Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Стресс как функциональное состояние).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Общие положения и теоретическое исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности

1.1. Понятие психических состояний в психологии

1.2. Понятие функционального состояния

1.3. Стресс как функциональное состояние

1.4. Функциональное состояние личности в экстремальных условиях деятельности

1.5. Методы и методики изучения функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности

Глава 2. Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности

2.1. Особенности функционального состояния человека в видах деятельности, связанных с эпизодическими действиями экстремальных фактов

2.2. Особенности функционального состояния человека в видах деятельности, связанных с постоянным действием экстремальных факторов

Глава 3. Психогигиена и психопрофилактика стрессов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Операционная напряженность возникает в условиях, предъявляющих повышенные требования к умственным ресурсам и двигательному аппарату человека и не свя­занных с опасностью или другими серьезными последс­твиями, мысли о которых заставили бы человека заранее волноваться. Эта напряженность возрастает постепенно как результат выполнения работы большой сложнос­ти, например, при трудности различения зрительных и слуховых стимулов, сложности зрительно-моторной ко­ординации, быстроте вычислений и т. п. Следует отме­тить, что такое деление видов напряженности является довольно условным, поскольку любой вид деятельности всегда связан с эмоциями и при определенных условиях операционная напряженность может перерасти в эмоци­ональную. Поэтому наиболее характерной является сме­шанная напряженность.

Смешанная психологическая напряженность характе­ризуется различным удельным весом эмоционального компонента в общей структуре напряженности и бывает наиболее характерной для различных видов деятельнос­ти в экстремальных условиях.

  1. Экстремальные условия вызывают колебания работос­пособности человека или явное ее понижение, особенно при сильной эмоциональной напряженности. При этом увеличивается количество ошибок, нарушается последовательность операций, замедляется темп работы и т. п.
    В некоторых случаях происходит утрата трудовых навы­ков: то, что в обычных условиях делалось на уровне ав­томатизма, теперь начинает как бы заново осознаваться. Понижение работоспособности чаще всего наблюдается при низком уровне тренированности.
  2. Колебания работоспособности зависят от индивидуальных особенностей людей, прежде всего от свойств их не­рвной системы. Лица с сильной, уравновешенной нервной системой более выносливы к экстремальному напряжению и перенапряжению чем лица, обладающие слабой и неуравновешенной нервной системой. «Слабые» типы более подвержены влиянию сверхсильных воздействий. У них часто наблюдается растерянность, иногда доходя­щая до шока, снижается общая надежность выполнения работы. Важна и подвижность нервных процессов, быстрота и легкость смены возбуждения торможением. Люди с малой подвижностью нервных процессов чаще допускают ошибки переключения действий, что нередко чревато серьезными последствиями.
  3. Эмоциональная устойчивость и работоспособность людей повышается, если они заранее изучили особенности пред­стоящей деятельности, орудия и средства труда, обстанов­ку, в которой будет проходить деятельность, последствия неправильных действий. Установлено, например, что не­знание обстановки во время принятия решения вызывает, как правило, значительно большее психическое напряже­ние, чем определенный сигнал об опасности.
  4. Существенное влияние на работоспособность человека в экстремальных условиях оказывает предварительная подготовка и тренированность, приобретаемая в ре­зультате практического опыта. К экстремальным усло­виям в некоторой мере можно привыкнуть. Это хорошо
    известно альпинистам, парашютистам, водителям автотранспорта и др.
  5. Велико также значение моральных, волевых и других характерологических качеств личности, в частности, степени развития чувства ответственности. Для оценки этого качества в психологии введено понятие надежности личности.
  6. В педагогической практике экстремальные условия для учащихся могут заключаться в выполнении трудных контрольных работ, сдаче экзаменов, прохождении тес­тов. Психическое состояние учащихся меняется во время экзаменов: эмоциональная и умственная напряженность
    появляются до начала экзаменов, нарастают и доходят до высшего предела во время экзамена. Сдача экзамена приносит разрядку, напряжение проходит, но волнение некоторое время продолжается. Аналогичные явления наблюдаются и в спортивной практике, трудовой де­ятельности. После выполнения трудного задания человек расслабляется, снижается бдительность, что иногда приводит к непонятным, непредсказуемым ошибкам.
    Например, известно, что летчики часто совершают ошибки уже после завершения основного этапа полета.

8. Для деятельности человека в экстремальных условиях характерна немонотонная и нелинейная зависимость ка­чества деятельности от интенсивности и продолжитель­ности экстремальных воздействий. Незначительные по интенсивности и продолжительности воздействия ока­зывают, как правило, мобилизующее действие (эустресс, оптимальный стресс, параэкстремальные условия).

Под влиянием экстремальных факторов у человека про­исходят определенные изменения на поведенческом и функциональном уровнях. Последние оцениваются по мышечно-двигательным, вегетативным, электроэнце­фалографическим, биохимическим, психологическим изменениям в состоянии организма[36] .

Первый тип экстре­мальных ситуаций предопределяют факторы, обусловленные малой интенсивностью работы. Среди них, прежде всего, необходимо выделить монотонность деятельности, профессиональную гипокинезию, работу в режиме ожидания, сенсорную деривацию.

Монотонность деятельности (монотонная работа) харак­теризуется однообразием и многократным повторением одних и тех же операций, простотой их содержания. Такая работа создает у человека функциональное специфическое состояние, называемое монотонией. Она характеризуется снижением общего уровня активации, потерей сознатель­ного контроля за выполнением действий, ухудшением внимания и кратковременной памяти, субъективными ощущениями скуки, сонливости, апатии, потерей инте­реса к работе. Поддержание требуемого уровня работос­пособности возможно только за счёт дополнительного волевого усилия, т.е. включения компенсаторных меха­низмов психики. Монотонная работа является источником ошибок и несчастных случаев, реже может наблюдаться состояние психического пресыщения. Состояние монотония и вопросы снижения её отрицательного влияния (монотоноустойчивости) на человека более подробно изу­чается в психологии труда [8, 18, 36]

Для современного высокомеханизированного и автома­тизированного производства, а также для условий пов­седневной жизнедеятельности людей весьма характер­ными становятся явления гиподинамии и гипокинезии. Их общая характеристика - пониженная (ограничен­ная) двигательная и мышечная активность человека. Под этими понятиями подразумевают как условия (факто­ры), приводящие к этим явлениям, так и функциональные состояния человека, возникающие в этих условиях. В самом общем виде гиподинамия - это уменьшение мы­шечных (физических) нагрузок на мышцы, мышечная слабость. Гипокинезия - это состояние малой подвиж­ности. Оба эти явления взаимосвязаны, поэтому часто их рассматривают как синонимы. Однако в общем случае это неправильно. Например, при неподвижном стоянии человека с грузом гиподинамии нет (есть нагрузка на мышцы), но в явном виде есть гипокинезия. Наоборот, при работе в условиях невесомости объём движений может быть большой (гипокинезии нет), но недогрузка мышц остаётся (гиподинамия).


Однако чаще всего особого различия между этими поня­тиями не делают, считают их синонимами. В космической биологии и медицине обычно говорят о гиподинамии, в эргономике и психологии труда - о производственной ги­покинезии. Она в современных условиях является небла­гоприятным фактором деятельности человека и относится к особым условиям его деятельности (особенно в сочетании с другими факторами: высокими нервно-психическими нагрузками, ненормальными условиями внешней сре­ды, изоляцией от внешнего мира, одиночеством и т. п.); усиливает гипокинезию также вынужденное поддержа­ние рабочей позы. Гипокинезия возникает при низких уровнях затрат на мышечную работу, локальном харак­тере мышечных действий, длительной фиксированности вынужденной рабочей позы, однообразии, упрощении и обеднении координации движений, а также при малом информационном содержании выполняемых действий. Гипокинезия характеризуется как недостаточной общей двигательной активностью, так и интенсивной, но одно­образной и локальной работой отдельных групп мышц (например, работа оператора, кассира, машинистки, чертёжницы и т.п.).

Длительная гипокинезия (особенно не компенсируемая в нерабочее время) снижает физическую и психическую работоспособность, приводит к детренированности орга­низма, ухудшает здоровье. Страдают многие психические функции, особенно внимание, память, мышление [9]

В ряде случаев деятельность человека связана с длитель­ным нахождением в режиме ожидания. Оно может быть пассивным и активным. В первом случае процесс ожидания носит строго регламентированный характер, его начало и окончание заранее известны, известны также ее действия, которые необходимо выполнить до и после периода ожидания. Примером такого ожидания является Работа на станках-полуавтоматах. Задача станочника: установить деталь, включить станок в автоматический ре­жим, по окончании обработки вынуть деталь и приступить к обработке очередной детали. Такая работа, несмотря на её кажущуюся лёгкость, характеризуется пассивностью внимания, пассивным длительным ожиданием, скуднос­тью раздражителей, малой двигательной активностью, что вызывает у человека состояние однообразия, скуки, монотонии. Такая длительность по показателям функцио­нального состояния оказывается более утомительной, чем при активной работе.

Ещё более сложным оказывается для человека режим активного ожидания. Здесь при нормальном ходе про­изводственного процесса задача человека состоит в сосредоточенном наблюдении за его ходом и принятии экстренных действий при его отклонении от нормы. Моно­тонность обстановки, отсутствие активной деятельности, гипокинезия способствуют снижению функционального состояния организма (аналогично режиму пассивного ожидания). В то же время психологическая установка на сохранение готовности к экстренному действию, не­определённость его появления, как по времени, так и по характеру, необходимость длительного сосредоточенного наблюдения вынуждают человека сохранять активность систем организма (прежде всего анализаторов и централь­ной нервной системы) на высоком уровне. Поддержание такого состояния требует определённых психофизиологических и энергетических затрат. Следовательно, такой режим является довольно сложным видом человеческой деятельности, поэтому его можно квалифицировать как труд ожидания [6]


Режим активного ожидания предъявляет крайне противо­речивые требования к психическим качествам человека. В условиях внезапного перехода к экстренным действиям весьма полезными могут оказаться такие качества, как высокая активность, подвижность и сила нервной систе­мы. Однако они являются нежелательными для условий сосредоточенного наблюдения, где более ценными оказы­ваются уравновешенность, слабость и невысокая подвиж­ность нервных процессов. Удовлетворить одновременно тем и другим требованиям практически невозможно, что существенно усложняет подготовку, профессиональный отбор и организацию деятельности людей в этом режиме.

Для некоторых видов деятельности характерным является особый вид ожидания, который в психологии называют тревожным [15]. К нему можно отнести ожидание воз­можной аварии в деятельности оператора, водителя, лет­чика, ожидание солдата перед боем, ожидание студентом начала серьезного экзамена и т. п. Тревожное ожидание, как правило, связано с возможностью человека создавать в воображении различные модели, проигрывать в уме будущие возможные ситуации и линию своего поведения в надвигающихся событиях. Именно при проигрывании этих ситуаций и их неблагоприятных исходов у человека и возникает состояние тревожного ожидания, сопровожда­ющееся у некоторых существенными вегетативными сдви­гами. Для таких людей, говорили. П. Павлов, «ожидание неприятности бывает сильнее самой неприятности». Одна­ко для людей с сильным и уравновешенным типом нервной системы это состояние в работе постепенно сглаживается и полностью снимается. Но если внутреннее проигрывание приводит человека к представлению о плохом исходе, о том, что он не справляется с возникшими осложнениями, тревожное ожидание затягивается на продолжительный период. И если такие ситуации повторяются часто, явля­ются длительными, это приводит к невротическим рас­стройствам, называемым неврозом ожидания. Этому более подвержены лица с высокой тревожностью, мнительные, неуверенные в себе, малотренированные. Таких людей желательно не привлекать к выполнению деятельности, связанной с тревожным ожиданием[37].

В ряде профессий деятельность человека может проте­кать в закрытых, изолированных помещениях малого объема (кабина пилота, пост управления электростан­цией, кабина машиниста локомотива и др.). Это резко снижает обычный поток раздражителей со стороны внешней среды. Малый объем таких кабин и фиксированная рабочая поза в течение длительного времени приводят к ограничению подвижности, что также явля­ется неблагоприятным фактором. Положение зачастую усугубляется одиночеством (отсутствием непосредствен­ного контакта с другими людьми), гудением приборов и равномерным шумом работающих электроустановок. Еще больше в некоторых профессиях действие этих фак­торов усиливается однообразными раздражениями вес­тибулярного аппарата за счет покачивания (корабельные специалисты, летный состав, водители и машинисты), что способствует развитию сонного состояния.


Впервые такие явления и их влияние на состояние высшей нервной деятельности в экспериментальных условиях изучал И. П. Павлов в знаменитой «башне молчания». Он отмечал, что слабые однообразные раздражения есть «совершенно натуральный возбудитель тормозного про­цесса». С понятиями изоляции, одиночества, однообразия тесно связано понятие сенсорной депривации, заклю­чающееся в сенсорной недостаточности или недогрузке системы анализаторов. В условиях депривации могут возникать такие необычные психические явления, как «провалы памяти» (амнезия), кратковременная пароксизмальная потеря сознания, эйдетические представления (галлюцинации) и связанный с ними феномен «break off» (отрыв от земли).

Указанные явления наиболее часто встречаются у представителей экзотических профессий — моряков, летчиков и космонавтов, полярников. Однако они могут возникать и у представителей обычных профессий, деятельность которых связана с монотонностью, одиночеством и изоляцией. Так, В.И. Лебедев отмечает возникновение эйдетических представлений у механизаторов (трактористов), работавших в течение 12 и более часов в сутки в условиях относи­тельной изоляции в бескрайней степи. Пароксизмальные явления наблюдались у водителей автобусов и метро,находящихся в состоянии утомления в условиях монотонной однообразной работы в кабине малого объема[38].

Подытоживая сказанное, отметим, что все рассмотренные здесь явления имеют одну общую черту - низкий уровень психологической активации и объединяются под общим понятием «психо­логия скуки», которое характеризуется возникновением апатии, притуплением внимания, непреодолимой сонли­востью, снижением функций памяти. Неблагоприятное влияние на человека таких ситуаций отмечал еще в XIX в. К.Маркс: «...непрерывное однообразие работы ослабляет напряженность внимания и подъем жизненной энергии, так как лишает рабочего того отдыха и возбуждения, кото­рые создаются самим фактом перемены деятельности[39].

2.2. Особенности функционального состояния человека в видах деятельности, связанных с постоянным действием экстремальных факторов