязанностей и тем самым как бы формируют устойчивые нормы поведения в организации.

- Критериальная база поощрения сотрудников. На формирование организационной культуры большое влияние оказывает то, по каким критериям происходит поощрение сотрудников. Члены организации, осознав то, за что они получают вознаграждение либо же наказание, достаточно быстро формируют для себя представление о том, что хорошо, а что плохо в данной организации. Усвоив это, они становятся носителями определенных ценностей, закрепляя тем самым и определенную организационную культуру.


- Критериальная база отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации. Так же, как и в случае с поощрением, критерии, используемые руководством при отборе на работу в организацию, при продвижении сотрудников и их увольнении, оказывают очень сильное влияние на то, какие ценности будут разделяться сотрудниками организации.

В группу вторичных факторов в соответствии с концепцией Шейна входят следующие факторы:

- Структура организации. В зависимости от того, как сконструирована организация, как распределяются задачи и функции между подразделениями и отдельными сотрудниками, насколько широко практикуется делегирование полномочий, у членов организации складывается определенное представление о том, в какой мере они пользуются доверием у руководства, о том, насколько в организации присутствует дух свободы и ценится инициатива сотрудников.

- Система передачи информации и организационные процедуры. В организации поведение сотрудников постоянно регламентируется различными процедурами и нормами.

Люди коммуницируют определенным образом и по определенным схемам, заполняют определенные циркуляры и формы отчетности, с определенной периодичностью и в определенной форме отчитываются о проделаной работе. Все эти процедурные моменты в силу регулярности и повторяемости создают определенный климат в организации, который глубоко проникает в поведение ее членов.

- Внешний и внутренний дизайн и оформление помещения, в котором располагается организация. Дизайн помещения, используемые принципы размещения сотрудников, стиль декорирования и тому подобное создают у членов организации определенное представление о ее стиле, об их позиции в организации и, в конечном счете, о ценностных ориентирах, присущих организации.

-Мифы и истории о важных событиях и лицах, игравших и играющих ключевую роль в жизни организации. Бытующие в организации легенды и рассказы о том, как создавалась организация, какие выдающиеся события были в ее истории, кто из людей и каким образом оказал сильное влияние на ее развитие, доводится до членов организации в яркой эмоциональной форме.

- Формализованные положения о философии и смысле существования организации. Положения о философии и целях организации, сформулированные в виде принципов работы организации, набора ее ценностей, заповедей, которым необходимо следовать, чтобы сохранять и поддерживать дух организации, в том случае, если они должным образом доводятся до всех ее членов, способствуют формированию организационной культуры, адекватной миссии организации.


Каждый из десяти первичных и вторичных факторов формирования организационной культуры требует использования определенных приемов, позволяющих добиваться успеха при сознательном формировании и изменении организационной культуры. На стадии выполнения стратегии значительные усилия направляются на то, чтобы привести организационную культуру в соответствие с выбранной стратегией. Однако следует подчеркнуть, что если организационная структура относительно легко может быть подвергнута изменениям, то изменение организационной культуры представляет собой очень сложную, а иногда и невыполнимую задачу.

Поэтому на уровне стадии определения стратегии, предшествующей стадии ее выполнения, необходимо по возможности максимально учитывать то, какие трудности с изменением организационной культуры могут возникнуть при выполнении стратегии, и стараться выбирать такую стратегию, которая не потребует осуществления заведомо невыполнимых действий. [13,с. 102].

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ООО «ПИВОВАРНЯ КОЖЕВНИКОВО»

2.1 Краткая характеристика ООО «Пивоварня Кожевниково»

Большинство известных компаний свое существование начали с мелких торговых точек. ООО «Пивоварня Кожевниково» не является исключением.

В Кожевниково Пивоваренный завод был основан в 60-ых годах ХХ века. Предприятие в сложные времена перестройки пришло в упадок, и в таком виде действовало до 1999 года. В 2000 году началась реконструкция и приход новой команды сотрудников.

С 1999 года и по сегодняшний день пивоварня активно ведет глобальную перестройку производственного процесса, используя новые методы в области пивоварения и новаторские решения.

Юридический адрес ООО «ЗПП Кожевниково»: 634059, г. Томск, ул. Смирнова, 30.

Директор: Каргополова Людмила Владимировна (действует на основании Устава).

Основной целью ООО «Пивоварня Кожевниково» является производство и реализации пива и пивных напитков, а также питьевой воды, безалкогольных напитков.

Миссия предприятия заключается в выпуске самой качественной и вкусной продукции, удовлетворяющих все нужды потребителей.


ООО «Пивоварня Кожевниково» за последние годы прочно утвердилось на рынках Западной Сибири и Урала, а также ведет активную деятельность в Дальневосточном направлении. Что, безусловно, является заслугой активной позиции маркетинговой системы предприятия и неизменного высокого качества выпускаемой продукции. Маркетинговая стратегия компании направлена на сохранение и активный рост своего присутствия на существующих рынках продаж, поиск новых выгодных с экономической точки зрения регионов, увеличение объемов продаж через товаропроводящую сеть.

Производственный процесс изготовления пива включает три этапа, а именно приготовление сусла, процесс брожения, фильтрация и розлив пива.

Компания на сегодняшний день в своем резерве насчитывает около 31 напитка. Ассортимент продукции представлен в Приложении А. Продукция пивоварни была удостоена серебряными и золотыми медалями на дегустациях и ярмарках на территории Российской Федерации. В целом на счету предприятия насчитывается более 40 наград, что является показателем признания профессиональными дегустаторами и специалистами в сфере пивоварения оригинальности вкуса и качества продукции.

Политики ООО «Пивоварня Кожевниково» в области качества заключается в:

- соблюдение требований законодательство Российской Федерации, которые предъявляются к продукции;

- постоянная модернизация потребительских характеристик и ассортимента продукции;

- информирование потребителей исчерпывающей информацией о способах хранения и упаковки, а также транспортировки продукции;

- регулярно проведение мероприятий по использованию современных технологий и улучшению производства;

- регулярное улучшение профессионализма и квалификации персонала;

- развитие и совершенствование управленческих и производственных процессов.

Процесс производства и безопасность продукции связаны между собой и являются областью ответственности всего персонала предприятия.

Организационная структура предприятия «Пивоварня Кожевниково» линейно-функциональная и схематично представлена в Приложении Б. Управление предприятием осуществляет директор, который исполняет функции главного руководителя и функции общего руководства компанией, организует труд своих подчиненных и их эффективное взаимодействие между собой.

К линейным подразделениям пивоварни относятся: отдел НПО, лаборатория, отдел по работе с персоналом и служба качества, а также служба маркетинга и служба IT.


К функциональным подразделениям относится:

– служба главного инженера, в которую включены: инженер по эксплуатации, инженер АСУТП, служба по охране труда, инженер-механик и другие;

– служба директора по производству, в которую входят отдел складской логистики, отдел по транспортной логистике, пивоваренный цех, цех розлива и цех ЦКБА.

Финансовую службу также относится к функциональному подразделению.

В ходе анализа организационной структуры пивоварни, можно отметить ряд положительных моментов, главным из которых является, то, что почти все специалисты имеют прямое подчинение директору компании, из-за чего организационная структура является простой и при этом эффективной.

Технико-экономические показатели «Пивоварня Кожевниково» показаны в таблице 1.

Таблица 1 – Финансовые показатели «Пивоварня Кожевниково»

Показатель

Период

2014

2015

2016

Выпуск продукции, млн.л

17,3

18,5

19,7

Средняя себестоимость на 1 литр, руб.

30

32

33

Фонд заработной платы (средняя), руб.

15100

16500

18200

Кол-во рабочих

322

355

400

Прибыль, руб.

795656777

1060540667

1523543629

Налогообложение, руб.

628 160 000

761 475 000

936 688 000

Чистая прибыль, руб.

167 496 777

299 065 667

586 855 629

Как видно из таблицы прибыль ООО «Пивоварня Кожевниково» за 2016 год составила 1523543629 рублей, что показывает довольно хороший результат в сравнении с 2014 годов, в котором прибыль – составила 795656777 рублей. Прибыль компании за два последние года выросла на 91%, что свидетельствует об реализации предприятием эффективной финансовой деятельности, а именно:

– возросла средняя себестоимость продукции от 30 рублей за литр продукции, до 33 рубля за литр;

– увеличение численности сотрудников с 320 до 400 человек, что в полной мере дало возможность реализовывать программу по увеличению суммы прибыли;

– оснащенность предприятия более современным оборудованием;

– увеличилась производственная мощь и объем производства, который в 2014 году составил 17,3 млн.л. продукции, а в 2016 году было произведено 19,7 млн.л. продукции;

– увеличение торговых домов и точек продаж, что также обусловило рост прибыли;

– продуктивная работа лабораторного отдела, что обусловило сокращение издержек предприятия;