Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Стресс как функциональное состояние).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие психических состояний в психологии
1.2. Понятие функционального состояния
1.3. Стресс как функциональное состояние
1.4. Функциональное состояние личности в экстремальных условиях деятельности
1.5. Методы и методики изучения функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности
Глава 2. Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности
Операционная напряженность возникает в условиях, предъявляющих повышенные требования к умственным ресурсам и двигательному аппарату человека и не связанных с опасностью или другими серьезными последствиями, мысли о которых заставили бы человека заранее волноваться. Эта напряженность возрастает постепенно как результат выполнения работы большой сложности, например, при трудности различения зрительных и слуховых стимулов, сложности зрительно-моторной координации, быстроте вычислений и т. п. Следует отметить, что такое деление видов напряженности является довольно условным, поскольку любой вид деятельности всегда связан с эмоциями и при определенных условиях операционная напряженность может перерасти в эмоциональную. Поэтому наиболее характерной является смешанная напряженность.
Смешанная психологическая напряженность характеризуется различным удельным весом эмоционального компонента в общей структуре напряженности и бывает наиболее характерной для различных видов деятельности в экстремальных условиях.
- Экстремальные условия вызывают колебания работоспособности человека или явное ее понижение, особенно при сильной эмоциональной напряженности. При этом увеличивается количество ошибок, нарушается последовательность операций, замедляется темп работы и т. п.
В некоторых случаях происходит утрата трудовых навыков: то, что в обычных условиях делалось на уровне автоматизма, теперь начинает как бы заново осознаваться. Понижение работоспособности чаще всего наблюдается при низком уровне тренированности. - Колебания работоспособности зависят от индивидуальных особенностей людей, прежде всего от свойств их нервной системы. Лица с сильной, уравновешенной нервной системой более выносливы к экстремальному напряжению и перенапряжению чем лица, обладающие слабой и неуравновешенной нервной системой. «Слабые» типы более подвержены влиянию сверхсильных воздействий. У них часто наблюдается растерянность, иногда доходящая до шока, снижается общая надежность выполнения работы. Важна и подвижность нервных процессов, быстрота и легкость смены возбуждения торможением. Люди с малой подвижностью нервных процессов чаще допускают ошибки переключения действий, что нередко чревато серьезными последствиями.
- Эмоциональная устойчивость и работоспособность людей повышается, если они заранее изучили особенности предстоящей деятельности, орудия и средства труда, обстановку, в которой будет проходить деятельность, последствия неправильных действий. Установлено, например, что незнание обстановки во время принятия решения вызывает, как правило, значительно большее психическое напряжение, чем определенный сигнал об опасности.
- Существенное влияние на работоспособность человека в экстремальных условиях оказывает предварительная подготовка и тренированность, приобретаемая в результате практического опыта. К экстремальным условиям в некоторой мере можно привыкнуть. Это хорошо
известно альпинистам, парашютистам, водителям автотранспорта и др. - Велико также значение моральных, волевых и других характерологических качеств личности, в частности, степени развития чувства ответственности. Для оценки этого качества в психологии введено понятие надежности личности.
- В педагогической практике экстремальные условия для учащихся могут заключаться в выполнении трудных контрольных работ, сдаче экзаменов, прохождении тестов. Психическое состояние учащихся меняется во время экзаменов: эмоциональная и умственная напряженность
появляются до начала экзаменов, нарастают и доходят до высшего предела во время экзамена. Сдача экзамена приносит разрядку, напряжение проходит, но волнение некоторое время продолжается. Аналогичные явления наблюдаются и в спортивной практике, трудовой деятельности. После выполнения трудного задания человек расслабляется, снижается бдительность, что иногда приводит к непонятным, непредсказуемым ошибкам.
Например, известно, что летчики часто совершают ошибки уже после завершения основного этапа полета.
8. Для деятельности человека в экстремальных условиях характерна немонотонная и нелинейная зависимость качества деятельности от интенсивности и продолжительности экстремальных воздействий. Незначительные по интенсивности и продолжительности воздействия оказывают, как правило, мобилизующее действие (эустресс, оптимальный стресс, параэкстремальные условия).
Под влиянием экстремальных факторов у человека происходят определенные изменения на поведенческом и функциональном уровнях. Последние оцениваются по мышечно-двигательным, вегетативным, электроэнцефалографическим, биохимическим, психологическим изменениям в состоянии организма[36] .
Первый тип экстремальных ситуаций предопределяют факторы, обусловленные малой интенсивностью работы. Среди них, прежде всего, необходимо выделить монотонность деятельности, профессиональную гипокинезию, работу в режиме ожидания, сенсорную деривацию.
Монотонность деятельности (монотонная работа) характеризуется однообразием и многократным повторением одних и тех же операций, простотой их содержания. Такая работа создает у человека функциональное специфическое состояние, называемое монотонией. Она характеризуется снижением общего уровня активации, потерей сознательного контроля за выполнением действий, ухудшением внимания и кратковременной памяти, субъективными ощущениями скуки, сонливости, апатии, потерей интереса к работе. Поддержание требуемого уровня работоспособности возможно только за счёт дополнительного волевого усилия, т.е. включения компенсаторных механизмов психики. Монотонная работа является источником ошибок и несчастных случаев, реже может наблюдаться состояние психического пресыщения. Состояние монотония и вопросы снижения её отрицательного влияния (монотоноустойчивости) на человека более подробно изучается в психологии труда [8, 18, 36]
Для современного высокомеханизированного и автоматизированного производства, а также для условий повседневной жизнедеятельности людей весьма характерными становятся явления гиподинамии и гипокинезии. Их общая характеристика - пониженная (ограниченная) двигательная и мышечная активность человека. Под этими понятиями подразумевают как условия (факторы), приводящие к этим явлениям, так и функциональные состояния человека, возникающие в этих условиях. В самом общем виде гиподинамия - это уменьшение мышечных (физических) нагрузок на мышцы, мышечная слабость. Гипокинезия - это состояние малой подвижности. Оба эти явления взаимосвязаны, поэтому часто их рассматривают как синонимы. Однако в общем случае это неправильно. Например, при неподвижном стоянии человека с грузом гиподинамии нет (есть нагрузка на мышцы), но в явном виде есть гипокинезия. Наоборот, при работе в условиях невесомости объём движений может быть большой (гипокинезии нет), но недогрузка мышц остаётся (гиподинамия).
Однако чаще всего особого различия между этими понятиями не делают, считают их синонимами. В космической биологии и медицине обычно говорят о гиподинамии, в эргономике и психологии труда - о производственной гипокинезии. Она в современных условиях является неблагоприятным фактором деятельности человека и относится к особым условиям его деятельности (особенно в сочетании с другими факторами: высокими нервно-психическими нагрузками, ненормальными условиями внешней среды, изоляцией от внешнего мира, одиночеством и т. п.); усиливает гипокинезию также вынужденное поддержание рабочей позы. Гипокинезия возникает при низких уровнях затрат на мышечную работу, локальном характере мышечных действий, длительной фиксированности вынужденной рабочей позы, однообразии, упрощении и обеднении координации движений, а также при малом информационном содержании выполняемых действий. Гипокинезия характеризуется как недостаточной общей двигательной активностью, так и интенсивной, но однообразной и локальной работой отдельных групп мышц (например, работа оператора, кассира, машинистки, чертёжницы и т.п.).
Длительная гипокинезия (особенно не компенсируемая в нерабочее время) снижает физическую и психическую работоспособность, приводит к детренированности организма, ухудшает здоровье. Страдают многие психические функции, особенно внимание, память, мышление [9]
В ряде случаев деятельность человека связана с длительным нахождением в режиме ожидания. Оно может быть пассивным и активным. В первом случае процесс ожидания носит строго регламентированный характер, его начало и окончание заранее известны, известны также ее действия, которые необходимо выполнить до и после периода ожидания. Примером такого ожидания является Работа на станках-полуавтоматах. Задача станочника: установить деталь, включить станок в автоматический режим, по окончании обработки вынуть деталь и приступить к обработке очередной детали. Такая работа, несмотря на её кажущуюся лёгкость, характеризуется пассивностью внимания, пассивным длительным ожиданием, скудностью раздражителей, малой двигательной активностью, что вызывает у человека состояние однообразия, скуки, монотонии. Такая длительность по показателям функционального состояния оказывается более утомительной, чем при активной работе.
Ещё более сложным оказывается для человека режим активного ожидания. Здесь при нормальном ходе производственного процесса задача человека состоит в сосредоточенном наблюдении за его ходом и принятии экстренных действий при его отклонении от нормы. Монотонность обстановки, отсутствие активной деятельности, гипокинезия способствуют снижению функционального состояния организма (аналогично режиму пассивного ожидания). В то же время психологическая установка на сохранение готовности к экстренному действию, неопределённость его появления, как по времени, так и по характеру, необходимость длительного сосредоточенного наблюдения вынуждают человека сохранять активность систем организма (прежде всего анализаторов и центральной нервной системы) на высоком уровне. Поддержание такого состояния требует определённых психофизиологических и энергетических затрат. Следовательно, такой режим является довольно сложным видом человеческой деятельности, поэтому его можно квалифицировать как труд ожидания [6]
Режим активного ожидания предъявляет крайне противоречивые требования к психическим качествам человека. В условиях внезапного перехода к экстренным действиям весьма полезными могут оказаться такие качества, как высокая активность, подвижность и сила нервной системы. Однако они являются нежелательными для условий сосредоточенного наблюдения, где более ценными оказываются уравновешенность, слабость и невысокая подвижность нервных процессов. Удовлетворить одновременно тем и другим требованиям практически невозможно, что существенно усложняет подготовку, профессиональный отбор и организацию деятельности людей в этом режиме.
Для некоторых видов деятельности характерным является особый вид ожидания, который в психологии называют тревожным [15]. К нему можно отнести ожидание возможной аварии в деятельности оператора, водителя, летчика, ожидание солдата перед боем, ожидание студентом начала серьезного экзамена и т. п. Тревожное ожидание, как правило, связано с возможностью человека создавать в воображении различные модели, проигрывать в уме будущие возможные ситуации и линию своего поведения в надвигающихся событиях. Именно при проигрывании этих ситуаций и их неблагоприятных исходов у человека и возникает состояние тревожного ожидания, сопровождающееся у некоторых существенными вегетативными сдвигами. Для таких людей, говорили. П. Павлов, «ожидание неприятности бывает сильнее самой неприятности». Однако для людей с сильным и уравновешенным типом нервной системы это состояние в работе постепенно сглаживается и полностью снимается. Но если внутреннее проигрывание приводит человека к представлению о плохом исходе, о том, что он не справляется с возникшими осложнениями, тревожное ожидание затягивается на продолжительный период. И если такие ситуации повторяются часто, являются длительными, это приводит к невротическим расстройствам, называемым неврозом ожидания. Этому более подвержены лица с высокой тревожностью, мнительные, неуверенные в себе, малотренированные. Таких людей желательно не привлекать к выполнению деятельности, связанной с тревожным ожиданием[37].
В ряде профессий деятельность человека может протекать в закрытых, изолированных помещениях малого объема (кабина пилота, пост управления электростанцией, кабина машиниста локомотива и др.). Это резко снижает обычный поток раздражителей со стороны внешней среды. Малый объем таких кабин и фиксированная рабочая поза в течение длительного времени приводят к ограничению подвижности, что также является неблагоприятным фактором. Положение зачастую усугубляется одиночеством (отсутствием непосредственного контакта с другими людьми), гудением приборов и равномерным шумом работающих электроустановок. Еще больше в некоторых профессиях действие этих факторов усиливается однообразными раздражениями вестибулярного аппарата за счет покачивания (корабельные специалисты, летный состав, водители и машинисты), что способствует развитию сонного состояния.
Впервые такие явления и их влияние на состояние высшей нервной деятельности в экспериментальных условиях изучал И. П. Павлов в знаменитой «башне молчания». Он отмечал, что слабые однообразные раздражения есть «совершенно натуральный возбудитель тормозного процесса». С понятиями изоляции, одиночества, однообразия тесно связано понятие сенсорной депривации, заключающееся в сенсорной недостаточности или недогрузке системы анализаторов. В условиях депривации могут возникать такие необычные психические явления, как «провалы памяти» (амнезия), кратковременная пароксизмальная потеря сознания, эйдетические представления (галлюцинации) и связанный с ними феномен «break off» (отрыв от земли).
Указанные явления наиболее часто встречаются у представителей экзотических профессий — моряков, летчиков и космонавтов, полярников. Однако они могут возникать и у представителей обычных профессий, деятельность которых связана с монотонностью, одиночеством и изоляцией. Так, В.И. Лебедев отмечает возникновение эйдетических представлений у механизаторов (трактористов), работавших в течение 12 и более часов в сутки в условиях относительной изоляции в бескрайней степи. Пароксизмальные явления наблюдались у водителей автобусов и метро,находящихся в состоянии утомления в условиях монотонной однообразной работы в кабине малого объема[38].
Подытоживая сказанное, отметим, что все рассмотренные здесь явления имеют одну общую черту - низкий уровень психологической активации и объединяются под общим понятием «психология скуки», которое характеризуется возникновением апатии, притуплением внимания, непреодолимой сонливостью, снижением функций памяти. Неблагоприятное влияние на человека таких ситуаций отмечал еще в XIX в. К.Маркс: «...непрерывное однообразие работы ослабляет напряженность внимания и подъем жизненной энергии, так как лишает рабочего того отдыха и возбуждения, которые создаются самим фактом перемены деятельности[39].